Вот, что может быть придумано, если не знать научной информации:
Назначение сознания - оценка поведения "со стороны". Что позволяет его планировать и контролировать с большой точностью. Именно этот "взгляд на себя со стороны", возможность оценить ситуацию "в целом", позволил человеку воспроизводить сложное поведение.
Каким образом это происходит:
Мозг моделирует некое поведение/ситуацию, выводит эту модель в сознание, где воспринимает с позиции внешнего наблюдателя (то есть, именно так как мы воспринимаем внешний мир). После чего оценивает эту модель с важных в данный момент позиций.
Что является этой моделью (в дальнейшем - модель поведения)?
Всё, чем наполнено наше сознание, и есть модель поведения. Прошлого, будущего, гипотетического. Речь, наши раз
мышления, чувства, ощущения - всё это модель поведения.
Особенность же позиции внешнего наблюдателя заключается в том, что он не обладает точной информацией об объекте наблюдения. То есть, с позиции внешнего наблюдателя любой человек, да и любой объект, по большому счёту, всегда имеют некоторый выбор и свободу его совершить. Именно так мы воспринимаем окружающий мир, и это восприятие формируется мозгом искусственно, на основе опыта и наследственной информации. Таким образом, в сознании мозг искуственно переносит восприятие внешнего мира на модели поведения, то есть на собственное поведение человека в конечном итоге. В результате, человек воспринимает своё поведение свободно осуществляемым. То есть, возникает иллюзия "свободной воли" и "себя" как независимо существующего объекта. Соответственно, наше "я" существует только если работает сознание, то есть мозг моделирует поведение.
Вся остальная деятельность мозга, включая непосредственную оценку моделей, проходит в подсознании (в
смысле - не в сознании) и нами никак не ощущается. Можно сказать, - сознание только некий "экран" для интерактивного контроля поведения человека и его моделирования.
Рассмотрим вкратце основные примеры того, что мы "видим" и чувствуем в сознании, то есть, основные модели поведения:
1. Непосредственно некие действия (прошлые или предполагаемые) - создаются мозгом для рассмотрения и оценки прошлого или предполагаемого поведения.
2. Чувства, ощущения - любые чувства и ощущения создаются мозгом с целью информирования окружающих о вашем состоянии.
3. Раз
мышления - любое раз
мышление это диалог (с самим собой или воображаемым собеседником). Диалог, соответственно, - поведение. Цель любого диалога - информирование окружающих о вашем опыте (знаниях).
4. Изображения, обект - как фон моделируемого поведения, или моделирование причины вызывающей некое, означенное выше поведение, или как моделирование поведения некоего объекта в ответ на ваши действия.
Модель поведения может сочетать несколько основных моделей поведения.
Как нами непосредственно ощущаются описанные выше процессы :
Мысли непредсказуемо (более или менее, конечно, в соответствии с позицией внешнего наблюдателя) только по некоему "хотению" или "усилию воли" возникают в сознании вроде бы из ниоткуда в неком готовом виде и наблюдаются несколько со стороны, будь то слова или образы. В тоже время, несмотря на неизвестную природу их появления, они ощущаются как наши собственные.
Мы не всегда успеваем "подумать" (то есть мозг не успевает создать модель поведения) прежде чем что-нибудь совершить - в таком случае мы не осознаём своих действий, не "чувствуем" их и не можем вспомнить. Мы можем, однако, попытаться их впоследствии смоделировать в сознании с некоторой долей вероятности.
Подобные идеи уже высказывались в виде отдельных догадок и неких неопределённых обобщений. Например здесь
http://warrax.net/51/dawkins/04.html Но в рамках одной полностью логически обоснованной
теории - нет.
Если вам непонятно или вы не согласны, прочитайте это:Дополню.
Зачем человеку "я" (то есть ощущение собственной личности)? Животные без него обходятся. Но, можно предположить "я" возникло случайно в ходе эволюции. Есть для этого объективные причины? Нет. (Спорное утверждение, но врядли "я" было так нужно первобытной обезьяне) Значит, можно предполагать возникновение "я" следствием другого процесса. Согласны?
Далее. Что помогает человеку контролировать сложное поведение? Просчитывать в перспективе? (Что скорее всего было важно той самой обезьяне) Взгляд со стороны. Как он получается? Мозг моделирует поведение и воспринимает его точно также как он "привык" воспринимать внешний мир (то есть с эффектом "свободной воли" - подробности в статье). В результате такого восприятия закономерно! рождается эффект "свободной личности" - нашего "я".
То есть как и предполагалось "я" следствие "взгляда со стороны". Логика есть в этом?
Далее. Почему только "взгляд со стороны" и всё? А зачем что-то ещё? "Взгляда со стороны" достаточно (вполне достаточно!), чтобы обосновать эволюционный скачок человека. Разве нет?
Далее. Почему "модель поведения", а не "модель мира" как в некоторых прочитанных мною
теориях. Зачем человеку "модель мира"? Картины рисовать? Ему прежде всего важны собственные интересы (интересы вида), то есть собственное поведение и общение с членами своей группы. Для этого ему достаточна и необходима именно "модель поведения". А "...мира" - это что-то излишнее. То есть ненужное.