Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Привет! Правила | Свежее | Чат | Подписка
Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Тема форума: «Как развивается эмоциональное восприятие музыки»

Сообщений: 21 Просмотров: 16051 | Вся тема для печати
1 2
 
Finarfin
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 388


ICQ: geratewart@jabber.ru
Оценок: 2
список всех сообщений
clons
автор: nan сообщение 18013
(в мозговом центре рая и ада)
Метафора не самая удачная, учитывая многозначность религиозных концепций "рая" и "ада"
Нормальное название есть у этого центра? И это действительно физически локализованный участок? Про центр удовольствия - читал об опытах с обезьянами с вживленными электродами. А вот про его противоположность ничего не знаю.

А в целом наверно соглашусь. Процесс формирования музыки - длительный и обусловлен развитием во взаимодействии некого усрененного субъективного опыта слушателей и музыкантов... и то, что в этой области есть некоторое постоянство обусловлено общением... ведь люди корректируют свое мнение, узнав мнение соседа Постоянных небольших правок достаточно для возникновения более-менее общепринятых понятий.
Диссонирующие звуки, возможно, похожи на звуки деструкции, ломания. Т.к. при диссонансе возникают низкочастотные биения. Низкочастотные звуки в природе возникают при ударе в жидкой среде. НЧ колебания возникают в теле при салюте, что распознается как опасность, вырабатывается небольшой дозняк адреналина, всем весело, и спать не хочется, все становятся алертными и кайфуют от этого
У звуков, которые я определил бы как приятные, как правило, плавное нарастание фронта (длинная атака), к такому звуку успеваешь привыкнуть, и он не может быть распознан как опасность.

То есть помимо культуры некие физические параллели провести можно, а в генотипе (читай ROM действительно незачем хранить такие данные.

p.s. спектры горестного вытья и веселого смеха все равно интересно сравнить с музыкальными интервалами

Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12275


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 18033 показать отдельно Май 24, 2010, 06:46:25 PM
ответ -только после авторизации

Вместо ада-рая лучше говорить хорошо-плохо, но и это - не вполне передает функционал для адаптивности.

>> спектры горестного вытья и веселого смеха все равно интересно сравнить с музыкальными интервалами...

только стоит при этом оговаривать границу применимости таких описаний, вплоть до конкретной музыкальной субкультуры и, может быть, даже конкретной группы исполнителей :)



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:

 
Constructor
УДАЛЕН

Род: Мужской
Сообщений: 65
!!! список всех сообщений
clons
Сообщение № 18075 показать отдельно Май 27, 2010, 07:14:40 PM
ответ -только после авторизации
Представлю ситуацию.
Если в стоматологической, хирургической клиниках будет играть музыка построенная, например, на сочетаниях доминантсептаккордов с мажорными и минорными то такие сочетания в реальной жизни будут ассоциироваться с клиникой и болью? Будет ли вызывать такая музыка в реальности некую тревожность (неопределенное чувство страха).
С чем ассоциируется песня "Прекрасное далеко". У меня сейчас ассоциируется с рекламой года молодежи и вызывает примерно такие же эмоции, как и ролик.

Метка админа:

 
Finarfin
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 388


ICQ: geratewart@jabber.ru
Оценок: 2
список всех сообщений
clons
Сообщение № 18333 показать отдельно Июнь 11, 2010, 04:12:01 PM
ответ -только после авторизации
здесь ответ скорее будет количественным, а не качественным, ведь параметры синаптических связей - величины непрерывные, а не дискретные.
Поэтому если 25 раз сходить в клинику и один раз на концерт, то наверно эти доминантсептаккорды будут ассоциироваться с болью. А если 25 на концерт и один раз в клинику... То всё равно может заассоциироваться, если одна боль перевесила восторг от 25 концертов

Для восприятия некоторых звуков всегда будет предрасположенность к позитивной или негативной трактовке, причём у всех людей, ведь мы живём в одной и той же физической реальности, и плотность воздуха, твёрдость дерева, сила тяжести - примерно одинаковы по разным континентам. Но с такой сложной мозгой, как у человека, наверно можно всегда "переучить" и "извратить" его музыкальный вкус (в застенках кгб )

Метка админа:

 
Шут
Full Poster


Род: Мужской
Сообщений: 38

список всех сообщений
clons
Читал недавно где-то что-то как-то следующего примерно содержания:
Проводились исследования относительно звука "приятного" и "неприятного".
Так сказать, для того чтобы из терминальной стадии тяжёлой аудиофилии вывести эти понятие в плоскость зрения науки и вот что получили - звуковые колебания и их суммы, порождающие чёткие "доминирующие" ЧЁТНЫЕ гармоники воспринимаются как "приятные", порождающие же НЕЧЁТНЫЕ вызывают ощущения "неприятности".

Т.е. это исследование касалось не минор-мажор созвучий, а звука вообще - например пропускают звук через усилитель ламповый и транзисторный и получают на выходе два разно "окрашенных" (для аудиофилов особенно) звука.

Однако и с созвучиями (аккордами), думаю, работает всё тот же принцип рождения "боковых" гармоник, субгармоник, обертонов ... в общем, математически описываемой гармонии, кратности, размерности волновых колебаний.

P.S> Конечно же математический (логический) аппарат, описывающий дальнейшие перепетии этих кратных и не кратных колебаний в мозгах слушателей находится в зачаточном состоянии, но кое-какие успехи уже имеются.

Для тех кто в контакте рекомендую прослушать записи обычного стерео звука в наушниках(это обязательное условие для появления сюрраунд эффекта, можно и в колонках его почувствовать, если голову разместить между ними, но это не айс ) сделанного при помощи психоакустической модели записи:

Промотайте список аудиозаписей до записи "голофоническое звучание".
http://vkontakte.ru/audio.php?gid=1169011

Метка админа:

 
Шут
Full Poster


Род: Мужской
Сообщений: 38

список всех сообщений
clons
Сообщение № 18423 показать отдельно Июнь 22, 2010, 02:20:30 AM
ответ -только после авторизации
Блин, самое главное забыл написать, что предполагается, что некратные частоты, порождающие диссонансные нечётные гармоники природа использует где только можно в качестве звуков предупреждения - плачь ребёнка, крик и визг, звуки предупреждения об опасности у животных и птиц... потому они и неприятны.

Метка админа:

 
oldsatana
Full Poster


Сообщений: 39

список всех сообщений
clons
Сообщение № 18627 показать отдельно Июль 29, 2010, 09:45:55 AM
ответ -только после авторизации
Постоянных небольших правок достаточно для возникновения более-менее общепринятых понятий.
Диссонирующие звуки, возможно, похожи на звуки деструкции, ломания. Т.к. при диссонансе возникают низкочастотные биения. Низкочастотные звуки в природе возникают при ударе в жидкой среде. НЧ колебания возникают в теле при салюте, что распознается как опасность, вырабатывается небольшой дозняк адреналина, всем весело, и спать не хочется, все становятся алертными и кайфуют от этого
У звуков, которые я определил бы как приятные, как правило, плавное нарастание фронта (длинная атака), к такому звуку успеваешь привыкнуть, и он не может быть распознан как опасность.

То есть помимо культуры некие физические параллели провести можно, а в генотипе (читай ROM действительно незачем хранить такие данные.

Те или иные физические параллели (ассоциации), тем более, на таком уровне - также будут опосредованы культурными детерминантами - в бОльшей степени, чем некими физическими свойствами самого звукового ряда.

Кроме того, это не снимает вопроса, ПОЧЕМУ для одних звуки определяются как приятные, например, резкие, а для других - плавное нарастание фронта и т.п. Т.е., почему один и тот же звук может вызывать различные, противоположные реакции (комфорта, дискомфорта), опознаваться как гармоничные или дисгармоничные разными индивидами, при их, например, культурном знакомстве с разными музыкальными стилями или направлениями.

Повторение, поправки, влияние окружения (культурная передача) здесь не объяснят всего, поскольку знаю немало примеров, когда человек, находясь в культурной среде, где определенный стиль, тип музыки является распространенным, продуцируемым, производимым, воспринимает звучание как дисгармоничное и раздражающее, в отличие от его окружения, легко усваивающее и воспринимающее этот стиль. Т.е., несмотря на социальное одобрение, несмотря на все предпосылки благодаря повторению, для усвоения определенных музыкальных вкусов, этого не происходит. И - наоборот.

Существует такой момент. Звуковая волна является вибрацией определенной частоты и т.п., воздействующей не только "культурно", но и физически на организм. Т.е., создает определенную атмосферу, комфортную или дискомфортную для индивида - на всех срезах, от физических, до психологических и культурных. Т.е., может более или менее соответствовать собственной ритмике индивида как среда его существования. Отсюда и столь распространенное, например, возрастное изменение вкусов и способа слушания у человека, а также - различие в восприятии, реагировании на одну и ту же музыку в разных психологических, эмоциональных, физических состояниях одного и того же человека.

Т.е., предпочитаемая музыка отражает состояние индивида, является "комфортной" в силу возможности отклика


Дерьмо не тонет ни в воде, ни в крови
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Шут
 
minski
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 1340


личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 19311 показать отдельно Октябрь 02, 2010, 02:18:18 PM
ответ -только после авторизации
в спектре голоса грустного человека должны наблюдаться пики на частотах с соотношением как у одного из минорных интервалов, а у весёлого - в соответствии мажорному интервалу

На мой взгляд, это неверно. Я бы объяснил это по другому. Движение на интервал большой терции, определяющее мажор, подразумевает большое ускорение и нуждается в следующем шаге - переходу к кварте. Движение на малую терцию требует меньшего "разгона" и не обладает таким интенсивным импульсом перехода к кварте. Ну, это как попытки остановиться в середине стометровки и во время ходьбы. Поэтому возможно, что все эмоциональные состояния, связанные с потребностью интенсивно двигаться (даже совершать более интенсивные "психические движения", ассоциируются у нас с мажором. Вообще интересно, усложнение мелодий (я имею в виду музыку, а не упсы-упсы) шло параллельно с усложнением движений, в какой-то момент привело к буквальному иллюстрированию музыки движениями (балет). Искусство мелодии, возможно, заключается, как и искусство движения тела, в наиболее изощренном преодолении большого количества неравновесных состояний между двумя состояниями равновесия. От простого "шаг-шаг" до "шаг-толчок-полет-кульбит-пируэт и т.д. и т.д." Отличие в том, что композитор в случае неудачи не попадает в травму

Что касается наблюдений по реакции на мажор-минор, всегда отмечал, как пробивает до слез песня "У деревни Крюково погибает полк", кристалльнейший мажор. Тут, возможно, срабатывает необычный контраст музыки и слов.

Пример сильно эмоционально воздействующей музыки - саундскейпы Р. Фриппа: затянутые пронзительные и в то же время гармоничные плавные переходы - звучит мистично

Музыка Фриппа вызывает у меня чисто интеллектуальный интерес и обладает удивительным свойством идти в обход эмоций. На мой взгляд. Что интересно, не мажор, не минор. В основе своих конструкций он часто использует тритон и искусственный звукоряд "тон-полутон".


Все, что может быть вообще сказано, должно быть сказано ясно (Витгенштейн)
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Михаил Пушкарский
 
Palarm
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 2771

личная фото-галерея
Оценок: 6
список всех сообщений
clons
Сообщение № 19313 показать отдельно Октябрь 02, 2010, 05:10:43 PM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение 17994
хотя у отдельных людей это и может в конкретный момент восприятия (который и восполнит контекст) вызвать определенные чувства, причем, у разных - разные. И особенно сильно различие будет зависеть от культуры

Точно. Я например совершено не понимаю, в чем красота китайского театра. Слышу одно лишь кошачье мяуканье, раздражающее бряцание в тарелки и противный срежет смычком по какой то домбре. В чем красота ихней калиграфии, которой по слухам нужно долго и нудно учиться? Я так же могу нарисовать закорючки - по моему то же самое, а по ихнему наверняка выйдет безобразно и коряво
Можно вспомнить народные песни жителей знойных степей или суровой тундры. Весьма специфично.
Так что говорить о каких то общих обертонах в музыке и искусстве вообще - думаю не верно.

Метка админа:

 
Palarm
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 2771

личная фото-галерея
Оценок: 6
список всех сообщений
clons
Сообщение № 19314 показать отдельно Октябрь 02, 2010, 05:14:26 PM
ответ -только после авторизации
автор: Шут сообщение 18422
Проводились исследования относительно звука "приятного" и "неприятного".

Среди каких культурных групп людей? Опять же: европеец и китаец - одинаково у них вышло?

Метка админа:

 
AlexLivov
Newbie


Сообщений: 8
!!! список всех сообщений
clons
Сообщение № 21546 показать отдельно Январь 25, 2011, 07:10:02 AM
ответ -только после авторизации
Парадокс восприятия музыки заключается вот в чем:
Есть четкие правила на сегодняшний день по которым "собираются" и классические произведения и поп-шлягеры. Так называемые "части" и "хуки". Определенный повтор, определенная гармония. Есть даже такое "ругательство" у композиторов по отношению к примитивным поп песням "доминанта-субдоминанта-тоника". Заметьте, как звучат современные шлягеры - они все в чем-то похожи. Не на первом уровне восприятия, конечно.
И тут уже не зависит от национальности и культуры. Нам тоже нравятся индийские песни, а англичанам - песни группы "Комбинация". (Сам видел и был шокирован.) Скорее музыка - это "наркотик" который определенным образом воздействует на головной мозг и заставляет его (или не заставляет - нравится-не нравится) вырабатывать эндорфины. Недавно было где-то написано, что пришли к выводу - воздействие музыки на психику подобно сексу или наркотикам (алкоголю и т.д.).
Не даром считается, что именно творчество (а создание музыки - чистое творчество) на 100 процентов замещает/ аккумулирует сексуальную энергию. Так что при не хватке нормальных сексуальных переживаний - стоит просто начать сочинять песни, учиться играть на муз инструменте - энергетика нормализуется сама по себе.

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: sergish, Constryctor, STR
 
Михаил Пушкарский
Newbie


Сообщений: 8
список всех сообщений
clons
Сообщение № 24708 показать отдельно Октябрь 10, 2011, 04:57:10 PM
ответ -только после авторизации
Понравился данный взгляд. Я однажды (чисто из любви к музыке) тоже отдал ей должное нечто осмыслить и написать. Часть моих заключений:

Уровни творчества и восприятия.
Если обратится к народному фольклору, пока единственному музыкальному жанру, народов с не развитой культурой и цивилизацией, то одним из первых инструментов у человека были ударные, барабан. Ритм является если не ведущим, то значительным компонентом, параллельным и неотъемлемым, эмоционального переживания. Сердечно сосудистая система пластично следует и настраивается на тот или иной ритм. Определённому ритму соответствует определённая группа эмоций.
Первыми звуковыми инструментами были голосовой аппарат, простейшие духовые и струнные.
Открытие эстетического качества чистоты тона и гармонии между звуками различной высоты дало возможность того богатого тематического содержания, которое музыкальное искусство имеет на сегодняшний день. Уже тогда, как и сейчас, творческий уровень музыкантов разделился на музицирующую публику и рождающихся талантов (далее, гениев).
Звук сам по себе уже является ячейкой звуко-смысла. Чистота и насыщенность звукового тона вызывает эстетическое чувство. А тембр уже имеет определённую характеристику, рождая ассоциацию. Так можно сказать о выразительности скрипки, романтичности саксофона и т. д. Однако, вовлекаясь в тематическое содержание музыкального произведения, любой элемент (ритм, звук, созвучие) которые в отдельности представляют свои звуко-смыслы, в теме могут восприниматься иначе, поддаваясь доминирующему контексту темы. Например, большая терция делает трезвучие мажорным и малая - минорным, а сами трезвучия могут приобретать противоположное значение в теме. Так и диссонансы сами по себе не отражают гармонии, а в композиции – это важные элементы этого качества. Поэтому составляющие композицию звуки и аккорды будут являться уже не исходными, а конечными ячейками звуко-смысла, а исходной будет сама тема.
Самым доступным жанром является песня. Некая универсальность по минорным и мажорным ладам знакома и близка чувству любого человека. Мелодия в песне играет главную ведущую роль, придаёт выразительность и заключает в себе тему. Несмотря на то, что песня очень распространенна, тем не менее, она требует творческого дара и является в полной мере художественным произведением. А какую неоспоримую популярность даёт песне поэтическое слово!
Что бы родилась песня « поэт должен слышать музыку, а музыкант – слова» (А. Розенбаум). Это необходимый творческий уровень. Вообще, любая музыкальная композиция требует цельной темы во всём семантическом и ассоциативном сопровождении. Например, экспрессивная речь обретает соответствующий ритм, музыкальную интонацию, тембр, звуковые высоты. Можно наблюдать, как вербальная мысль (стихотворная строфа) в одном случае накаляет чувство, в другом – гасит. И всё это легко отражается в мелодическом интервале и высоте звуков. Очень интересная традиция построения песни куплетом и припевом. Припев проводит нить общего или является главным, кульминационным, лирическим отражением темы.
Если песня довольно лирична, легко находит отклик и увлекает даже с плохого настроения, то для классической музыки требуется расположение и внимание. В классике тоже присутствует лирический и вдохновляющий образ. Но он как бы разлит и скрывается за более сложной художественной формой. Художественный эффект классического произведения раскрывается во внутренней тишине и сердечной чуткости. Впрочем, это условие справедливо и для импровизационной музыки. В первом случае, восприятие должно быть способно вместить широкий объём составляющих художественных элементов и успевать регистрировать их в единице времени. В другом – тонко различая звуковое музыкальное исполнение, требуется войти в тему и схватить динамику её развития, чтобы оценить и открыть импровизацию.
Настоящему музыканту-художнику мало иметь абсолютный слух. Ему необходимо то состояние сознания, где рождается творческая идея. Всё гениальное просто – тот интерес к творческой идее пробуждается любовью. Музыка выдаёт такое богатое разнообразие форм-смыслов-переживаний, которые не наблюдаются в обычной жизни. А если учесть то, что музыка способна непосредственно открывать в душе красоту и возвышенные разумные эмоции, которые не передать ни словом, ни другим каким-либо изображением. Тогда становятся понятными слова Л. Бетховена – «Музыка больше, чем мудрость и философия».

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: FLM
 
minski
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 1340


личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 24716 показать отдельно Октябрь 10, 2011, 07:21:20 PM
ответ -только после авторизации

автор: Михаил Пушкарский сообщение 24708

Художественный эффект классического произведения раскрывается во внутренней тишине и сердечной чуткости.

Художественный эффект сложного, сложной формы (если это ты имел в виду под классическим) произведения раскрывается только в случае, если музыкальный опыт, включающий также образование, позволяет удерживать внимание на произведении, или, если нравится, развитии музыкального "сюжета". Опытный слушатель, поэтому, способен попутно лузгать семечки, листать прессу и беседовать с тёщей.

ps Неопытный же может внутренне утихать сколько угодно, закончится это тем, что он заснёт ;)



Все, что может быть вообще сказано, должно быть сказано ясно (Витгенштейн)
Метка админа:

 
kak
Имеет права модератора обсуждений - модератор

Род: Мужской
Сообщений: 775

Телефон: +79217162023
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 42300 показать отдельно Ноябрь 10, 2014, 11:36:05 AM
ответ -только после авторизации

Прослушивание грустной музыки улучшает настроение
http://www.popmech.ru/science/50772-proslushivanie-grustnoy-muzyki-uluchshaet-nastroenie/
Почему невеселые песни вызывают положительные эмоции и полезны для нашего психического здоровья?
Психологи из Свободного университета Берлина решили проанализировать, какие чувства мы испытываем, когда слушаем грустные песни. Они собрали 772 добровольцев, 408 человек из которых были европейцами, а остальные — из Азии и Северной Америки. Каждый участник должен был ответить на вопросы о том, как часто он слушает печальную музыку, какие ситуации побуждают его к этому, и как он себя при этом чувствует.

Исследователи обнаружили, что в процессе прослушивания грустных песен респонденты испытывали широкий спектр положительных эмоций, таких как ностальгия, миролюбие и нежность. Самой распространенной эмоцией оказалась именно ностальгия, которую испытали 76% участников.

Что же заставляет участников чувствовать ностальгию, миролюбие и нежность — а главное, что общего у всех этих эмоций? Все они являются здоровыми эмоциями и свидетельствуют о хорошем самочувствии, благополучии и утешении. Все дело в том, что грустная музыка вызывает выброс в мозг пролактина — гормона, который имеет отношение к приему пищи, физической нагрузке и, что главное, сексу. Таким образом, грустная музыка активирует химическое вещество, которое тонизирует и регулирует негативные настроения.


Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12275


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 42301 показать отдельно Ноябрь 10, 2014, 07:33:40 PM
ответ -только после авторизации

 В последнее время особенно активизировались "объяснения" высших психических проявлений самыми базовыми механизмами: "выброс в мозг пролактина " и именно поэтому стали хорошие мысли. А не наоборот, выброс произошел потому, что уже возникли высшие психические проявления. С.Савельев и Б.Жуков (и некоторые другие) пропагандируют такую зависимость самым кардинальным образом: у них вообще вся психика оказывается зависимой от того, что выбросилось и даже вообще от наследственных причин. В Элементах вот так объясняют успеваемость: Наследуемость успехов в учебе определяется не только интеллектом причем компромиссное "не только" напрочь умаляется в тексте. Как будто высшие психические функции как раз и не возникли для того, чтобы оказываться выше просто "эмоций", ну и, соответственно, уже как бы нет волевых усилий.

Короче :) ответ на вопрос: "Почему невеселые песни вызывают положительные эмоции и полезны для нашего психического здоровья?" свелся к  "Все дело в том, что грустная музыка вызывает выброс в мозг пролактина — гормона, который имеет отношение к приему пищи, физической нагрузке и, что главное, сексу." :)



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Шут
 
1 2 Статистика:
Всего Тем: 1925 Всего Сообщений: 47850 Всего Участников: 5200 Последний зарегистрировавшийся: kghkgklg
Страница статистики форума | Список пользователей | Список анлимитов
Последняя из новостей:
Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на статью

Топик ТК: Главное преимущество модели Beast
Пользователи на форуме:

Из коллекции изречений:
>>показать еще...