Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/66465 
или fornit.ru/ax1-29-668

Психогенный кашель

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Переход осознаваемого в автоматизм (nan)


  • Кашель — защитная реакция организма на попадание в дыхательные пути частиц пыли, микроорганизмов или иных раздражающих веществ. Если устранить полностью их не удается, нередко развивается местная воспалительная реакция, а кашель усиливается и становится постоянным симптомом болезни.

    Быстро установить воспалительную природу кашля вполне под силу опытному терапевту или педиатру. Сложности возникают при нормальных результатах обследования и отсутствии видимых причин для проявлений заболевания. Сомнения помогает разрешить врач-психотерапевт, специалист по патологии психики. Тем не менее пациенту, порой, трудно понять, зачем нужна консультация психиатра при хроническом кашле.

    На психогенное происхождение кашля указывают упорное постоянство симптомов на фоне отсутствия другой патологии, обострение болезни при стрессовых ситуациях, исчезновение нарушений при оживленной беседе или в спокойной домашней обстановке. Облегчение приносят психотерапевтические методы лечения в специализированной клинике. Их успех подтверждает правильность диагноза, дает шанс на полное выздоровление и избавление от длительно существующих расстройств здоровья.

    Психогенный кашель — что значит, как проявляется

    В Международном классификаторе болезней МКБ 10 психогенный кашель описан под шифром F 45 как расстройство по типу невроза. От всех подобных заболеваний, сопровождающихся кашлем, психогенное отличается наличием болезненных симптомов при отрицательных результатах обследования и заверениях специалистов об отсутствии патологии.

    Пациенты называют болезнь кашлем на нервной почве, врачи — кашлевым неврозом, ларингоневрозом, соматическим кашлевым синдромом или вокальным тиком. Проблема нередко выявляется в раннем детском возрасте или у подростков, чаще у девочек, но и у взрослых пациентов случаи кашля без видимой причины тоже встречаются.

    Приступообразный монотонный кашель длится долго и с трудом поддается лечению, существенно осложняя повседневную жизнь. Такие расстройства усиливаются на фоне подавленного настроения, сочетаются с общим недомоганием, головокружением, прерывистым сном и кошмарами в сновидениях.

    Врачам-пульмонологам известно, что каждый 10 случай хронического кашля имеет психогенные истоки. Пациент жалуется на свое серьезное заболевание, при этом обычно активно жестикулирует, красочно описывает симптомы болезни, проявляет избыточную подвижность и суетливость, что не меняет общего удовлетворительного состояния. Характерно беспокойство по поводу сухости в горле, ощущения прилипших инородных предметов во рту, онемения слизистых.

    Психогенный кашель провоцируют и погодные изменения, даже тревожные мысли могут вызвать очередной приступ. Кашель обычно громкий, нередко его описывают образно как лай собак или “крик диких гусей”. Также неожиданно могут появляться и изменения в голосе — внезапная хриплость и низкая тональность, которые проходят во время беседы или смеха.

    Пациенты с психогенным кашлем отличаются особой мнительностью и повышенной тревожностью. Например, они внимательно следят за метеосводками, ожидают “неблагопритяных” дней. Окружающие иногда замечают, что состояние таких людей практически всегда ухудшается в ожидании ухудшения погоды, несмотря на то, что прогнозы не сбываются.

    Назначенное лечение успеха не приносит и еще более убеждает человека в серьезности его состояния и присутствии тяжелого расстройства здоровья. Если отклонения в самочувствии не удается подтвердить никакими объективными методами, а терапия не приносит облегчения, пациенту предлагается консультация психотерапевта.

    Симптомы

    Дыхательное нарушение психогенного характера пациенты описывают как чувство недостатка воздуха. Психогенный кашель у взрослых проявляется похожими симптомами:

    • дыхание учащается, короткие вдохи чередуются с шумными и удлиненными, которые и приносят облегчение;
    • частота дыхательных движений нарастает постепенно, и вскоре одышка присутствует постоянно, становится одним из основных симптомов;
    • навязчивый кашель обычно сухой и случается только в дневное время, в ночные часы исчезает.

    У детей заболевание зависит от возраста и поведения ребенка:

    • начало болезни приходится на ранний возраст — до 4 лет, максимум проявлений наблюдается с 4-х до 8 лет;
    • другие патологические признаки не обнаруживаются;
    • покашливание устраняют быстрая речь, ускоренное проговаривание слов;
    • обострение приходится на подростковый период, но к совершеннолетию симптомы психогенного кашля угасают.
     
    Часто повторяющийся кашель мешает адаптации ребенка в детском коллективе, у взрослых затрудняет профессиональную деятельность.
     

    Человек замечает, что ощущает себя больным в основном в рабочее время. Днем кашель изматывает и придает неловкость в отношении с окружающими людьми. Ночью наступает выздоровление, но только до следующего утра.

    Такие пациенты упорно лечатся от бронхиальной астмы, хронического бронхита, но зачастую безуспешно. Уже после неудачных попыток быстрого излечения начинается более детальное обследование, по результатам которого ставится диагноз невротического расстройства.

    Еще одно медицинское название болезни — вокальный тик. Это навязчивое сокращение голосовых связок по своей природе аналогично заиканию, появляется после сильных душевных потрясений и стойко держится длительное время. Почему нервный тик приобретает именно такую форму, исследователям пока неизвестно.

    Причины

    У детей и у взрослых причины психогенного кашля отличаются. В детском возрасте наиболее распространены психологические проблемы дома и в школе:

    • конфликтная обстановка внутри семьи, ссоры родителей в присутствии ребенка;
    • случаи жестокого обращения с малолетними детьми, а также ситуации, в которых дети становятся свидетелями агрессивного поведения взрослых;
    • патологическая боязнь учителей, плохих оценок, чрезмерное беспокойство перед контрольными работами и экзаменами;
    • строгое воспитание, частые наказания за мелкие провинности, внушение ребенку чувства вины и глубокого стыда за ошибки в учебе или дома;
    • гиперопека часто болеющего, особенно, кашляющего, малыша — закрепляется ассоциация непривычной чуткости близких и повышенного внимания с их стороны;
    • подражание поведению родных людей, значимых для ребенка и страдающих хроническим воспалением дыхательных путей.

    В последнем случае ребенок предъявляет множество жалоб, активно о них рассказывает и жестикулирует. Чтобы возник очередной кашлевой приступ, достаточно напомнить о недавней проблеме.

    Психогенным кашлем рискуют заболеть дети:

    • активные и целеустремленные, которые нагружены внешкольными занятиями, посещают дополнительные кружки и секции;
    • эмоционально неустойчивые, с ранимой психикой, болезненно реагирующие на замечания и критику;
    • с повышенной конфликтностью, вызывающим поведением, настроенные агрессивно по отношению к сверстникам и взрослым;
    • заболеванию часто сопутствуют истерические расстройства.

    При устойчивых симптомах заболевания, которые не изменяются с течением времени, не поддаются лекарственной терапии, а также, при отсутствии каких-либо других симптомов необходимо проконсультироваться у врача-психотерапевта. Он может заподозрить признаки психогенного кашля и назначить эффективный вариант лечения.

    Вокальный тик у взрослого — довольно редкое явление, т.к. обычно все его проявления сглаживаются и постепенно исчезают к 18 годам. Его симптомы легко спутать с другими нарушениями дыхательной системы.

    Приступы сухого и громкого кашля могут беспокоить в течение нескольких месяцев или даже лет. При этом эффект от антибактериального, гормонального и любого лечения народными и нетрадиционными методами не наступает. После нескольких курсов терапии наконец выясняется истинный диагноз.

    Природа создала кашлевой рефлекс в качестве защитного механизма от попадания инородных тел и химических веществ в бронхи и легкие. Раздражение от голосовых связок, надгортанника и трахеи передается в головной мозг, где располагается кашлевой центр. Он регулирует работу дыхательных мышц, участвующих в кашле.

    В случае психогенного заболевания кашлевой центр постоянно находится в состоянии возбуждения. Любой провоцирующий фактор приводит в действие кашлевой рефлекс. Последовательно происходят:

    • короткий вдох;
    • спазм мышц гортани;
    • повышение мышечного тонуса в бронхах;
    • резкое сокращение диафрагмы;
    • удаление инородных частиц.

    В случае психогенного кашля последний этап отсутствует, кашлевой рефлекс срабатывает, благодаря постоянной стимуляции мозговых структур.

    Классификация

    По длительности существующих симптомов кашель может быть:

    • острым (первые 3 недели болезни);
    • подострым (от 3 до 8 недель);
    • хроническим (более 2-х месяцев).

    По характеру кашель разделяется на:

    • продуктивный (влажный);
    • непродуктивный (сухой).

    Влажный кашель — признак инфекции, воспаления с избыточным образованием слизи в дыхательных путях. Психогенный кашель никогда не сопровождается отделением мокроты, он всегда сухой, монотонный и не изменяется с течением времени.

    По интенсивности наблюдается кашель:

    • легкий;
    • сильный;
    • в виде покашливаний.

    По продолжительности приступа различается:

    • кратковременный (отмечается эпизодически);
    • постоянный кашель.

    Осложнения

    Существование психогенного расстройства существенно ухудшает и осложняет жизнь, негативно сказывается на ближайшем окружении. В первую очередь, затрудняется непосредственное общение с постоянно кашляющим человеком. Постепенно формируется социальная изоляция заболевшего. Закономерным итогом ее становятся многочисленные эмоциональные и психические нарушения, например, затяжные депрессии, психологические комплексы неполноценности.

    Страдает и физическое состояние. Несмотря на отсутствие видимых изменений внутренних органов и биохимических показателей крови, с течением времени закрепляется патологический очаг возбуждения в мозге. Он распространяется на соседние области и вызывает настоящие психосоматические заболевания, правильно диагностировать которые всегда очень сложно.

    Психогенный кашель в большинстве случаев угасает к окончанию периода детства. На смену ему приходят более серьезные симптомы других заболеваний, тесно связанные с психической составляющей человека. Пациент приобретает новые болезни — гипертонию, инфаркты, язвенные поражения желудка и кишечника. Уже в молодом возрасте часто случаются головокружения и обмороки, извращается иммунный ответ.

    В случае любого психического расстройства (психогенный кашель — не исключение) коррекцию состояния нужно доверить специалисту, а не лечить самостоятельно несуществующие соматические проблемы. Врач-психотерапевт помогает устранить неприятные симптомы, предупредить длительные расстройства здоровья, восстановить социальные контакты.

     
    Если у ваших близких появилась странная забывчивость (дат, имен, недавних событий), резко изменилось настроение, на которое не влияют обычное общение и окружающая обстановка, стоит проконсультироваться у психотерапевта.
     

    Настораживают в плане наличия психосоматического заболевания следующие признаки:

    • длительно существующие симптомы заболевания внутренних органов, например, кашель, блуждающие боли в животе, головные боли;
    • безуспешные попытки помочь традиционными способами;
    • нормальные результаты лабораторных тестов.

    Сомнения подтверждают указания на недавно пережитые значительные изменения в жизни, эмоциональные потрясения, будь то взрослый или ребенок.

    Косвенные признаки наличия психических расстройств — не повод самостоятельно начать лечение без определенного диагноза. Народная терапия тоже неэффективна при болезнях психики, и ведет лишь к затягиванию процесса и углублению имеющихся расстройств.

    Психотерапевты специализированной семейной клиники психического здоровья помогают разобраться в малопонятных симптомах, вовремя обнаружить патологические процессы в нервной системе и особенно в психическом состоянии. Своевременная терапия в большинстве случаев позволяет устранить неприятные проявления болезни, избавиться от ее возможных последствий.

    Диагностика

    Выявление психогенного кашля проводится по общим принципам диагностики болезней дыхательной системы:

    • Врач беседует с пациентом или его родителями, обращает внимание на связь кашля с другими симптомами легочных болезней или хроническими воспалениями в ЛОР-органах.
    • Спирография — стандартный метод диагностического поиска, позволяет выявить признаки бронхиальной астмы и ее осложнений. Отклонений от нормы у пациентов с психогенным кашлем не обнаруживается.
    • Результаты рентгенографии тоже не дают установить причину кашля, хотя при хронических болезнях бронхов и легких изменения обязательно присутствуют.
    • Функциональные дыхательные пробы прерывают кашель. При патологии дыхательных путей остановить кашель простым дыханием через рот или легкой физической нагрузкой (несколькими приседаниями) невозможно, психогенный кашель после проб зачастую проходит.
    • Проведение суточной рН-метрии исключает подозрения на патологию пищевода и периодический заброс кислоты желудка в ротоглотку. Такое заболевание сопровождается хроническим кашлем.
    • Лабораторные методы диагностики на наличие инфекции, аллергической настроенности организма, биохимические пробы крови для оценки состояния внутренних органов не выявляют специфической патологии.
    • Дополнительные инструментальные методы обследования включают компьютерную томографию, бронхоскопию, ультразвуковое исследование сердца и сосудов, позволяют установить или исключить более редкие причины кашля.
    • Пробное назначение противокашлевых препаратов на 3-4 дня эффективно при астме или хроническом воспалении. При невротическом расстройстве такое лечение не помогает.

    Установить истинную причину заболевания всегда сложно, т.к. предварительно приходится провести полный комплекс диагностических мероприятий. Пациенту тоже сложно поверить, что у него нет причин для повышенного беспокойства, а вместо массивного применения лекарственных препаратов нужно заняться аутотренингом, работой над собственными психологическими установками и комплексами.

    При психогенной природе заболевания первым шагом в лечении должно быть обращение к врачу специализированной клиники, который проводит деликатную коррекцию психологического состояния, направляет пациента по единственно верному пути выздоровления.

    Лечение

    Специфическая терапия начинается после консультаций смежных специалистов — терапевта или педиатра, аллерголога, гастроэнтеролога, пульмонолога. Если они не обнаруживают патологии, пациентом занимается психотерапевт.

    Ребенка легче, чем взрослого, увлечь интересным делом, полностью отвлечь и переключить внимание на увлекательное для него занятие. Взрослым одного лишь хобби недостаточно. Удовлетворительные результаты у них получаются после сочетания психокоррекции с медикаментозными препаратами.

    Лекарственная терапия

    В легких случаях достаточно эффективными оказываются фитосредства с успокаивающим действием.

    В более тяжелых ситуациях назначаются:

    • транквилизаторы — фармакологические седативные препараты;
    • противокашлевые медикаменты — таблетки или растворы, которые угнетают соответствующий центр головного мозга.

    Медикаменты назначаются в случае неэффективности психокоррекции, если кашель слишком частый и сильно влияет на самочувствие человека.

    Максимально выраженный результат от применения фармакологических препаратов отмечается при приеме нейролептиков. Препараты в большинстве своем относятся к сильнодействующим и практически всегда ведут к устранению симптомов болезни. При длительном использовании нейролептики показывают свои побочные действия — боли и шум в голове, беспокойный сон, повышенный мышечный тонус.

    Для детского организма достаточно применить минимальные дозировки препаратов. Врач оценивает их действие и изменяет необходимое количество активного вещества.

    Ноотропные и общеукрепляющие медикаменты используются с первых месяцев жизни. Они улучшают кровоснабжение головного мозга и его адаптацию к стрессовым факторам.

    Немедикаментозные методы

    Лечение психогенного кашля у ребенка начинается с назначения успокаивающих отваров трав и ингаляций, а также физиопроцедур.

    Ванны с расслабляющим эффектом одинаково подходят и взрослым пациентам, и детям. Процедуры в воде успокаивают перевозбужденную нервную систему, улучшают настроение. Дети с удовольствием играют именно в воде, а затем спокойно засыпают.

    Усиливают эффект ароматические добавки и настои из трав. Полезны морская соль, экстракты ромашки, валерианы и лаванды с мягким тормозящим действием. Они не только успокаивают, но и улучшают кровообращение в нервной ткани и снабжение мозга кислородом.

    Отвары и настойки из трав готовят для внутреннего применения. Дают их обычно детям старше 3 лет, но предварительно убеждаются в отсутствии аллергической реакции. Принимают их в виде добавок к чаю в дневное время, перед дневным и ночным сном. Детям обычно достаточно воспользоваться приятным на вкус заваренными мятой и мелиссой, напитком из чабреца, боярышника, пиона.

    Фитотерапию обязательно сочетают с психотерапией, массажем, дыхательной гимнастикой.

     
     

    Профилактика

    Основа профилактики любых заболеваний психики — доброжелательная обстановка в семье, ощущение ребенком собственной нужности и защищенности.

    Родители могут заметить время начала кашля и обстоятельства, при которых ребенок нервничает и беспокоится. Иногда кашель появляется в присутствии определенного человека или при разговоре на неприятную тему. Это так называемые триггеры. Их нужно удалить из жизни малыша, чтобы не закрепился условный рефлекс на событие как толчок к болезни.

    Если сделать так не получается, можно попытаться переключить внимание ребенка на любое другое интересное занятие. Однако игнорировать ухудшение самочувствия во время приступов кашля нельзя, так как это дополнительный стресс для детской психики.

    Взрослым не следует показывать свою явную озабоченность детским кашлем. Если ребенок чувствует повышенное внимание к своему заболеванию и постоянный акцент на состоянии здоровья, проблема только укореняется. Задача родителей — создать спокойную и благоприятную атмосферу, чтобы ребенку было комфортно в любое время.

    Для пациентов с длительно существующими нарушениями органов дыхания полезно выполнять общие рекомендации, которые разработаны Европейским респираторным сообществом в 2003 г.:

    • В семье пациента нужно постараться создать физический и эмоциональный охранительный режим. Умеренная физическая активность ежедневно подразумевает дозированную ходьбу, спортивные тренировки в комфортной обстановке (бег трусцой, плавание, скандинавская ходьба и т.п.).
    • В течение суток выпивать не менее 2 л жидкости (взрослому), включать в этот объем свежевыжатые соки, молоко, щелочную минеральную воду в негазированном виде.
    • Дробно питаться до 6 раз в день, дополнять ежедневный рацион легко усваиваемыми белковыми веществами, ограничить углеводные продукты, использовать витаминные и микроэлементные добавки.
    • Спать в помещении с температурой не выше 22 градусов, увлажнять воздух в комнате до 70-80 %, устраивать сквозные проветривания несколько раз в день, чаще находиться в помещении с естественным солнечным освещением (хотя бы 3-4 часа в сутки).
    • Исключить резкие перепады температур (при быстром переходе из теплого дома на мороз кашель усиливается).
    • Избегать пребывания в помещениях, где испаряются искусственные химикаты (аэрозольные очищающие средства, порошковые препараты бытовой химии, всевозможные гели для стирки и мытья посуды).

    Основные факторы психосоматических нарушений — хронические стрессовые влияния, недостаток положительных эмоций. Если защитить нервную систему от перегрузок не удается самостоятельно, лучше обратиться за помощью к специалистам-психотерапевтам клиники, научиться специальным приемам расслабления и самопомощи. Так можно избежать серьезных осложнений в состоянии психики и общего здоровья.

    Список литературы:

    1. Кашель. Руководство для врачей общей практики. 2015 г.
    2. Мащенко Е. Психогенный кашель.
    3. Кашель: по страницам международных рекомендаций.

    Статья проверена, медицинская информация верна

     
    Гайнуллин Эдуард Рифкатович
    Врач-психиатр, психотерапевт


    Источник: Психогенный кашель
    Дата создания: 02.08.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Переход осознаваемого в автоматизм":
  • Автоматизм любой сложности не требует сознания
  • Творческая отработка неосознаваемого автоматизма
  • Фрмирование фаз движения
  • Тормозное влияние отрицательной значимости, блокировка нежелательного
  • Врожденные рефлексы и приобретаемые автоматизмы
  • Сужение внимания до автоматизмов
  • Поведенческие стереотипы
  • Обучение – превращение незнакомой ситуации в знакомую
  • Неосознанные решения — самые правильные
  • Осознаваемое - фокус бессознательного
  • Негативная и позитивная осознанная оценка
  • Автоматизированные и произвольные движения
  • Приобретаемые навыки уже не отвлекают внимание и выполняются, если только им не мешает осознание схожего
  • Жизненный опыт переводит ранее осознаваемое в неосознаваемое, провоцируя в этом умственную пассивность
  • Автоматическая и контролируемая переработка информации и внимание
  • ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
  • Функции новых нейронов во взрослом мозге
  • Рефлектроные и произвольные автоматизмы
  • Периоды развития механизмов произвольной регуляции движений в онтогенезе
  • Иваницкий А.М. и др. Информационные процессы мозга и психической деятельности
  • Автоматизмы не требуют сознания
  • Сложное поведение осьминогов находится за рамками возможностей рефлексов.
  • Рефлеторный кашель
  • Сознательное регулирование вегетативных . процессов в организме

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя