Мозг - это устройство управления и ничего более (fornit.ru/67252) - сначала прочтите об этом очень коротко и тезисно.
Сознание - работа системы нахождения действий (моторных и ментальных), альтернативных привычному, что проявляется как произвольность. Основные механизмы этой системы занимают префронтальную лобную кору. Система активируется по каждому "ориентировочному рефлексу" - о принципе организации процесса осознания.
Вопрос о сознании и самоощущении имеет две стороны: 1) процессы мозга для принятия решений, альтернативных привычному и 2) субъективное самоощущение, отражающее такой процесс.
То, что относят к сознанию, оказывается намного больше, чем то, что самоощущается при этом потому, что информационная картина, доступная в ощущениях – лишь часть механизмов осознания. Возникает парадокс запаздывания самоощущения от работы механизмов принятия решений.
Исследования Бенджамина Либета, проверенные многими последователями, показали, что процесс принятия решений в мозге (fornit.ru/66930) начинается перед тем, как индивидом становится осознана воля к действию. Поэтому кажется, что самосознание "отстает" от самого процесса принятия решений.
Фактически, сам процесс нахождения и принятия решения и сопровождающая его субъективность информационной картины – одно явление, но есть различие в том, как это доступно внешнему наблюдателю (исследователю) и субъекту. Отсюда возникает необходимость прояснения обеих сторон явления осознания. Эта двойственность вызывает серьезные трудности понимания, которые выражены в статье К.Анохина «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания» (fornit.ru/50322):
“ Искомая теория сознания должна объяснять и предсказывать как можно большее количество явлений в трех областях ее компетенции, которые можно условно обозначить как М1, М3 и N3:
То, что теория сознания должна одновременно распространяться на все эта три вида феноменов, нетривиально — большинство теорий не выходят за пределы каких-то двух из них.”
На это был комментарий:
“Возможно, что теория, описывающая адаптивные механизмы до уровня организации психики, в которой возможны проявления сознания – это – одно, а теория, описывающая то, как и почему на определенном уровне механизмов личной адаптации возникает ощущение – совсем другое. Настолько другое, что окажется невозможно как-то объединить эти системы описаний в единую концепцию (разве что разместить в одной папке: “основы понимания психики”). И, в общем-то нет резона пытаться это обязательно сделать: обе теории описывают (формализуют) совершенно разные системы представлений.
Теория о механизмах представляется более решаемой, а вот теория сути субъективных абстракций – это и есть по-настоящему трудная проблема. Причем, это, в большей степени проблема понимания, а не проблема исследования, и поэтому предлагаю направление пути такого понимания (без претензий на конечную Истину, а в качестве Идей), выраженное в намеренно упрощенном форме: fornit.ru/50208.
Все же, в мозге нет сознания (ощущений) в виде чего-то, что можно обнаружить объективно - точно так же, как в природе нет форм кубов, шаров и других абстракций. Но ощущение есть для субъекта – как его нематериальный, субъективный мир. И здесь нет противоречий фактически, а есть то, что еще предстоит понять.”
Получается, что явление одно, а теорий, его описывающие с разных сторон, как минимум, должно быть две. То, что К.Анохин обозначил как “М3 — ментальные явления, наблюдаемые от третьего лица, т.е. объективно;” – это не сами ментальные явления, которые недоступны для объективного наблюдения, а их внешне наблюдаемые проявления, которые для описания механизмов сознания не существенны.
Первая
сторона вопроса описывается теорией
Вторая же сторона, субъективная картина происходящего, оказывается отражением процессов первой в виде субъективных значимостей элементов информационной картины, о которой впервые писал Дж.Тонони (fornit.ru/7589). Именно текущее состояние информационной картины субъективно воспринимается как самоощущение, и оно обновляется с каждым актуальным стимулом восприятия и активностью механизмов принятия решения (механизмов произвольности) вплоть до нахождения решения. Почему и как происходит субъективизация информационной картины – рассматривается в этой статье.
Информационная
картина – это активность механизмов распознавания условий и ситуации,
в контексте которой происходит выработка решения.
В первую очередь активируется информация о базовом состоянии (Плохо-Норма-Хорошо). Значимость каждого из трех этих состояний несет для нас определенную информацию. Если стало Плохо - значит наши действия (в том числе бездействие) оказались неудачными и так поступать более не следует. Если стало Хорошо, значит мы удачно достигли определенной цели и так впредь следует поступать. Если же состояние -Норма, то можно ничего не делать, а просто лениться (но в результате нам может стать плохо).
Следующим уровнем инфо-картины является эмоциональное состояние, уточняющее, почему именно у нас возникло данное базовое состояние. Любая эмоция возможна на фоне каждого из трех базовых состояний. Это более точно информирует о том, в каком направлении нужно искать решение проблемы так же, как стили поведения (пищевое, половое, защитное, поисковое и т.п.) сужали область реагирования рамками задач данного стиля.
Далее происходит еще большее уточнение информации о текущем состоянии, попыток действия и результатов таких попыток. Каждый следующий уровень информации основывается на предыдущем, образуя дерево текущей ситуации.
Функции выработки решений (специализированные механизмы поиска и обработки информации)
так же обновляют информационную картину.
Субъективно информационная картина воспринимается из-за определенной значимости как ее отдельных элементов, так и их совокупности. Мы понимаем, что означает для нас тот или иной образ, это информирует нас о возможных последствиях.
Как именно происходит формирование возможностей инфо-картины и сути субъективного ощущения (квалиа) показано с помощью обобщения фактических данных исследования по периодизации развития функций мозга: Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем (fornit.ru/67439).
Как обычно бывает, то, что на первый взгляд кажется очень сложным, требующим усилий понимания, при достаточном ознакомлении оказывается, по сути, очевидно простым и понятным. В природе нет ничего сложного или простого, это – свойство нашего субъективного представления: мы не можем сразу понять даже смысл (значимость для нас) большого абзаца, пока не поймем смысл (значимость для нас) отдельных его составляющих фраз, сопоставляя их в общий смысл.
Понимание сути самоощущения - это личное знание, на которое нужно потратить время чтобы сформировалась личная модель понимания – система представлений, которую возможно сформулировать как теорию. При попытках освоить что-то совершенно новое, возникают трудности понимания даже элементарного, но потом постепенно воспринимается новая логика, выстраивается более полная, привычная модель понимания, не требующая усилий. Понимание сути самоощущений – как раз и есть такой процесс формирования новой модели.
Попробуем последовательно этим заняться, учитывая, что “книжные знания” – далеко не то, что возникает при личном опыте постижения нового. Но, как минимум, становится возможным ухватить принципиальную суть.
Каждая последующая фраза нужна для понимания, не написано ничего лишнего, ничего нельзя пропускать без осмысления. Это трудно, но другого пути нет.
Сначала нужно составить самое общее представление о том, зачем нужен мозг и его главную задачу в адаптивности к новому. Для этого специально написана очень ясная и простая статья, с которой следует ознакомиться (пока не переходя по внутренним ссылкам): fornit.ru/66411. Так что следует отложить дальнейшее чтение на такое ознакомление (это лучше того, чтобы прямо здесь дублировать длинный текст).
Еще понадобится хотя бы общее, но ясное понимание сути значимости и смысла, для чего приготовлена статья fornit.ru/66643.
Ну и очень полезно общее представление о деревьях как способе организации информационных данных, потому что деревья – основа организации данных в мозге: fornit.ru/66797.
Теперь воспользуемся основами представлений для понимания сути самоощущения.
Общее понимание ситуации, которое обеспечивает информационная картина, основывается на значимости понимания отдельных ее компонентов, которая и придает субъективный смысл ситуации.
Пока общее определение: наше текущее самоощущение – это тот смысл, та значимость для нас, которой обладает осмысливаемый образ по опыту предыдущих попыток как-то взаимодействовать с объектом образа. Для нас – это картина всех возможностей и того, чем нам сулит то или иное взаимодействие. Как реализуется такая картина для нас - будет показано на примерах.
Вот такая фраза: “Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы”. Здесь все составляющие фразы уже понятны взрослому человеку, для которого все слова имеют определенную значимость, так что вполне получается собрать все в общий смысл происходящего (обобщить).
А вот другая фраза: “С точки зрения субъекта - самоощущение текущей ситуации после глубокого сна содержит только информацию о значимости состояния жизненных параметров в виде базового и эмоционального состояния”. Для непосвященного составляющие фразы лишены адекватного смысла потому, что нет представления о том, что такое значимость, жизненные параметры, базовое и эмоциональное состояние. Как только удастся полностью понять их, так смысл общей фразы станет ясен, вместо предположительного поверхностного суррогата.
Мы с детства почти постоянно занимаемся обобщением и созданием нового смысла. Дети тужатся понять смысл слова по отдельным буквам, взрослые – общий смысл длинного предложения или общий смысл ситуации по отдельным составляющим (из множества отдельных данных получается общая модель понимания). Уметь обобщать – самое главное в этом процессе и результат зависит от того, насколько крутые механизмы у данного человека это обеспечивают, а они могут сильно различаться у разных людей наследственно.
То, что мы ощущаем зависит от того, на что обращено осознанное внимание. Мы можем не замечать свое эмоциональное состояние пока специально не обратим на него внимание, и оно не станет актуальным объектом осмысления. Просто невозможно заниматься осмысливанием второстепенного, не самого актуального в то время, когда происходит более важное событие. Поэтому мы можем не ощущать наши мысли или не самосознавать (fornit.ru/1277) себя самого, в таком состоянии большинство людей находится большую часть времени.
Самый первый (эволюционно возникший) уровень осознания не продуцирует мысли в виду отсутствия необходимости в их функциональности, и мы быстро находим нужные решения по прошлому уверенному опыту, не задумываясь об этом. Для того чтобы что-то ощутить, чтобы что-то почувствовать (в том числе боль: fornit.ru/189), нужно на это обратить осознанное внимание. Тогда обновляется информационная картина, включая детали образа, на который переключается внимание.
Рефлекторная реакция переключения канала сознания срабатывает только на что-то, обладающее значимой новизной, на что-то самое актуальное среди всего остального, при этом значимость мы способны придавать сами в данной ситуации, заменяя ею то, что было раньше. Если мы что-то почувствовали, то это достаточно неожиданно и значимо в данный момент и есть какое-то время на осмысление этого, а не принимать опрометчивых решений.
Из-за того, что информационная картина обновляется с каждым внешним актуальным стимулом, а также актуальными ассоциациями при мышлении, наше самоощущение все время перескакивает с одного на другое, в нем нет “логики” или наблюдаемого алгоритма мышления.
Но не изменившаяся часть информационной картины определяет общий контекст, не дающий терять целевую нить осмыслений. Нам кажется, что мы самоощущаем себя непрерывно и логично.
Если в восприятии нет знакомых
образов, т.е. нет образов с ассоциированной значимостью для данных условий, то,
какой бы детализованной и ясной не была картина распознавателей воспринятого,
не возникнет никаких ощущений, то есть только бессмысленный хаос. Вот
отрывок из повести: “Он открыл глаза и вместо белой постели в
больничной палате увидел беспорядочно мелькающие цветные пятна и полосы.
Мучительно долго все увиденное собиралось в образы, и этот процесс походил на
безумие. Потом он понял, что смотрит на мерцающую рябь воды прямо у его лица”. Наверное, каждый помнит такие
моменты восстановления смысла увиденного.
Уже есть осознание своего существования и есть ассоциированное с текущим самочувствием предположение о больничной палате, но этим информационная картина и ограничивается. Она может ограничиваться лишь значимостью собственного существования и это – очень немало для мыслей, которые могут за этим последовать. Но в полной изоляции от внешнего мира и сенсоров собственного тела (fornit.ru/5348) сознание переходит в режим только внутренней стимуляции, возникают мысли и видения по сценарию развития текущей активности (сновидение, мечтания, беседа), которые, исчерпавшись, угасает и более нет никаких ощущений, как это бывает в стадии “медленного сна”.
Когда в воспринимаемом все знакомо, оно наполняется ясным смыслом во всех деталях, создающих общую понимаемую картину, из активности распознаватели общего окружения: лес, дача, комната дома, компьютер на своем столе. Что-то в этом общем образе привлекает внимание некоторой новизной, и мы обращаем осознанной внимание на эту деталь. Или в полностью привычной картине вообще ничего не привлекает осознанного внимания, и поведение станет автоматично, не оставляя следов в памяти происшедшего. Чем больше возраст и опыт, тем большие промежутки неосознанной автоматичности (fornit.ru/270). Но даже при этом есть общая информационная картина с понимаемой значимостью ее деталей, построенная на состоянии жизненных параметров, эмоции, активности нерешенных проблем, что ставит цели и заставляет их достигать, пусть даже полностью на автомате.
Отражение (абстрагирование) текущей ситуации в виде значимой информации в лобной коре (или искусственном устройстве с организованной функциональностью работы со значимостями для выработки альтернативных привычному реакций) – дает субъективное ощущение, сопровождающее все изменения этой информационной картины. Это – естественный фон (контекст) понимания окружающего и себя в нем с главной целью нахождения решений, альтернативных привычному.
Феномен (не)понимания сути ощущения возникает только когда мы об этом задумываемся и пытаемся вникнуть в детали инфо-картины.
Картина субъективного сознания меняется с развитием, с приобретением нового опыта и, главное, с подключением возможности мыслить, и эта способность резко изменяет восприятие потому, что вместо непосредственно ощущаемых образов в фокусе внимания оказываются образы мыслей, делая восприятие более абстрактным, приглушая краски внешних образов. Возникает эффект не отвлекающей на внешнее “тишины мыслей” (fornit.ru/17954).
В книге врача-физиолога “Человек, который принял жену за
шляпу” (fornit.ru/1585) описан случай временной утраты специфичных для
человека свойств к творческому мышлению вместе с ассоциированной с этой значимостью.
Соответственно вернулось изначально природное состояние непосредственности
восприятия и реагирования на окружающее:
Стивен Д., 22 лет, студент-медик,
наркоман (кокаин, PCP, амфетамины).
Однажды ночью - яркий сон: он - собака в бесконечно богатом,
"говорящем" мире запахов. ("Счастливый дух воды... отважный
запах камня"). Проснувшись, обнаруживает себя именно в этом мире
("Словно все вокруг раньше было черно-белым - и вдруг стало
цветным").
У него и в самом деле обострилось цветное зрение ("Десятки оттенков
коричневого там, где раньше был один. Мои книги в кожаных переплетах - каждая
стала своего особого цвета, не спутаешь, а ведь были все одинаковые").
Усилилось также образное восприятие и зрительная память ("Никогда не умел
рисовать, ничего не мог представить в уме. Теперь - словно волшебный фонарь в
голове. Воображаемый объект проецирую на бумагу как на экран и просто обрисовываю
контуры. Вдруг научился делать точные анатомические рисунки"). Но главное
- запахи, которые изменили весь мир ("Мне снилось, что я собака, -
обонятельный сон, - и я проснулся в пахучем, душистом мире. Все другие чувства,
пусть обостренные, ничто перед чутьем"). Он дрожал, почти высунув язык; в
нем проснулось странное чувство возвращения в полузабытый, давно оставленный
мир.
- Я забежал в парфюмерную лавку, - продолжал он свой рассказ. - Никогда раньше
запахов не различал, а тут мгновенно узнавал все. Каждый из них уникален, в
каждом - свой характер, своя история, целая вселенная.
Оказалось, что он чуял всех своих знакомых: - В клинике я обнюхивал все
по-собачьи, и стоило потянуть носом воздух, как я не глядя узнавал два десятка
пациентов, находившихся в помещении. У каждого - своя обонятельная физиономия,
свое составленное из запахов лицо, гораздо более живое, волнующее, дурманящее,
чем обычные видимые лица.
Ему удавалось, как собаке, учуять даже эмоции - страх, удовлетворение,
сексуальное возбуждение... Всякая улица, всякий магазин обладали своим ароматом
- по запахам он мог вслепую безошибочно ориентироваться в Нью-Йорке.
Его постоянно тянуло все трогать и обнюхивать ("Только на ощупь и на нюх
вещи по-настоящему реальны"), но на людях приходилось сдерживаться.
Эротические запахи кружили ему голову, но не более, чем все остальные -
например, ароматы еды. Обонятельное наслаждение было так же остро, как и
отвращение, однако не в удовольствиях было дело. Он открывал новую эстетику,
новую систему ценностей, новый смысл.
- Это был мир бесконечной конкретности, мир непосредственно данного, -
продолжал он. - Я с головой погружался в океан реальности.
Он всегда ценил в себе интеллект и был склонен к умозрительным рассуждениям -
теперь же любая мысль и категория казались ему слишком вычурными и надуманными
по сравнению с неотразимой непосредственностью ощущений.
Через три недели все внезапно прошло. Ушли запахи, все чувства вернулись к
норме. Со смесью облегчения и горечи Стивен возвратился в старый невзрачный мир
выцветших переживаний, умозрений, абстракций.
- Я опять такой, как раньше, - сказал он. - Это хорошо, конечно, но есть
ощущение огромной утраты. Теперь понятно, чем мы жертвуем во имя цивилизации,
от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком. И все-таки это древнее, примитивное
нам тоже необходимо.
В детстве, уже в оформленном состоянии осознанного восприятия, случаются рецидивы возврата в состояние непосредственного восприятия, когда после недельной изоляции в постели из-за болезни ребенок вдруг опять возвращается на улицу и некоторое время с необычной яркостью воспринимает все вокруг. Но чем старше, тем реже случаются такие возвраты. Человек все больше погружается в мир субъективного восприятия, когда все вокруг интерпретируется его сформированными моделями понимания.
Когда у человека есть развитые механизмы мышления, он легко замечает переход к образному мышлению, а вот ранние формы сознания не замечаются в виде самоощущения этого процесса, они просто выполняют свою контекстную роль, почти как выполнение рефлексов. Еще раз: феномен (не)понимания сути ощущения возникает только когда мы об этом задумываемся и пытаемся вникнуть в детали инфо-картины.
Когда человек задумывается о своих ощущениях, его застигает сложность и непознаваемость собственного субъективного мира. Философы давно задаются вопросом о том, что же такое субъективные ощущения? Почему воспринимаемое окрашивается в такие специфичные оттенки?
Рассмотрим пример с самоощущением образа “зеленый цвет” или как мы воспринимаем зеленый цвет.
Когда мы обращаем осознанное внимание на зеленый цвет, то, в первую очередь, получаем информацию о его значимости для нас в данных условиях: если это зеленый лист, зеленый яд, зеленый сигнал светофора – значимость и возможное взаимодействие будут совершенно разными потому, что объект зеленого цвета имеет самые разное понимание смысла (его значимости) в разных условиях. И мы ощущаем его как целостную картину, которую создают для нас механизмы “внутренних действий” – функции получения и обработки информации и мысли. Получающаяся абстракция (fornit.ru/103) модели объекта внимания, ощущаемая нами, не существует в природе ни в каком виде (fornit.ru/1132), она существует только в виде системы ее значимости для нас.
Почему и как мы субъективно воспринимаем зеленое?
Понятно, что зеленый цвет - это не просто сигнал рецепторов сетчатки глаза. Когда мы видим зеленый лист весной, только что распустившийся из почки, мы испытываем совсем не те ощущения, как, заметив ядовито-зеленые пятна на хлебе, значимость для нас – совершенно разная. А если показать просто зеленое, без каких-то других сопутствующих признаков восприятия, то наше ощущение его зависит от того, в каком мы настроении находимся: если в подавленном депрессивном, когда все воспринимается мрачно и плохо, то и зеленое будет навевать неприятные ассоциации, а если, наоборот, в отличном и веселом настроении, то зеленое будет так же приятным и праздничным. Это используется психологами для определения доминирующего эмоционального состояния. Это используется в казино с помощью освещения и музыки, денежных образов и звуков игровых автоматов, провоцирующих делать ставки (fornit.ru/66935).
Когда мы наблюдаем что-то зеленое в текущее мгновение нашего бытия, то в это время возникает немало прогностических картин, навевающих разные мысли (тянущие за собой следующие ассоциации и обновляя информационную картину), кроме того, что сам зеленый объект внимания дополнится определенной значимостью в контексте текущего нашего состояния, в зависимости от окружающих и внутренних условий. Вот это все и определит субъективное переживание, мы оказываемся способны выбирать, что лучше. Это субъективное переживание всегда связано с тем значением, которое соответствует текущим обстоятельствам, что придает определенный смысл воспринимаемому, позволяет ставить желаемую цель и делать волевые усилия по ее достижению.
Любой образ восприятия (то, что система распознавателей восприятия сумела распознать и выделила самое актуальное из всего), имеет определенную значимость в данной ситуации и на время решений удерживается в активном состоянии (циклами А.Иваницкого fornit.ru/66140). Этот образ содержит компоненты значимости для субъекта и, таким образом, оказывается субъективизированным, т.е. содержащим мотивацию избегать или стремиться к нему - отношение субъекта в контексте определенных условий. Это также определяет возможное отношение при сопоставлении с другими объектами.
Если же воспринимаемое пока не связано ни с какой значимостью, оно вообще не воспринимается и не проходит в область осознания: fornit.ru/830.
В случае, когда возникает новизна достаточной значимости, этот образ подключается к каналу осознанного внимания, который для того, чтобы сориентироваться, в каком направлении выбирать возможные варианты нестандартных действий, выделяет эту значимость как негативную или позитивную, распознавая смысл своего мотивирующего отношения и вызывая запоминающееся переживание всякий раз, когда есть время это осмыслить. Весь опыт наделения значимостями запоминается как кадры эпизодической памяти (fornit.ru/67560), которые потом используются для извлечения прошлого опыта и нахождения решения по аналогии.
Когда же возникает ситуация осмысления? Рассмотрим логику возможных видов реагирования потому, что это является ключевым в функционировании сознания (fornit.ru/66141). Эта логика, в силу своего универсального принципа, компактна в описании и рассмотрении, позволяя оценить ее полноту и ограничения для всех возможных случаев.
Эволюционно усложняющиеся уровни вовлечения сознания в процесс отслеживания событий в условиях значимой новизны позволяют контролировать наиболее актуальные моменты происходящего и вырабатывать корректирующие действия для получения желаемого целевого позитивного эффекта. Описываемые уровни различаются по степени отвлечения реагирования от непосредственно автоматического и привычного процесса, который бы шел без участия сознания.
Любое действие, вопреки привычному реагированию, моторное или ментальное (т.е. совершаемое мысленно) требует некоторых усилий, которые называют волевыми усилиями. Воля (произвольность fornit.ru/12787) – это не сумасбродная непредсказуемость (и тем более не случайный выбор), это - альтернативность привычному и в этом смысле такова вся система произвольной адаптивности. Но в этой системе есть еще и внутренняя альтернативность эволюционно более поздних уровней по отношению к решениям более ранних уровней.
Всего условно можно выделить 4 уровня принятия решений в процессе осознания (fornit.ru/66141):
Первый уровень глубины осознания. Отслеживание наиболее актуальных моментов происходящего с оценкой (не)приемлемости привычного действия, что позволяет “на лету” подставить другое, более уместное действие вместо привычного – по имеющемуся уверенному опыту.
Так, увидев лужу на тротуаре, мы, не задумываясь, прикидываем, пройти ли привычно прямо по ней или лучше перепрыгнуть, или обойти. Это – самый древний и быстрый уровень принятия решений, но, чтобы он сработал, нужно привлечь внимание к наиболее актуальному в данный момент – луже. Если более актуальным окажется ну очень важный разговор с рядом идущим собеседником, то вы привычно пойдете прямо по луже. А раз сработал ориентировочный рефлекс, то эпизод запишется как момент текущего самоощущения в память прошлого опыта (эпизодическую память правил поведения). Вне канала осознанного внимания ничего не переживается, даже боль. В случае важного разговора эпизод не будет записан в память, если только замоченные ноги не обратят, все же, на себя внимание.
Если не получилось выдать решение на этом уровне – возникает углубление осмысления с привлечением дополнительных механизмов – следующий уровень.
Второй уровень. Выбор наиболее подходящего действия в данных условиях за счет некоторой потери времени: срабатывают функции подбора правил из памяти прошлого опыта по принципу GPT (fornit.ru/66139). Эти действия уже в прошлом достаточно хорошо опробованы и составляют жизненный опыт или интеллект действий в данных условиях. Интеллект всегда имеет свою специфику: так интеллект выживания волка в лесу эффективней, чем у человека (неправильно пытаться измерять интеллектуальные способности вне определенной специфики).
Третий уровень. Осмысление результатов совершенного действия (мышление). В этом задействован намного больший арсенал наследственных информационных функций. Если нет времени (опасность, срочность), то такое осмысление откладывается, а память о ситуации остается в виде фоновой активности (циклы А.Иваницкого), в “подсознании”, вне фокуса внимания. Когда на осмысление есть время, то оценка будет сделана с корректировкой значимости в привычном автоматизме. Если времени так и не будет, то наиболее важное из отложенного будет прокручено во сне сновидениями (тот же процесс мышления, но без внешних стимулов) и информация не потеряется.
Четвертый уровень. Уровень осмысления доминирующих нерешенных проблем и их творческого решения. Работают информационные функции поддержки отложенных проблем, которые используют опыт прошлых решений (ментальные автоматизмы). Этот уровень активируется довольно редко у большинства людей, особенно в зрелом возрасте. Четвертый, творческий уровень подавляется в первую очередь усталостью, опьянением т.п.
Теперь должно стать более понятно почему каждая мысль, каждый образ в голове при данных обстоятельствах что-то значит для нас и как это определяет наши мысли и действия.
Обычно ситуация становится предельно определенной после какого-то события: например, при загорании зеленого сигнала светофора. Это событие называют пусковым стимулом потому, что оно запускает у нас определенную цепочку последовательных действий. Но и в этой цепочке последовательных действий (запуск программы движения по зеленому светофору) каждое отдельное действие зависит от того, как закончилось предыдущее, которое, в свою очередь, является пусковым стимулом для начала следующего действия.
В настоящее время создана искусственная модель индивидуальной адаптивности Beast, которая обладает всеми описанными свойствами: fornit.ru/beast. Ее открытый код (fornit.ru/b_code) с пространными комментариями и мануал (fornit.ru/best_h) позволяют увидеть алгоритмы, реализующие такую систему. Наиболее принципиальные решения описаны в статьях:
Про циклы мышления Beast: fornit.ru/66140
Схема процесса осознания Beast: fornit.ru/66141
По итогам были опубликованы статьи в журналах с рецензированием поступающих материалов:
Мозг как схемотехническое устройство: fornit.ru/vak1
Модель системы гомеостаза: fornit.ru/vak3
Прототип системы индивидуальной адаптивности: fornit.ru/vak2
Основы фундаментальной теории сознания: fornit.ru/vak4
Дополнительно:
· Субъективность – книга о сознании, о сути субъективного опыта (квалиа).
· Осознание актуального образа – что происходит при осознании образа? Почему не осознается "подсознательное"?.
· Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем – обобщение эволюционного развития
· Принцип процесса осознания – принципиальная основа алгоритма организации процесса получения ответных реакций, альтернативных привычным
· Одушевление – образные примеры
· Что такое сознание – механизмы и субъективность
· Про циклы мышления – реализованные в системе Beast
·
Модель
Волевой (произвольной) Адаптивности Психики (
· Что такое Я - книга
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||