В этой статье будет показана неразрывность места и времени существования личности, то, как специализация в этом времени-месте определяет оптимум срока существования и является основным параметром адаптивности общества.
У разных животных и растений в природе - очень разная продолжительность существования отдельных особей, обеспечивающий оптимальные условия развития и приспособления данной популяции.
Прежде всего, нужно определиться, что именно мы условно выделяем в качестве объекта наблюдения за его продолжительностью существования потому, что это выделение субъективно и условно. Так, мы можем говорить о бабочке, забывая, что ей предшествовали яйца, стадия гусеницы, куколки и только потом - бабочки.
И в каждой такой ипостаси есть своя продолжительность существования, корректируемая взаимодействием с окружающими условиями и механизмами развития так, что в конечном итоге возникает оптимум и наилучшее общее выживание вида. Что, в свою очередь участвует в формировании оптимума более общей части экосистемы.
И даже на уровне одного организма происходят такие процессы адаптирующей оптимизации для его отдельных составных частей. Так, в человеческом мозге на этапе развития ребенка отмирает огромное количество нейронов, не получивших свою специализацию и ставших ненужным бременем. Поэтому на протяжении всей жизни организма активы механизмы дезадаптации, точнее утраты ранее приобретенного для адаптации, но не использованного.
Продолжительность
жизни и выживаемость (из книги С.
Колесникова "
Смертность и рождаемость у организмов изменяются с возрастом. Только увязав их с возрастной структурой популяции, можно определиться со структурой продолжительности жизни. Такую информацию можно получить с помощью таблиц выживания.
... Различают три основных типа кривых выживания.
Кривая 1-го типа (выпуклая кривая) свойственная организмам, смертность которых на протяжении всей жизни мала, но резко возрастает в ее конце (насекомые обычно гибнут после кладки яиц, однолетние с/х культуры, люди в развитых странах, некоторые крупные млекопитающие).
Кривая 2-го типа характерна для видов, у которых смертность остается примерно постоянной в течение всей жизни (птицы, мыши, пресмыкающиеся, многолетние травянистые растения).
Кривая 3-го типа (вогнутая кривая) – отражает массовую гибель особей в начальный период жизни (многие рыбы, беспозвоночные, растения и другие организмы, не заботящиеся о потомстве, и выживающие за счет огромного количества икринок, личинок, семян и т.п.)
Встречаются кривые, сочетающие черты основных типов. Например, у людей, живущих в отсталых странах и у некоторых крупных млекопитающих, кривая 1-го типа вначале имеет резкое падение в связи с большой смертностью сразу после рождения.
В таком контексте продолжительность человеческой жизни так же требует условного выделения (определения) того, что именно будем считать за целостный объект наблюдения, что такое человеческая жизнь? И как только мы попытаемся это проделать, возникнет немало серьезных вопросов. С какого именно возраста развития организма как многоклеточного, относительно самостоятельного образования будем считать его человеком?
Юридически это определено с рождения и даже раньше, т.к. с некоторого срока беременности считается незаконным проведение аборта. Эта юридическая произвольность ничем не обоснована. Даже в возрасте года организм не проявляет совокупностью признаков, по которым можно было бы идентифицировать его как личность. Мало того, полноценной личностью человек становится примерно в возрасте 25 лет (fornit.ru/7524).
То же можно сказать и про конец периода, когда организм уже не проявляет признаки личности, а просто реагирует как автомат, в случае, когда возникают возрастные повреждения механизмов формирования составных частей личности: эпизодической памяти (fornit.ru/7220), продуцирование новых без чего человек лишается произвольности (fornit.ru/743) и его реагирование сужается до автоматизмов (fornit.ru/5217).
Но и в течение периода развития личности можно выделить стадии детства (раннего и позднего), молодости и зрелости, которые проявляют совершенно разные свойства личности в одних и тех же обстоятельствах. Субъективные модели детства уже не используются в юности, когда окружение становится совершенно иным, а модели юности уже почти не используются в зрелости. Вполне корректно было бы выделить каждую из таких стадий - как самостоятельный объект наблюдения (по аналогии с личинкой, куколкой бабочкой), в меньшей степени схожий с личностями других стадий, чем с личностями других особей на той же стадии.
Продолжая детализацию градаций особенностей личных качеств уже для различных ситуаций, можно сказать, что личность в состоянии страха и личность в состоянии полового поведения - совершенно различны по стилю реагирования, и так можно сказать про все эмоциональные состояния и их более узконаправленные градации: в одном теле уживаются и своевременно вступают в игру жизни совершенно разные личности.
Можно тщательно и корректно продолжить попытки выделения объекта наблюдения и прийти к неизбежному выводу: нет ничего, что могло бы быть характеризовать личность как цельную и постоянную в любой стадии ее развития по отношению к любым другим личностям. Все личности - результат развития и проявления одного принципа организации произвольной адаптивности с разными стартовыми особенностями и в разных обстоятельствах. Мало того, это можно сказать в отношении не только людей, но и других животных, обладающих такими же механизмами личной произвольности.
Мы все как бы живем одновременно, но в разных судьбах, включаясь в общий социум текущих отношений между другими особями и формируясь в нем. Причем это социум не только людей, а и всех других животных, которые так или иначе оказывается в общей системе развиваемой взаимной коммуникабельности, например - домашних животных.
Но для каждого из нас не безразлична преемственность существования всех этапов своего эго и его структуры в виде множества специализированных личностей, предназначенных для разных обстоятельств. В норме над каждым довлеет "инстинкт самосохранения" или страх смерти (fornit.ru/402). Об этом аспекте личного отношений с смерти и тому, что представляет собой эго написан цикл статей, начиная с fornit.ru/1648 с продолжениями: fornit.ru/160, fornit.ru/861. Эти статьи могут помочь найти себя и свое место в общем потоке развития социума.
Из сказанного следует вполне определенный вывод: фактически нет возможности выделить даже какую-то часть жизни человека или часть его особенностей на текущий момент, что было бы присуще именно данному человеку и стоило бы усилий для сохранения в неизменном качестве. Да и нет в этом никакого смысла. В конечном счете определяющими эффект от существования оказываются не индивидуальные особенности и переживания, а вклад личности в общем развитии социума. Но индивидуальные особенности и переживания - необходимая часть в формировании социальной роли - как элементы текущей произвольной адаптивности и личного вклада в развитие социума.
Существует огромное число научных исследований, позволяющих выделить социальные аспекты оптимизации продолжительности жизни в зависимости от определенных социально-психологических особенностей жизни индивидов.
Далее приводится пара источников, в которых резюмируются многие исследования по теме.
Медицинские, социальные аспекты долголетия
Всякая работа, требующая участия мозга, улучшает, укрепляет его функции. В результате его деятельность усиливается. Исследования последнего времени убедительно показывают, что у людей пожилого возраста, головной мозг которых находится в активном состоянии, не снижаются умственные способности, имеющие решающее значение для, жизни человека. А то незначительное ухудшение, которое порой все же приходится наблюдать, несущественно, оно не мешает нормальному функционированию. Результаты последних исследований дают основание полагать, что у физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта (отдельных наиболее важных сторон) может продолжаться даже после 80 лет.
... Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители — люди деятельные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Это подтверждается историческими примерами. Так, Софокл дожил до 90 лет. Гениальное произведение «Царь Эдип» он создал в 75-летнем возрасте, а «Эдип в Колоне»— несколько лет спустя. До глубокой старости сохранил ум и работоспособность Бернард Шоу, В 94 года он писал: «Проживите свою жизнь сполна, отдайте себя полностью своим собратьям, и тогда вы умрете, громко говоря: «Я выполнил свой труд на земле, я сделал больше того, что полагалось». Награда его была в сознании, что он щедро и без остатка отдал свою жизнь и свой гений на благо человечества.
Знаменитый немецкий мыслитель и поэт Гете закончил «Фауста» в возрасте 83 лет. Всему миру известны картины великого Репина, но немногие знают, что последние шедевры были созданы им в 86 лет! А Тициан, Павлов, Лев Толстой! Перечисление имен выдающихся людей, проживших долгую, насыщенную творческим трудом жизнь, можно было бы продолжать бесконечно.
... Американские ученые пришли к выводу, что долгожители, как правило, удовлетворены работой и очень хотят жить. Большинство из них ведут спокойную, размеренную жизнь. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытывали серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко переносили все невзгоды.
У долгожителей срабатывает психологическая защита от осознания факта старения и неизбежности смерти, которая определяется особенностями характера, низким уровнем тревоги, контактностью, гибкостью психических реакций. В связи с этими психологическими особенностями долгожителей следует вспомнить высказывание Гуфелаида, который писал в 1653 году о том, что «среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, зависть, ненависть».
... Многие долгожители были женаты, и не один раз, они вступали в брак и в преклонном возрасте. Так, француз Лонгевиль жил до 110 лет, женился 10 раз, а последний раз — в девяносто лет, жена родила ему сына, когда ему был 101 год.
... Основной вывод, сделанный в результате данного исследования, заключался в том, что у жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика долгожителя по мере увеличения его возраста. Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики долгожителей, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долгожительства.
Инволюционные процессы старения личности. Психология смерти
Отечественный психолог Б.Г. Ананьев писал, что иногда «умирание» человеческой личности намного опережает стадию одряхления. Как правило, это происходит из-за добровольного отстранения человека от общественной жизни, за этим следует «сужение объема личностных свойств, ведущее к деформации структуры личности». Разительным кажется отличие людей, пребывающих в бодрой старости уже много лет, от людей, только что перешагнувших рубеж пенсионного возраста. Вторые кажутся резко обессиленными, выбитыми из колеи людьми, которым просто не для чего больше жить, в то время как долгожители в свои 80-90 лет находят множество возможностей для самореализации. Исходя из этого Б.Г. Ананьев сделал вывод, что резкий переход от большой востребованности до полной ненужности, потеря возможности проявить свои таланты и деловые качества в любом случае не только приводят к глубинным преобразованиям в профессиональной и деловой сферах жизни человека, но и перестраивают всю структуру личности в целом.
... Можно сопоставить разницу в социальных значениях смертельно больного 18-летнего индивида и вполне еще бодрого 90-летнего человека.
Из этих собирательных данных по исследованиям можно выделить то, что увеличивает продолжительность жизни и что ее укорачивает в рамках общей социальной адаптивности. При этом важно то, как именно относятся к социальной взаимосвязи себя и общества те, кто живет долго и те, кто рано умирает (конечно, без учета фатальных случайностей, хотя и частота таких случайностей оказывается так же в явной зависимости от личного стиля отношения к жизни).
Отсюда еще более уверенным становится вывод: имеет смысл только вклад личности в общую культуру и развитие социума, а сама личность оказывается эфемерным элементом этого процесса и не может быть сохранена даже в виде какой-то гипотетической записи или модели потому, что такая модель в отрыве от социума оказывается совершенно нефункциональна, а во взаимодействии с социумом начинает им постоянно видоизменяться и выполняет свою текущую функцию элемента социума. Все мечты о бессмертии оказываются фикцией, выражающейся в той или иной субъективной иллюзии своей исключительности. Иллюзией являются даже ощущение некоего постоянства личности в составе пока живущего тела. Но социальная роль остается существенной и продолжает участвовать в развитии.
Миллиарды эфемерных субъектов (можно говорить об их нематериальности в философской трактовке: fornit.ru/1132) находит свое место в общем потоке взаимодействий и каждая их этих личностей равноценна в базовом самосознании (ощущении себя существующем с данном месте и времени), но чрезвычайно различаются по оказанию влияния на социум (fornit.ru/659).
Субъект, прежде всего переживает собственные впечатления от жизни и лишь вторично моделирует то, как это отражается в обществе. Феномен выделения себя из окружающего нужен для развития локальных моделей окружающего, отражающих причинно-следственные процессы в реальности и все в большей степени приводя свое поведение в адекватность этому.
Непосредственно отражение реальности и непосредственное свое отношение к этому формируется до уровня личности - на уровне условных рефлексов, когда воспринимаемое связывается с откликом организма на его воздействие и возникает наиболее общее направление реагирования: стремление или избегание. Но этого недостаточно для быстрого реагирования на новые обстоятельства. Поэтому возник более высокий уровень произвольной адаптивности к тому новому, что оказывается важным (по непосредственному отклику его воздействия). Этот механизм привнес прогнозирование в достаточно большом интервале времени и перебор возможных вариантов, а также операции сопоставления и обобщения, позволяющие вырабатывать новые варианты и целенаправленно решать возникшие проблемы. Этот уровень в ключевые моменты значимой новизны оказывается способным противостоять рефлекторным реакциям, формируя произвольное реагирование и произвольную оценку (fornit.ru/7014). Другого варианта приспособления к значимому новому в природе пока просто не существует и гибкость реагирования социума оказывается в полной зависимости от эффективности функционирования личной произвольности.
Для каждого мир возникает в развитии своих субъективных переживаний в виде модели отношения и этот виртуальный мир для нас - самое главное. Важность его поддержания обеспечивается как рефлекторно, так и осознанием своей нужности обществу, без чего теряется смысл личного существования, нарастает депрессия и наступает окончательный разрыв с социумом и физическая смерть.
Личное влияние на социум настолько индивидуально и настолько зависит от занимаемой социальной ниши с ранних периодов развития, что попытка, скажем, дублирования наиболее умных и полезных людей для развития социального прогресса (а не просто для выполнения механической работы) приведет к печальным результатам потому, что каждый специализирован в своем узко-личном окружении и там нужен только этот один специалист, а не конкуренция множества одинаковых по навыкам и умениям специалистов. Если коллектив разных личностей может эффективно проводить мозговой штурм и генерировать дееспособные варианты решения проблем, то однотипные специалисты этого сделать не смогут, порождая и однотипные реакции, не способные во многом даже замечать свои ошибки. Т.е. важна узкая личностная специализация на своем месте в жизни.
Другое дело, если бы научились делать искусственные разумные существа, обладающие субъективностью, с большими начальными задатками, и одну типовую модель размножили в огромную популяцию, дав ей развиваться в условиях обычного человеческого окружения и воспитания так же, как если бы родились однояйцевые близнецы в огромном количестве. И тогда бы встал вопрос об оптимальном количестве таких заготовок, так же как это возникает при развитии мозга, когда после специализации огромный избыток новых клеток отмирает.
Следующим вопросом встал бы вопрос о целесообразной продолжительности выполнения своих специальных обязанностей, чтобы не возникал вред ретроградства, т.е. нужна достаточно эффективная адаптация к новым условиям социального окружения. Это - вопрос о длительности существования личности потому, как, начиная с некоторого порога качества нового, переучивание не эффективно и необходимо полное обновление всех уровней формирующихся распознавателей, начиная со специализации к новому окружению и кончая распознавателей актуальности совершения действий.
Кроме вопроса, насколько нужно исключить из развития некоторое избыточное количество существ, есть еще вопрос: а что получилось бы из них в течение их жизни? Насколько большую пользу или вред они бы оказали популяции? Потому как каждое существо - не только то, что оно представляет собой сейчас, а и то, что оно будет представлять собой на протяжении всей своей жизни. Такой мощной предвидящей способностью не облает ничто в природе из-за огромного множества влияющих обстоятельств и поэтому невозможно планирование на таком уровне. Любой, казалось бы, никчемный человек может вдруг стать незаменимо полезным на своем месте и оказать огромное влияние.
Следует иметь в виду, что нельзя решать судьбу даже самого себя (особенно причиняя вред себе), за себя будущего.
Заранее невозможно предсказать судьбу, но возможно во многом направлять развитие в рамках ценностей общей культуры.
Различие умозрительной картины между популяцией искусственных типовых близнецов и реальностью только в том, что в реальности исходные состояния организмов могут сильно различаться, в том числе и по потенциальным возможностям, но в рамках общей культуры развитие всех оказывается все более консолидирующим в общий социальный организм со своими распределенными функциями в нем.
При переезде за границу, в новые условия другой культуры без достаточно долгой подготовительной адаптации, личность оказывается в новой для нее среде, где почти все ее навыки оказываются невостребованными и приводят к неожиданным, чаще всего, нежелательным результатам. Если удастся в таких условиях адаптироваться и буквально во всем переучиться, то возникнет совершенно новая личность.
Еще более абсурдны и трагичны последствия мифологического посмертного перемещения в рай или что-то подобное. Мы никак не адаптированы к раю и никак не сможем к нему подготовиться даже если бы были адекватные книжки о том, что там происходит так же, как невозможно научиться по книге единоборству, хирургии, жизни в другой стране. Книжные "знания" - это не всего лишь сведения более или менее удачно формализованные авторами. Этим полностью исключается возможность любого мифологического посмертного существования личности. То, что живописуется во множестве религиозной литературы, является жестоким обманом, никогда не приведет к обещанному райскому наслаждению, неверно до абсурдности направляет развитие личности.
Поэтому самым важным смыслом жизни личности является наиболее полная социальная специализация, максимально позитивно влияющая на развитие всего общества.
Смерти личности нет в точном соответствии с высказыванием древнего философа: "Там, где есть мы нет смерти, там, где есть смерть нет нас". Каждый момент жизни вокруг существуют миллиарды вариантов реализации одной и той же основы личности, из разных начальных генетических условий и различий в окружении, которые все одинаково самоощущают себя в основе механизмов переживаний (fornit.ru/160). Наше Я существует одновременно во множестве воплощений, которые не обладают непосредственной способностью чувствовать переживания другого, но могут взаимодействовать с помощью коммуникаций культуры и техники. И тенденция развития такой коммуникации все в большей степени сближает эти Я до предела такого же эффективного взаимодействия, как все личности одного тела, специализированные для разных обстоятельств. Эта концепция несопоставимо круче и оптимистичнее, чем любые религиозные концепции потустороннего существования (fornit.ru/658).
Хронотоп (время-место) может быть характеристикой не только того, в каком месте и когда личность формировала свои модели действительности, но и того, как самобытные творческие обобщения данной личности оказывали влияние на культуру, насколько протяженно было такое влияние на местах и во времени. Понятно, что если принять такой условный параметр личности, то его величина может быть от нулевой до бесконечности влияния на протяжении всей последующей истории культуры.
Понятие хронотопа ввел Ухтомский. Даже кошке, привыкшей жить в одной комнате и освоившей ее, не просто начать жить в другой, значительно отличающейся комнате. Но если кошку с детства часто перевозили с места на место, то у нее выработались достаточно широкие и универсальные модели реальности, учитывающие наиболее общее, что может быть в разных комнатах из того, что для нее наиболее важно. В таком случае при новом переезде у кошки не возникнет настолько сильного стресса, и она не выпадет из реальности, а вполне будет оставаться в рамках своих наработанных представлений.
Хронотоп личности - феномен именно уровня произвольности, уровня формирования моделей реальности, которые интерпретируют все происходящее в понимаемый смысл (fornit.ru/7419). Животные, организованные без таких механизмов, реагируют просто как автоматы: если срабатывает рефлекс - есть реакция, не срабатывает - нет реакции. Это - тоже в какой-то степени определяет хронотоп особи, даже обладающей своей иерархией контекстов условий, для которых специализированы рефлексы. Разница - только в автоматичности, бездумности, что и отличает субъект от программируемого автомата (fornit.ru/514).
В самом общем принципе, можно сказать, что понятие своевременности и своеместности существования является более общим, чем понятие естественного отбора и применимым вообще к любым объектам наблюдения, в том числе неживым, то, что было сведено к двум принципам специализации (fornit.ru/806):
1)
Генетический
материал эволюционно отбракован среди других молекул как нечто, что способно
развиться в определенных условиях опять в организм, способный существовать в
данных условиях.
2) при
развитии от первой клетки, особенности каждого последующего деления
определяется уже достигнутым новым состоянием, которое активизирует ту часть генома, которая эволюционно возникла для создания этого состояния
организма.
Но хронотоп в случае личности
определяется и социальным окружением так, что личность оказывается в
определенном месте определенного времени развития тела общества, откуда она не
может быть просто перемещена в другое место и время развития тела без потери
той части функциональности, что была специализирована для прежних условий.
Таким образом, хронотоп личности состоит из ее специализации на своем месте общества и того влияния, которое оказывает ее функциональность на общество. Понятно, что чем шире специализация, тем больше и возможности адекватного влияния.
Поэтому очень важен этот период специализации и все промежуточные стадии. В частности, для личности наиболее важен этап формирования моделей реальности, который должен обеспечить как можно большую адекватность представлений объективной действительности окружающего мира, отражая объективные законы причин и следствий. Это - период формирования базового мировоззрения (fornit.ru/731). Если в этот период авторитарно внедрять некое субъективно продуцированное мировоззрение, то наносится чрезвычайно большой вред личности и она не сможет соответствовать реальности в границах неадекватных представлений.
Чрезвычайно пагубно авторитарно скармливать детям любые философские картины мира, особенно мистическо-религиозные. Этот возраст формирования собственных представлений на основе естественно-научных фактов длится примерно до 25 лет (fornit.ru/7524).
За время развития личности на нее оказывается множество негативных, в том числе повреждающих воздействий, которые могут на какое-то время остановить и даже перечеркнуть достигнутое. Но психика и ее более низкоуровневый субстрат мозга обладают настолько высокой компенсирующей и восстановительной способностью, что только при самых непоправимых повреждениях делается невозможной дальнейшая социальная специализация. Никогда не стоит ставить на себе крест, опять же, решая за себя будующего.
Хронотоп личности, как в виде субъективных моделей реальности, так и в виде локального влияния личности на организм общества, определяет адаптивный оптимум функционирования личности и границы личного существования, в рамках которых эго может меняться сколь угодно кардинально и неузнаваемо.
Важно не "посадить дерево, построить дом и родить ребенка", а оставить свой след в развитии общества, вот тогда человек прожил не зря как домашняя кошка, а оставил нечто нетленное.
Итак, идея бессмертия противоречит возможности оставаться адекватным окружающему потому, что для полноты понимания окружающего нужно переписывать самые ранние критические периоды развития, обеспечивающие те промежуточные элементы, без которых невозможно понимание более сложного. А тогда какой смысл оставлять эго в старом теле, если нужно переделывать все даже на уровне самого тела?
Страх смерти не рационален (fornit.ru/402), а является лишь попыткой удержать существование. В самом деле, стоит спросить, а на каком этапе развития ты хотел бы стать бессмертным? Обычно не желают вернуть прошлое потому, что теряется весь опыт. А те, кто хочет стать молодым и глупым, тем самым показывают, что им все равно кем жить, лишь бы жить.
Хорошая аналогия - восстановление компьютера после фатального повреждения системы. Какую точку восстановления выбрать чтобы максимально сохранить уже приобретенные возможности? Никто не захочет восстановить компьютер десятилетней давности, что с таким делать, если только человек вообще что-то серьезное делал с компьютером.
Поэтому хронотоп личности динамичен и безвозвратен: каждый уже приспособлен к данному месту и времени и если сменить установки он окажется инвалидом. Эти установки сами меняются так, чтобы обеспечивать наилучшую адаптацию к изменениям реальности, но только до той поры, пока "железо" еще соответствует новым программам жизни. Потом нужно менять железо, не поддерживающие новых реалий. Оно меняется сначала в течение всей жизни (детство, юношество, взрослый, смена специализаций), кардинально меняя само эго, а затем уже на уровне уже других тел.
Дополнительно:
· Эго
· Быдло или не быдло - вот в чем вопрос
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||