Период инициативы (от 4 до 6 лет). Это очень важный период самоутверждения личности. Малыши в этом возрасте крайне деятельны. И игра в этот период не просто игра – а важная школа взрослой жизни, создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок этого возраста очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Благодаря теплому эмоциональному отклику, поддержке он убеждается, что может достигнуть поставленной перед собой цели и на многое способен. Малыш примеряет на себя такое важное для всей дальнейшей жизни понятие «Могу – не могу». Если в качестве оценки своей деятельности ребенок получает лишь критику и замечания, то бурная активность сменяется пассивностью (зачем стараться, все равно все будет не так) и покорностью. Но пусть эта покорность не радует родителей – ведь качество пасовать перед трудностями и важными целями ваш малыш теперь пронесет через всю жизнь. Людей, которых в пятилетнем возрасте не поддерживали в их начинаниях и устремлениях, вы всегда можете узнать по тому, что у них «опускаются руки» при любой новой, трудной задачей. Люди эти вовсе не ленивы, просто они не научились, боятся проявлять инициативу, поскольку твердо уверены (благодаря не приобретенному навыку в период «инициативы»), что ничего не могут делать хорошо. А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок *(или вы сами в детстве) слышали от своих родителей: «Ты ничего не умеешь!» , «Тебя ни о чем нельзя попросить», «Ты занимаешься какой-то ерундой!». Эти высказывания, сделанные даже из лучших побуждений, развивают у ребенка чувство вины за свою несостоятельность, убежденность в том, что они ничего не способны сделать путного. Главное приобретение этого периода (при условии благополучного его прохождения) - инициативность, уверенность в своих силах, умение добиваться цели.
Молодые животные обучаются приемам охоты и добывания пищи в основном у родителей. Так, например, происходит у леопардов и других больших кошек: молодые животные следуют за родителями, наблюдают, как те охотятся, и по мере сил помогают им. Постепенно они усваивают все навыки и тактику поведения, необходимые для выживания. Однако и взрослые животные не перестают обучаться. Известны случаи, когда взрослые животные - скорее случайно - использовали новый прием в добывании пищи или улучшении ее вкуса. Затем они повторяли его, а вскоре и передавали членам своей группы. Из случайного этот прием превращался в обычное поведение животного.
Возраст, в котором молодое животное становится способным выживать самостоятельно, зависит от вида животного и может быть совершенно разным. Потомству многих рыб и пресмыкающихся достаточно всего нескольких дней, а то и меньше, чтобы стать самостоятельными. Большинство насекомых и других беспозвоночных становятся самостоятельными сразу после вылупления. Большую часть необходимых для выживания способностей они имеют уже от рождения. С самого начала они уже способны сами добывать себе пищу. Те же молодые животные, которым приходится обучаться сложным приемам охоты или учиться летать высоко над вершинами деревьев, гораздо дольше зависят от родителей. Больше всех нуждаются в длительной опеке родителей детеныши животных с более крупным головным мозгом (например птицы и млекопитающие).
В Азии и Северной Африке живет около 15 различных видов макак. Большинство из них окрашено в коричневый или черно-коричневый цвет. Вес самца составляет от 3,5 до 8 кг и несколько больше, чем у самок. Некоторые виды макак живут на островах и у побережий и умеют хорошо плавать. Макаки всеядны. У них есть объемистые защечные мешки, которые они заполняют пищей. Японские макаки живут в районах, расположенных севернее всех остальных, где водятся эти обезьяны. Холодной зимой они часто купаются в горячих источниках. Молодая самка макака на далеком острове Кошима в Тихом океане обнаружила, что картофель, подброшенный биологами, вкуснее, если смыть с него песок. Ее примеру вскоре последовали и другие обезьяны в группе.
Детеныши млекопитающих очень любят повозиться друг с другом или, играя, побороться с родителями, братьями и сестрами. В процессе игры они учатся контролировать свои движения, прыжки и соблюдать дистанцию, приобретая навыки, жизненно необходимые взрослым животным как для охоты, так и для защиты от врагов. Во время игр общественные животные обучаются и правилам соблюдения иерархии в обществе, которых они должны придерживаться.
В Великобритании, где по-прежнему ставят бутылки с молоком у дверей дома, сначала лишь несколько, а потом все больше синиц научились проклевывать алюминиевую крышку, под которой они обнаружили очень вкусные сливки. Эта способность синиц мгновенно распространилась по всей стране. Биологи предполагают, что птицы наблюдали, а затем подражали друг другу. Надежда раздобыть несколько капель сливок послужила для них достаточным стимулом, чтобы попробовать проделать трюк самим. Птицы других видов также способны перенимать поведение друг друга.
Многие животные, добывая пищу или строя гнездо, научились пользоваться разными инструментами. Стервятники охотно питаются страусиными яйцами. На фото видно, как стервятник держит в клюве камень, готовясь разбить яйцо. Чтобы найти подходящий камень, стервятники могут пролетать большие расстояния.
Человекообразная обезьяна орангутан живет на островах Юго-Восточной Азии. Детеныши этой обезьяны очень долго остаются с матерью, потому что они должны многому научиться: ловко перепрыгивать с дерева на дерево, знать, какими фруктами и листьями можно питаться. В "учебный план" включено также обучение строительству гнезда высоко на деревьях, где ночуют орангутаны. Новорожденные малыши крепко держатся за шерсть матери, которой приходится защищать их даже от самцов своего же вида. Самцы в постоянных поисках самки для спаривания могут безжалостно прогнать малыша, который мешает им.
У сумчатых животных довольно своеобразный метод выращивания детенышей. Крошечный, слепой и голый малыш, едва родившись, заползает в сумку матери и крепко присасывается к ее соску. Только по прошествии нескольких недель маленький кенгуренок сможет впервые покинуть свое убежище на животе матери. Он всюду следует за ней, вместе с ней питаясь сочной травой, а в случае опасности вновь возвращается в сумку.
Как в Индии, так и в Африке взаимоотношения слонов в стаде могут быть как дружелюбными, так и агрессивными. Именно поэтому молодым слонам требуется 6-7 лет, пока они станут равноправными членами группы. Слоны заботятся о слонятах дольше любого другого животного, за исключением человека. Слоненок остается рядом со слонихой до десятилетнего возраста. Они остаются рядом с матерью до тех пор, пока не обучатся всем правилам социального поведения.
Орлы и другие дневные хищные птицы, как правило, откладывают по два яйца, но не оба сразу. Когда появляется второй птенец, он намного моложе первого, поэтому старший ведет себя агрессивно по отношению к нему, а порой и убивает. Когда конкурент устранен, родители могут сосредоточить все внимание на оставшемся птенце, выкармливая его и обучая приемам охоты. Беркуты спариваются в первый раз, достигнув четырехлетнего возраста, и остаются верными своему партнеру на протяжении всей жизни. Каждая пара имеет свою территорию, которую защищает. Многие беркуты строят себе два гнезда и ежегодно меняют их. Каждое гнездо они постоянно достраивают, так что со временем оно может увеличиться в диаметре с 1 до 3 м.
См. также Доверчивое обучение у животных