Вот что я про это думаю :)
У любого человека есть два вида убеждения: предположительное априори и результат личного реального (а не субъективного) опыта. Первое предшествует второму всегда, если только второе не постигается неожиданно-случайно.
Убежденность предположительная основывается на некоем в чем-то схожем личном опыте или же на основе убежденности первого вида, имеющего высокий уровень. Т.е. она может быть объективно обоснованной, максимально адекватной реальности или субъективно обоснованной, еще не проверенной и, значит, могущей содержать неадекватности.
Субъективное обоснование может быть и не личным, а в виде сведений от другой личности. В этом случае убежденность обязательно питается признаками авторитарности переданных сведений, иначе убежденность не возникнет.
Нас интересует именно этот последний вариант. Какие признаки авторитарности нужны для того, чтобы сведения имели высокий уровень убедительности? И какие условия нужны, чтобы привлечь внимание настолько, что сведения будут с интересом восприняты?
Признаки авторитарности - приобретаемый опыт их распознавания, формируется в возрасте доверчивого обучения и примерно копируется то, что демонстрируют близкие люди, которые имеют большое значение для ребенка. Именно в этот период развивается опыт распознавания ситуаций, к которым предпочтительно относится с доверием и принимать как есть, ведь достаточного личного опыта еще нет, чтобы самому разобраться. Они формируются примерно так же как и распознавание признаков симпатичности (часто черты, сходные с родительскими вызывают симпатию). Эти признаки затем усложняются, соразмеряясь со все более разнообразным окружением, и вот, уже просто печатное слово (текст статей, новостей) приобретает убедительность, которая усиливается, если фразы к тому же содержит авторитарные признаки, например, умно написанное, пусть непонятное (и даже лучше, если непонятное, не вызывающее конкуренции с личными убеждениями), но по отдельным признакам вызывающее доверие.
Если что-то привлечет внимание новизной и высокой значимостью и, в то же время, имеет высокий уровень убедительности, то, скорее всего, будет создано убеждение первого вида. Новизна и значимость, граничащая с ощущением чуда при высокой авторитарности - почти всегда приведет к этому. А если это сулит что-то очень заманчивое, то мало кто способен этому противостоять.
Любая религия дает авторитарно, отечески-доверительно преподносимые сведения, которые формируют высокий уровень убеждения первого вида и при этом всячески пресекает даже мысли о том, чтобы как-то проверить эти сведения и получить убеждение второго вида. Да и высокий уровень убеждения этому сам по себе способствует: нужны доводы, обладающие еще более высоким уровнем убедительности или ситуация, когда неожиданно будет получен отрезвляющий опыт, способный дать убежденность второго рода.
Просто же доводами этого достичь почти невозможно: организовать чудо, которое превысит прежнее чудо - не просто.
Бывает, что сама жизнь мелкими тыканьями в не соответствия субъективному убеждению, увеличивает сомнение и понижает, тем самым, уровень чудесной убежденности. Тогда, бывает, оказывается достаточно более-менее серьезной встряски и у сознательного усилия разобраться, чтобы сбросить наваждение.