По второй ссылке говорится об "обученной беспомощности", которая является типичным личностным тупиком адаптивности при отсутствии каких-либо возможностей позитивных результатов (точнее личной убежденности на опыте в таком отсутствии). |
личная убежденность на опыте в отсутствии каких-либо возможностей позитивных результатов - это тоже не точно.
Не берусь сформулировать идеально, но некоторые неясности не позволяют полностью согласиться.
Выведен из учета такой момент: убежденность в отсутствии возможностей, в то время как реальные возможности есть - это следствие одного или сочетания нескольких пунктов: корявость сенсоров, корявость
детекторов признаков разного уровня сложности, корявость памяти, рассогласованность внешней и внутренней "
аксиоматики" (система
значимости признаков - вследствие простого копирования действий окружения, принятия на веру чужих корявостей через речь, письмо...), особенности внутренней логики анализирующего ситуацию субъекта (например, перебор нескольких вариантов стимул-действие-результат, не перекрывающих всех вариантов даже концептуально и деланье выводов на основе такого ущербного перебора)......
И еще нюанс: убежденность и так личная. Но вот опыт, лежащий в основе убежденности, может быть и не личным, а взятым извне. Причем не важно - специально ли кем-то "обучался" субъект, либо сам впитал обрывочные сведения из действительности и слепил "из того, что было" выводы.
Возможно, формулировки, которую дал nan, и достаточно, чтобы потом заявить об отсутствии у насекомых такого вида
адаптивности.
Не буду рассуждать про насекомых и возможность влиять на их поведение, ведь ролик не про блох...
Отбросим пока и цель, с которой можно использовать такой миссионерский ролик - снимать защиту от влияния и перехватывать управление (это уводит в сторону от темы). Ведь можно использовать и с "правильной" целью - разрушить не соответствующие действительности представления у "подопытного", показав механизм и нюансы их формирования. Ну, может, надо избрать для демонстрации феномена что-нибудь поближе к наличествующему у ученика опыту к моменту контакта с информацией.
Не на пустом же месте возникло народное "назови человека 10 раз свиньей, на 11-й раз он захрюкает"? Здесь же ведь тоже, не про свиней говорится
Хотелось прояснить зависимости поведения от опыта. И опыт этот в период "активного и не очень активного воспитания", как это замечено (мной лично в том числе), может влиять не только на поведение в аналогичной ситуации по отношению к "воспитателю" (которым может быть и среда, например), но и влиять в целом на линию поведения, характер взаимоотношений подопытного со средой в дальнейшем. Особенно, если все попытки отойти от диктата "воспитателя", "объяснявшему" "что такое - хорошо и что такое - плохо" сопровождались увесистыми тумаками, оставившими не стираемый след. Причем среда может быть уже другой, а поведение останется тем же. И единственный способ выглядеть адекватом такому "обученному" товарисчу - находиться в среде, под которую он заточен. В другой же среде поведение такого индивида может оцениваться, как минимум, как "чудаковатое". Ну, а где место для "чудаковатых" - известно - обочина.
Обученная беспомощность - маменькин сынок и др... Можно ведь так сказать?
Содержание в "тепличных" условиях животного - разве это не обучение беспомощности? Обучение бывает кнутом, пряником, личным примером - разное. Но бывает еще и лишением опыта, в т.ч. необходимости действий, направленных на обучение самостоятельности. То есть фактически формирование "опыта нехилого существования без всяких там
адаптивных заморочек", которые другие "накачивают" личным опытом в полевых условиях. Это тоже же приведет к обученной беспомощности? - Разве нет?
Если человек все время брал деньги из тумбочки - у него только такой опыт - то когда их там не окажется - это будет большим стрессом. Что будет человек делать - искать способы заработать или "тумбочку"? И как долго он будет её искать? И когда потеряет надежду найти заветную "тумбочку", он покончит с собой как белка или все-таки дополнит свои представления о способе добывания денег?
Естественно, надо оговориться, что беспомощность - понятие относительное. В одной ситуации - один беспомощен, в другой - тот, кто в другом - "бог".
То есть в итоге, наверное, лучше говорить о процессе формирования и о достаточности имеющегося в арсенале набора
алгоритмов
идентификации возникающих ситуаций и способности организовать такое
адаптивное поведение, которое уменьшит разницу между тем, "что имеем" и тем, что "хочется". Учитывая уровень и качество самооценки - как опыт личных удач и неудач. Здесь же до кучи и "чего хотеть нельзя", "как положено", "чего не может быть, потому что такого не может быть никогда"... - убеждения на реальном опыте и "верования". Много нюансов. Но, часть этих убеждений оторвана от реальной действительности. Так вот эта часть и может быть поименована - ограничивающими убеждениями.
И если не проводить ревизию своих убеждений, то так и будешь их заложником.
Разве это сообщение не содержится (в том числе) в продемонстрированном ролике?
Кстати, а что можно сказать про воспитание слонов с детства? Вот как описывается аналогичная методика "воспитания" (по памяти): слоненка маленьким привязывают на очень прочную привязь. Постепенно он оставляет попытки освободиться. В дальнейшем достаточно чуть ли не веревки, чтобы эта махина стояла смирненько около веточки, воткнутой в землю, которой привязана эта веревка.
Мне до сих пор кажется, что феномен под названием "обученной беспомощности" достоин более подробного "препарирования", так как он касается в конечном итоге текущего
мировоззрения каждого человека. Общими силами можно обсудить конкретные варианты его проявления в жизни. Глядишь, и сформируется методика ревизии наиболее часто встречающихся "тараканов в голове", мест гнездования, времени закладки яиц и периода развития до взрослой особи и химсостав мелка "Машенька" вместе с рецептами его приготовления и способами употребления.
Переход, так сказать, от
теории к практике для "чайников"
Другими словами, меня лично интересует не просто феномен тупика
адаптивности, а моменты сворота в сторону тупика, ключевые пары положительно-отрицательно влияющих характеристик "воспитывающей" среды, карты лабиринта характерных итоговых тупиковых ситуаций...
Формализация и детализация на уровне функциональной модели феномена (от максимальной абстракции к максимальной конкретике).
Кого-нибудь еще из участников дискуссии интересует подобное направление препарации? Просматривается практическая польза?
Для интересующихся блохами и возможностями их дрессировки вот небольшая выдержка с просторов Интернета:
Блошиные цирки были чрезвычайно популярны в Европе в конце XVIII — начале XIX веков. Многие европейские монархи весьма неравнодушно относились к такому роду развлечений, а во Франции даже был учрежден Придворный Блошиный Цирк, чудом сохранившийся после Великой Революции и просуществовавший вплоть до 1905 года. Блошиный народ воспевали великие писатели: Лафонтен, Байрон и Гофман посвящали блохам поэмы и романы; а современники писали: «...ничто не может сравниться с тем неведомым, высоким, крайне любопытным и неповторимым ощущением восторженного счастья, когда вы сквозь увеличительное стекло глядите на артистичность и талант сих неразумных тварей божьих, на бесконечный танец…», ну и так далее. Добавим лишь, что в это время в России для достижения аналогичных эстетических ощущений использовались дрессированные ярмарочные медведи, обученные ведрами пить пшеничную водку и художественно реветь под гармонь. Несладко приходилось блохам в России. Реакционное правительство Николая I вело борьбу с блошиными цирками на самом высоком уровне, а Александр III запрещал подобные представления на базарах, рынках и в присутственных местах. Сегрегация проникла даже в самые низшие слои общества — вспомните хотя бы тульского умельца Левшу, жестоко обувшего уникальную гишпанскую блоху в чугунивые лапти! Настоящая блоха подкована на две прыгательные лапки. Подковы выполнены из платины, гвоздики из стали. Толщина подковок 5 мкм (0,005 мм), ширина 60 мкм (0,06 мм). Подкованная блоха — это классика жанра. На прыгательных лапках прибиты подковы. Хотя слово «прибиты» не годиться для микромира. Толщина подковок 5 микрон. 200 подковок положенные друг на друга составили бы стопочку высотой 1 миллиметр. Ширина подковок 60 микрон, что соответствует диаметру человеческого волоса. Длина гвоздиков, которые лежат рядом, больше необходимой для блохи. Это сделано для того, чтобы их было заметно при данном увеличении. Некоторые зрители сетуют на то, что хотелось бы видеть подковки при большом увеличении. Однако тогда было бы не видно всей блохи целиком и нашлись бы зрители, которые бы сетовали бы: «Почему всей блохи не видно? Блоха была самоотверженно выращена щедрым котом Казимиром и была с радостью им пожертвована ради искусства, за что он и был отмечен как спонсор. Ну, и какая же подкованная блоха без собственного имени? Вряд ли кто из читателей рискнет и станет доказывать, что кроме брезгливости и отвращения блохи могут вызывать иные чувства. И все же, как это ни странно, отношение к этим шестиногим было не всегда таким. И смотрели на них не только как на докучливых тварей, но и как на… артистов. Прежде блоха была излюбленным цирковым животным. "Некоторые люди зарабатывают себе пропитание дрессировкой блох, запрягают их в маленькие повозки и выучивают другим фокусам", - писал в своей знаменитой монографии "Жизнь животных" Альфред Брем. Еще средневековые английские писатели рассказывали об умельце, который прикрепил блоху к крохотной карете при помощи золотой цепочки длиной с человеческий палец. Сохранились программы цирка некоего сеньора Бертолотто. Афиши изображали блошиные оркестры, блох - игроков в карты, а также блох, запряженных в карету или тянущих за собой кораблик. Говорили, что под занавес на сцене появлялись герои Ватерлоо: Наполеон, Блюхер и Веллингтон, сидящие… верхом на блохах. Насекомых обучали стрелять из миниатюрных пушек, таскать тележку, превышающую их собственный вес в 80 раз! Циркачей обучали качаться на крошечных качелях, кружиться на каруселях. Разумеется, существовали и методы дрессировки. Например, чтобы приучить блох передвигаться шагами, их держали в невысоких закрытых коробочках. Ударяясь о крышку, блохи постепенно "отучались" прыгать. После выступления "артистов цирка" поощряли: им позволялось вдоволь напиться крови. Дрессировка блох и изготовление реквизитов для блошиных цирков - одно из самых скрупулезных занятий. В этом деле европейцы достигли больших успехов. Кое-где блошиные цирки сохранились и до наших дней. |