Важное свойство сознания — способность к запоминанию и воспроизведению последовательности событий. В исследовании механизмов человеческой памяти в последние годы достигнут значительный прогресс. Работами ряда отечественных и американских нейрофизиологов установлена роль структур гиппокампа, расположенных внутри височных отделов полушарий, в оперативной памяти. Эти образования имеют обширные связи как между собой, так и с сенсорными и ассоциативными отделами коры. Значит, при запоминании они направляют сигнал в ассоциативную кору для длительного хранения, а при воспроизведении указывают адрес, где хранится связанная с поступившим сигналом информация.
Повреждение гиппокампа приводит к нарушению декларативной памяти — она представляет собой осознаваемую память о событиях, сведения о которых могут быть переданы другим лицам. Больные с указанной патологией способны хорошо учиться в школе и иметь высокий интеллектуальный коэффициент, но они беспомощны в повседневной жизни, поскольку не помнят последовательности событий, не ориентируются во времени, не могут составить план на будущее. Этот дефект проявляется только с 5-6-летнего возраста, когда здоровый человек начинает себя помнить.
Т.е. данный вид повреждения гиппокампа не нарушает текущее осознание и закрепление новых поведенческих навыков, но препятствует записи последовательности перевода внимания по наиболее актуальным фазам поведенческих автоматизмов, которые осознаются - фильмы-воспоминаний не запоминаются.
Наряду с гаппокампом в запоминании последовательности событий участвует и лобная кора. Там находятся группы нейронов, способные сохранять след от действовавшего сигнала до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ на него.
Сознание тесно связано и со вниманием: осознается только то, на что обращается внимание. Мы показали: роль памяти существенна в механизмах избирательного вербального внимания, когда человек воспринимает и реагирует лишь на определенный класс сигналов, выделяя их из массы других. Например, требуется поддерживать диалог с собеседником, выделяя его речь из других разговоров и зрительных ощущений и образов. В работе использовали запись вызванных потенциалов мозга на слова, одновременно предъявлявшиеся на экране монитора и звучавшие из компьютерных колонок. Задача испытуемого — запомнить как можно больше слов, поступавших по одному из каналов, игнорируя другие. Запоминание и извлечение вербальной информации имеет электрофизиологическое выражение в виде «когнитивных» компонентов вызванного потенциала с латентностью 400-700 мс. ВП на игнорируемый сигнал характеризовался сдвигом потенциала, обратным по полярности тому, что имеет место при запоминании — это свидетельствовало об активном торможении процессов памяти. Отсюда вывод: избирательность внимания обеспечивается тем, что ненужная информация хотя и воспринимается — компоненты ВП, ответственные за это, сохранены, человек слышит и видит слово, — но затем блокируется и вытесняется из сознания.
...