Про Академическую науку на сайте уже есть статья: Академическая наука, где показывается, какую специфику привносит организация науки в научные исследования и показывается немало негативных моментов 1) централизации управления, 2) неизбежной инерционности вплоть до ретроградства, 3) возможности злоупотреблений, 4) специфическим трудностям для собственно исследователей в экспериментальной работе, обобщениях и формализации результатов.
Эта тема не для доказательств порочности организации науки и, тем более - не простив науки, но знать и учитывать то, что мешает научным исследованиям в разных стадиях - нужно, и делать вид, что этого нет - не следует даже в политических целях отстаивания научных организаций.
Очень прошу здесь не флудить и показывать, в основном, реальные публикации по отмеченным негативным моментам, а так же предлагать способы противодействия этому. Приводя ссылки, не забываем комментировать, что именно в них требует внимания.
Итак, добавляют две новостные публикации.
1. Статья о «хоббите-дауне» привела к научному скандалу
Независимое научное рецензирование — основной принцип работы современных академических журналов. Чтобы гарантировать объективность, редакция посылает рукописи нескольким ведущим специалистам по теме (на условиях анонимности). Однако PNAS работает по другой системе: члены Академии имеют права самостоятельно выбирать себе рецензентов и таким образом оперативно публиковать результаты своих исследований без бюрократических проволочек. Ситуация с «флоресским человеком» вызвала новую волну критики в адрес этой системы.
Здесь описываются баталии между носителями разных теоретических моделей, в которых используются лазейки в организации научных публикаций. Оказывается не все там равноправно и справедливо, а всегда возможно найти способ "публиковать результаты своих исследований без бюрократических проволочек". В этом проявляется монополизм имеющих большее влияние в редакциях и выявляются недостатки универсальной системы рецензирования, не учитывающей состояние уровня понимания в данной предметной области: понятно, что там, где только начинаются исследования не может быть компетентных рецензентов. И, в довесок, есть жесткое ограничение на вообще число предметных областей из-за чего новые (например, адаптология) просто вылетает из академической обоймы, вынужденная оказываться в одной из смежных областей, но без компетентных специалистов в ней.
2. Российские ученые научили наночастицы считать, потратив $20 тыс. собственных денег
В ходе работы, чтобы не упустить приоритет, ведущий автор статьи и основной исполнитель исследования 27-летний российский ученый Максим Никитин из МФТИ, ИОФАН И ИБХ РАН, в частности, работал по 70 часов в неделю, потратил около $20 тыс. семейных денег на реагенты, а часть экспериментов провел дома, так как работать в институте ночью не позволяла охрана.
Способы организации научных исследований до предела зарегулированы и ограничены централизовано. В свое время я так же многое делал в собственной лаборатории в перестроенном сарае - более эффективно и без головняка, чем это было возможно в академических институтах (очень много факторов, в том числе и личностных). Снабжение, опять же централизованное и ограниченное, часто просто не предоставляло необходимого. Постоянные внутриинститутские и межсотрудниковские инсинуации мотали нервы и мешали работе.