В 1906 году британский ученый сэр Фрэнсис Гальтон посещал выставку достижений животноводства, где случайно провел крайне важное наблюдение.
На выставке проводился конкурс, в рамках которого всем желающим предлагалось на глаз угадать точный вес забитого быка. Побеждал тот, кто называл самое близкое к истинному значение.
Полагая, что справиться с подобной задачей под силу только профессионалу, и чтобы доказать некомпетентность толпы, Гальтон посчитал среднее значение из почти восьми сотен догадок посетителей ярмарки. К удивлению ученого, толпа ошиблась меньше, чем на килограмм.
Описанный феномен стал известен под названием «мудрость толпы».
В новом исследовании ученые из Нидерландов и Британии решили также проверить «мудрость внутренней толпы», а именно — то, насколько улучшает точность оценки повторное принятие решения одним и тем же человеком. Для этого они использовали данные трех мероприятий, подобных тому, за которым наблюдал Гальтон.
В течение последних семи предновогодних недель в 2013—2015 годах всем гостям одной из сетей казино в Голландии давали ваучер на попытку угадать точное количество мелких предметов (фишек казино, жемчужин или драгоценных камней) в огромном бокале для шампанского. Назвавший самое точное значение (предметов было от 12 до 23 тысяч) получал денежный приз.
Поскольку один человек имел право на несколько догадок, а конкурс продолжался больше месяца, исследователи получили информацию о том, как эволюционирует результат с увеличением числа попыток.
Проанализировав 1,2 млн ответов, ученые пришли к выводу, что чем больше попыток, тем ближе к истинному их среднее значение.
Кроме того, оказалось, что временная пауза между попытками увеличивает эффект: точность нескольких предположений, сделанных в один день, оказалась в два раза меньше тех, между которыми прошло по крайней мере пять недель.
Тем не менее анализ данных разных участников показал, что эффект «мудрости внутренней толпы» достаточно слабый. Оказалось, что результат даже после десяти и более догадок одного участника едва ли превосходил точность всего двух оценок, но полученных от разных людей.
Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature Human Behavior.
Про мудрость толпы есть книги: Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство Джеймс Шуровьески.
Увлекательная книга Джеймса Шуровьески посвящена парадоксальной идее: интеллектуальный потенциал больших групп простых людей гораздо выше, нежели малочисленной элиты, независимо от талантов каждого из индивидов; “народ” лучше справляется с проблемами, содействует инновациям, принимает мудрые решения, даже предсказывает будущее. Этот феномен оказывает мощное влияние на бизнес, науку, экономику и на нашу повседневную жизнь.
|