"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства."
(с) Всеобщая декларация прав человека,
Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
Красивый текст и красивая объединяющая идея и всё-таки хотелось бы фактов:
1) Разве мы действительно рождаемся сколько нибудь свободными?
Давайте посмотрим расхожее определение:
Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами.
Можно ли предположить, что младенец может принимать ответственно решения вне природных, социальных, межличностных фактов и насколько вообще уместно говорить о его личности наделяя её свободой?
2) Как следует формировать себя человеку, чтобы он действительно мог идентифицировать себя свободным и эта оценка была бы хоть в какой-то мере объективной?
Давай взглянем на борцов за свободу во время последних революционных волнений, можно ли хоть в какой-то мере допустить, что революционный переворот сделает индивида свободным? Не следует ли предположить, что действительная свобода является результатом планомерного ответственного, во многом самостоятельного развития человека?
Часто можно наблюдать крайности: инженер не видит ценности в гуманитарной сфере, находя представителей гуманитарных профессий наивными, люди же "гуманитарного склада" не в состоянии оценить современной научной мысли. Не кажется ли вам, что мы имеем хромого либо на одну, либо на другую ногу?
Отсюда возникает предположение:
Не следует ли инженеру уделять достойное внимание гуманитарной сфере? - Внимательно исследуя аспекты человеческих взаимоотношений, основ культуры, её символизма и достояния, познавать тонкость и многогранность человеческой природы. Ведь фактически гуманитарная сфера представляет собой рефлексию человека.
3) Всякая ли свобода будет ценна?
Достоит ли ницшеанский безумец, который сбросил с себя "духовные стразы", быть частью общества? Или последовательное развитие своих навыков и представлений - это далеко не скорый и сложный процесс? Как человеку, который обретает некоторые навыки независимости не стать раковой опухолью в обществе?
4) Сколько в мире свободных людей?
Можно ли назвать свободной толпу, которая свергла диктатора, или следуя пифагорейцам следует повторить:
Много возможностей выбора существует у людей. Много средь них возможностей дурных, много и добрых. Посему прежде нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них для себя достойный путь.
Если же среди людей заблуждение возьмёт верх над правдой — мудрый отходит и ждёт воцарения истины снова.
(с) Золотые стихи. Пифогорецы. Первый век до н.э.
Не кажется ли вам, что свобода предполагает серьёзную работу над собой, которую в действительности способны делать единицы?
5) Считаете ли Вы себя свободным?
6) Не кажется ли Вам, что тот продукт, который продают нам некоторые "демократические" "либеральные" общества - это вовсе не свобода? Может быть это уловка, как красная точка лазерной указки для кошек?
Не является ли свободный индивид продуктом последовательного поступательного развития культуры? При этом едва ли его свобода выйдет за контекст актуальных вопросов его времени. Свобода - это не то, что можно принести на блюдечке с золотой каёмочкой в общество. Вполне возможно, что те кто уверяют, что способны это сделать, на деле типичные манипуляторы, рабы своих же идей.
Подводя некоторый итог вопросам: я предлагаю рассмотреть свободу, как результат формирования навыков и представлений в нашей нервной системе в результате научения, а так же оценить корректность текущих расхожих представлений о свободе.