Гордеев М. Н.
Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд.— М. Изд-во Института Психотерапии, 2005.
Глава 8. СОПРОТИВЛЕНИЕ
Сопротивление — явление в поведении пациента, с которым сталкивается каждый психотерапевт, независимо от того, в какой психотерапевтической технике он работает. Пациент, который приходит к нам, в той или иной степени приносит его всегда.
Сопротивление может иметь сознательный и бессознательный компоненты. Следует выделить несколько видов сопротивления, но надо сразу оговориться, что они могут сочетаться у пациента:
- боязнь потерять контроль над собой. Человек привык контролировать себя во всем, возможно, имеет негативный опыт потери контроля и последующих собственных неожиданных реакций. Он боится беспомощности перед самим собой;
- страх перед властью терапевта. Пациент не верит вам, в чистоту ваших намерений, а часто не именно вам, а всему окружающему миру. Он боится беспомощности перед лицом неведомой опасности;
- нежелание душевной боли. Мы будем работать с неприятными моментами жизни пациента, дотрагиваясь до надорванных струн души, доставляя им болезненность и дискомфорт. Люди стремятся остаться в неведении относительно своих проблем. Неудивительно, что в большинстве случаев та версия проблемы, которую вам представляют при первой встрече, не соответствует реальной проблеме, выявляемой в ходе последующей работы;
- застенчивость. Пациент считает, что неприлично поддаваться «дремоте», когда терапевт с ним разговаривает;
- анализирование. Человек всеми силами старается удержаться на поверхности транса, пытаясь найти в ваших словах
смысл. Он может ждать конкретных указаний по своему поведению и, даже когда транс все-таки настигает его, всеми силами сопротивляется ему. Подобный вид сопротивления часто наблюдается у обучающихся гипнозу, когда в процессе обучения они тренируются наводить транс друг на друга и стараются запомнить и оценить услышанные фразы;
- избыточное сотрудничество. В такт вашим словам он кивает головой или стремится завязать диалог с вами, говоря: «Да-да, я абсолютно с вами согласен, доктор!»;
- незнание процесса. Человек, который не понимает, что происходит, часто с низким уровнем интеллекта. Он будет сидеть в кресле перед вами, будет внимательно смотреть вам в глаза, ерзать, вертеться. Попытки угомонить его иногда не приводят к желаемому эффекту;
- отсутствие мотивации. Зачем входить в транс, если его результат не интересует. Иногда появляется даже азарт в противодействии терапевту.
Проявления сопротивления могут быть явными, как хождение по кабинету, размахивание руками, словесный отказ от работы, что редко встречается. Когда признаки сопротивления явны, встает вопрос о возможности психотерапии, а в случае словесного отказа об этом не может быть речи. Чаще пациенты камуфлируют сопротивление, чем дают простор для ответных действий психотерапевта. Например, пациент стремиться рассказывать еще и еще о своих беспокойствах, оттягивая момент начала транса. Показателями сопротивления могут быть длительные бурные эмоции, слезы. Иногда причинами «невхождения» в транс будут кашель, чихание, усиленное сглатывание. Все происходящее пациент объясняет нездоровьем, эмоциональностью и другими причинами, не связанными с гипнозом. Для терапевта это сигналы повышенной тревожности человека, пришедшего на прием, и перед ним встает вопрос: «Что делать?»
Если он решает продолжить терапию, то последующих путей два: преодолеть (сломить) сопротивление или его использовать. Идеи могут находить свое выражение в конкретных способах работы.
Способы преодоления сопротивления
1. Профилактика сопротивления
Каждому пациенту требуется свое количество времени, чтобы поверить психотерапевту, разрешить ему доступ во внутренний мир. Не следует форсировать стремление отправить пациента в транс. Установление «зоны доверия» — основная задача подготовительного этапа транса и, если она не выполнена, то пациент сопротивляется переходу к следующему этапу. Более тщательное присоединение, предварительное информирование клиента о той терапии, которая его ожидает, и о его роли в ней значительно снижают возможное сопротивление.
2. Директивное ведение транса
Терапевт может предложить пациенту сесть спокойно, закрыть глаза, ощутить расслабление и т. д., применяя прямые внушения, а в дальнейшем, когда процесс запущен и развивается, можно перейти к использованию косвенных внушений. Следует определить перед началом сеанса, исходя из собственного опыта и понимания личности пациента, — не вызовет ли директивное ведение усиления сопротивления.
3. «Гипноз без гипноза»
Транс лишь облегчает проведение необходимых внушений, но не является строго обязательным, возможна суггестивная работа без формального наведения транса, т. н. «техника вставленных сообщений». Вы можете вести с субъектом беседу, где в свою речь вы вставляете необходимые внушения. В простой беседе, вне какого-либо наведения транса, вне фиксированного транса, вы можете проводить все виды внушений, только они должны быть поданы незаметно для сознания. Расскажите ему историю о человеке, который у вас был на приеме. «Был у меня пациент, похожий на вас. Я почему-то вспомнил о нем, когда вы пришли. Вы даже чем-то внешне на него похожи. Вы знаете, у него была сходная проблема. Да, очень интересно. Да, у него были такие же головные боли. И, действительно, мы с ним
говорили долго о разных способах, которыми он может себе помогать. Он научился сам себе помогать. Помогать себе очень просто, если захочешь». И так далее. В этот момент клиент настолько заинтересован, хотя его глаза открыты и он кивает головой, он находится в трансе, боясь пропустить рецепт, как его предшественник справился с головной болью.
4. Фиксация внимания
Внимание пациента фиксируется на какой-то точке вовне или на ощущении внутри его, часто для этого нужно найти некий смысл, чтобы мотивировать человека на старательную фиксацию. Если вам удалось получить нужный эффект, перенаправляйте фокус внимания на внутренний мир, заботы пациента и развивайте полученный транс.
б.Дезактуализация сознания через создание замешательства
Для создания замешательства существуют две основные идеи: нарушение стереотипа и перегрузка сознания.
Для нарушения стереотипа следует вначале выявить его. Стереотипы могут быть индивидуальными и общепринятыми. Один из самых известных способов прерывания стереотипа — «прерванное рукопожатие», когда терапевт протягивает пациенту руку для рукопожатия и в последний момент либо убирает свою, либо перехватывает руку пациента и ставит ее в необычную позу. Пациент застывает в конфузионном трансе, задачей терапевта является немедленно использовать его и развивать транс дальше.
Перегрузка сознания достигается сообщением клиенту избытка информации, желательно запутанной. В русском языке такой процесс называется «забалтыванием». Можно использовать категории пространства, времени, события жизни и т. д., путая глагольные времена, падежные окончания.
«Вы можете подумать о своем прошлом. И задумываясь о сегодняшнем дне, из своего прошлого взгляните на будущее. Подумайте, каким интересным было ваше будущее. И как вы можете почувствовать себя в нем, как будто вы сейчас в настоящем или затем в прошлом, может быть, в далеком прошлом, а может быть, в далеком будущем. Потому что, это неважно, где вы сейчас и какое сейчас время, а важно, что за закрывающимися веками вы можете увидеть свое время». Смысл в таком высказывании найти трудно, но оно делается серьезным тоном и звучит как откровение.
Перегрузка сознания возникает, когда вы просите пациента сосредоточить свое внимание на различие в ощущениях или звуках. Например, можно предложить поискать разницу в кончиках пальцев обеих рук и найти в них что-то особенное, отличное.
Другой интересный способ. Пациент сидит с открытыми глазами, а вы просите его сфокусировать свое внимание на коленях и на отрезке между ними на полу, предлагаете пытаться одновременно удержать фокус внимания на этих трех точках. На самом деле это невозможно по оптическим причинам, поскольку расстояние до коленей и до пола разное, и требуется разный фокус зрения для этих точек. Чтобы попытаться удержать их в поле зрения, ему постоянно приходится фиксировать внимание то здесь, то там, одновременно он не может это сделать. Есть единственный способ — расфокусировать зрение, а этот процесс ведет к трансу: когда взгляд расфокусирован, внимание также теряет концентрацию. Если пациент расфокусировал зрение, это то же самое, как если бы он закрыл глаза — зрительный канал отключен.
6. «Сопротивление» терапевта
Способ возможный при «сознательном» сопротивлении, когда пациент предполагает, что с его сопротивлением будут бороться.
- Доктор, я думаю, у меня ничего не получится.
- Конечно...
После такого ответа вам гарантирован легкий транс клиента и его интерес к вашим словам. Далее следует развить успех, не давая опомниться.
- Вы же даже не закрыли глаза. Закройте глаза. И следите за дыханием... и т. д.
7. Использование противоположностей
Сопротивление можно использовать, поддерживая его, играя на противоположностях. Мы принимаем сопротивление как факт, присоединяемся к нему и переходим к ведению.
«И чем дольше открыты ваши глаза, тем может сильнее становиться напряжение в них, и тем легче векам будет закрыть их».
«Чем больше напряжение ваших мышц, тем легче и приятнее затем будет расслабление».
С сопротивлением не обязательно бороться. Клиент может сопротивляться, мы можем пойти от противного, с обратной стороны, не противясь сопротивлению, а приветствуя его, как проявление запроса пациента.
8. Метафоры
Одной из рекомендаций при сопротивлении является использование метафор. Зачем человеку сопротивляться красивой истории! Это же глупо. И человек не сопротивляется, если вы рассказываете метафору. Другое дело, что внутри метафоры есть внушения, но он-то об этом не знает! Возможно использование разных видов метафор, которые будут описаны ниже.
Глава 19. РАБОТА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ
Сопротивление — естественная сознательная и бессознательная реакция пациента на изменение его внешнего и внутреннего мира. Подобная реакция в большой степени является защитной. Даже намеревающийся изменяться пациент втайне может испытывать тревогу перед трансформацией. Он знает, что у него есть на сегодняшний момент, он каким-то образом сжился с проблемами, и то, что приходит взамен, каким бы интересующим и важным оно не было, может пугать его.
Каждый пациент имеет свою внутреннюю склонность к изменениям, свою личную скорость, подходы. Изменения могут приходить на смену устоявшимся канонам личности, перетряхивать их, и субъект в этот момент чувствует себя неуверенно. Особенно следует учесть то, что пациент — это человек, испытывающий определенные проблемы, сопровождаемые психическими и социальными страхами, неадаптивный к окружающему миру, находящийся с ним в постоянном конфликте, а при этом психотерапевт — это тоже часть окружающего мира.
За пациентом стоит система отношений, которая поддерживает его способ функционирования в привычном мире. Это родные и близкие, определяющие его привычки и интересы. Чтобы система начала меняться, требуется определенное время и значительные усилия. Поскольку любая система стремится к стабильности, для того, чтобы ее раскачать, нужно время. Это также может являться немаловажным фактором сопротивления.
Попытки ругать, клеймить своего оппонента — не самое лучшее поведение для психотерапевта, поскольку сопротивление следует принять как реальность, которая существует. Попытки противодействовать сопротивлению, пройти его,
сломать не являются полезными, поскольку это часть личности человека, и таким образом мы выступаем против нее. Нас может удивлять, пугать и обижать неизвестно откуда взявшееся поведение, эмоции пациента, которые нелогичны с нашей точки зрения. Даже пациент не может их объяснить, поскольку они продуцируются большей частью бессознательными процессами, которые, как надо помнить, стоят на защите личности человека.
Если кажется, что внешняя тревожность, с которой пациент пришел к нам в первый раз, начинает уходить, на самом деле, возможно, что это лишь иллюзия, и она готова вернуться в любое время. Пациента устроило бы, если вы взмахнете волшебной палочкой, и все необходимое произойдет с ним быстро, одномоментно, и за процесс изменений будете отвечать вы, индуцируя их действием со стороны. Когда пациенты понимают, что им нужно изменить свою жизнь, а для этого поломать старую, естественно, что высокая эмоциональная значимость этого процесса пугает их. Психотерапия для него может быть страшным событием в длительной череде испугов, которые тянутся за человеком по жизни.
Возможно, сопротивление связано с тем, что пациент не может сознательно прояснить свою проблему без помощи психотерапевта. Для пациента характерен достаточно узкий круг понимания, в котором он замыкается, уверенный в том, что здесь кроется вся проблема. Часто рассказ человека о своих заботах на первом сеансе радикально отличается от того, что проявляется в ходе работы в течение многих встреч.
В ходе терапии достаточно часто проявляется удивительная двойственность подходов субъекта к ней. С одной стороны, пациент настаивает на изменениях, он готов принять помощь, готов что-то делать для ее получения, и в то же время сохраняется часть его личности, которая боится всего, даже если она тщательно скрывается не только от терапевта, но и от самого субъекта. Отсутствие полной информации у психотерапевта о пациенте можно отнести как к досадным недостаткам ограниченного времени общения, так и к бессознательному сопротивлению пациента, который утаивает часть информации и, воз-
можно, саботирует процесс психотерапии. Важно отметить, что это вполне естественный процесс, и в его появлении не виноват никто — ни терапевт, ни клиент, и поэтому, пожалуй, основным является вопрос, каким образом обойти возможное сопротивление пациента.
Основное правило работы с сопротивлением в эриксоновском гипнозе — это умение использовать, утилизировать сопротивление пациента. Мы признаем важную функцию сопротивления, соглашаемся с тем, что оно должно быть, и с тем, что это явление, возможно, полезное для психотерапевтического процесса, поскольку обладает энергетикой, силой, которую мы можем использовать, направляя ее в терапевтических целях. Терапевт может попытаться, во-первых, сделать неожиданный шаг, когда он не столько пытается пройти сопротивление, сломить его, а, наоборот, предлагает его усилить, как бы предлагая пациенту идти от обратного, наращивая свои защитные механизмы. Это внешне похоже на старую детскую игру, когда двое, встав друг напротив друга, толкают друг друга ладонями, при этом хитрый участник может вместо толчка в последний момент убрать свои ладони, и тогда его противник, рассчитывая получить сильный толчок, настолько ожидает встретить его, что копит силы, и вдруг накопленная сила уходит в пустоту, срывая его с места и заставляя проиграть в единоборстве.
Вы можете высказать свое понимание сопротивления, рассказать пациенту о его важности и обязательности, соглашаясь с ним и даже подтверждая его важность и необходимость для успешного достижения цели. Подобное поведение и любое иное должно иметь за собой одно последствие: пациент откажется от противодействия вам. Он сможет направить силы благодаря вам на построение новой личности и на ее защиту. Созданная личность, как и любая другая, будет нуждаться в опоре, и в данном случае сопротивление может также сыграть важную психологическую роль.
Анализ поведения пациента, который происходит у психотерапевта, может дать ему ценную информацию: откуда взялось это сопротивление, почему оно выражается именно та-
ким образом, о каких особенностях личности оно может говорить. Информация может быть полезна для построения стратегии психотерапии, для выявления ее целей, путей их достижения и этапов воздействия.
Возможно, сопротивление обусловлено уже предыдущими попытками пациента работать с травматическими переживаниями своего прошлого, которые являются настолько болезненными, что любое прикосновение к ним заставляет сжаться. Такое сжатие является не чем иным, как сопротивлением, потому что попытка вернуться к пережитому в эмоциональном напряжении влечет за собой сильный дискомфорт, и состояние похоже на естественную реакцию человека — сжиматься перед какой-либо болезненной процедурой. Это говорит нам, что основная работа еще впереди. В тот момент, когда мы проработаем самые неприятные моменты в жизни человека, сопротивление исчезает, значит, основная часть работы уже позади.
Как правило, сопротивление больше проявляется в моменты сознательного функционирования пациента и в процессе наведения транса. Когда транс уже наведен, то сопротивление становится намного меньше, хотя оно может сохраняться даже на фоне глубокого погружения в транс.