Познай самого себя: Оглавление
Книга издана в бумажном формате и последняя версия доступна в PDF.
Это - первая и ознакомительная версия книги, которая в настоящее время очень значительно дополнена, отредактирована, оформлена иллюстрациями и презентациями. Поэтому просьба воспринимать ее достаточно снисходительно, чтобы получить общее представление о содержании.
В этой книге представлены результаты исследований психики, включая самые современные данные. На этой основе предлагается обобщающее представление о том, что такое психика, почему и зачем она возникла, как именно выполняет свои функции и какую практическую пользу для себя из этого можно извлечь. Это позволит на качественно более высоком уровне понимать все остальное и соответственно действовать потому, что все воспринимаемое и отношение к нему - есть проявление функционирования психики.
Древние и современные философы, живущие в самых различных странах, размышляя о мире, неизменно приходят к важнейшему выводу о необходимости познания свойств психики, вне зависимости от того, насколько божественна ее природа.
Китайский философ Конфуций среди основных норм нравственности выделял: «сначала познай самого себя».
Греческий философ Сократ утверждал главный принцип диалектики - «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир».
Более современные философы продолжают поддерживать это убеждение, например, Абай Кунанбаев: «Человек целый мир, и, если хочешь постичь вселенную, познай сперва самого себя».
В самом деле, все знания о мире зависят от качества личных субъективных представлений и личных возможностей понимания, потому, что "Я" - и есть модель мира в любых его проявлениях и познанных сторонах, которая только и может быть доступна восприятию.
Это касается буквально всего с самого раннего возраста. У каждого без исключения в жизни возникали и будут возникать серьезные проблемы, решение которых напрямую связано с пониманием организации психики и взаимодействии психик разных людей, и успех возможен только при условии такого понимания. Особенно это касается молодых людей, которые вынесли из детства немало зависимых состояний, отравляющих им жизнь. Недавнее исследование психиатров в России привело к ошеломляющему результату: около 80% школьников имеют серьезные проблемы с психикой. Но не только школьники, а почти все взрослые люди имеют некоторые привычки и особенности, от которых они хотели бы избавиться. Вот самые общие такие проблемы.
Есть одно общее в этих проблемах: непонимание того, как организована психика, вообще, что это такое и что с этим возможно делать.
Можно и не пытаться понять, как устроена психика и жить как получится, ведь наша психика имеет функцию приспособления к новому, но она не справляется с динамикой прогресса сложности понимания в современном социуме. Кошки живут и не терзаются неудовлетворенностью существующим. Но социум значительно опережает возможности эволюционных механизмов, - они просто не догоняют все более изощренные требования. Даже строение позвоночника не догоняет возникшее прямохождение, что и приводит ко множеству проблем, которые решаются с пониманием отчего это происходит.
Чтобы уметь избавляться от множества новых иллюзий понимания, от новых изощренных попыток паразитического использования другими особями, чтобы уметь более эффективно постигать новое, чем способы, которые предоставляет сам организм, нужно понимать, как это "работает", познать себя и, тем самым, других, чтобы умело вмешиваться в это.
Небольшие предупреждения.
В тексте будут использованы короткие адреса интернет-страниц, содержащих более пространные и отвлеченные пояснения или изложение сказанного. Их легко набирать от руки прямо по ходу чтения или выписывать для последующего ознакомления. Так, по адресу fornit.ru/a0 находится более суровый и сложный вариант изложения модели личной адаптивности в стиле междисциплинарной популяризации. Но лайт-версия, которую сейчас читаете, вовсе не повторяет другими словами предшествующую, а излагает все совершенно независимо, с вспомогательными примерами и более развёрнутыми суждениями.
Многим кажется самоочевидным, что если специалист что-то очень хорошо знает, то он всегда может это пояснить любому простыми и ясными словами. Если бы это было так, то вместо нудных учебников давно бы были заготовлены короткие гениальные фразы, которые бы легко и просто раскрывали самое сложное хоть даже для грудного ребенка. Но любой человек, который сталкивается с новой для него областью знаний, перед тем как начать понимать что-то по существу, должен сформировать все те промежуточные представления, на основе которых строятся более сложные.
Услышав фразу: "Отношение массы и энергии", неискушенный человек способен понять только то, к чему он уже готов, если раньше он слышал и как-то понимал слова "масса" и "энергия", и он начинает думать о каких-то между ними отношениях, возможно даже половых. Вместо слова "отношение" используют более точный термин "эквивалентность" и половые отношения этим исключаются.
Вообще многозначительность понимания, казалось бы, даже очень простой фразы всегда говорит о недостатке контекста: а в каком смысле это было сказано. Вот фраза: «Бог не играет со Вселенной в кости» без такого контекста понятна только тем, кто ее очень хорошо знает, и это - огромный пласт знаний. Фраза: «Черные дыры не такие уж и черные» - то же самое.
Поэтому во фразе об эквивалентности массы и энергии речь шла о фундаментальной формуле Эйнштейна E=MC2 и это уточнение резко сужает понимание: тут что-то о заумностях ученых-физиков, а не о массе помидоров на весах очень энергичного кавказца-продавца.
Раз тут такая высокая наука то все, ступор, понимание сути кажется недосягаемым. И только если знакомый физик начинает объяснять, на ходу выясняя, какие промежуточные представления нужно сначала хотя бы обозначить, начинает смутно, но верно выстраиваться картина. Но если физик объясняет не перед ним сидящему человеку, а рассчитывает, чтобы любой человек заданного уровня (скажем, после школы и не двоечник) поймет пояснения, то он раскрывает все без исключения подробности в более продолжительном тексте.
Лучше всего, если такой текст будет содержать еще и ссылки на дополнительно поясняющие страницы для тех, кому это нужно, что и сделано в этой книге. И там стоит сконцентрироваться на понимании именно недостающего в вопросе, а не отвлекаться на другие, пусть и очень интересные сами по себе вещи, - они итак будут потом затронуты и в конце возникнет полная картина.
Тема этой книги - очень сложные обобщения, требующие очень многих промежуточных представлений. Но, в конечном счете, последовательностью изложения все приводится к ясному пониманию, через все дополнительные, сами по себе очень интересные и полезные моменты.
В книге изредка будут использоваться только те термины, которые представляются очень полезными в течение всего текста, и поэтому стоит воспринимать их как ключевые мемы на время прочтения и не только: они наверняка пригодятся и потом. Иначе бы всякий раз пришлось бы опять пояснять их смысл. Но таких терминов очень немного.
Тем, кто недостаточно хорошо ориентируются одновременно в схемотехнике (представления и навыки построения электрических схем аналоговых и цифровых устройств), а так же в нейрофизиологии, химии и программировании, не стоит читать первые 8 глав этой книги быстрее, чем 1 главу в день, так чтобы переходить к следующей только после периода сна и после ясного понимания того, что написано в главе. Иначе просто не возникнет того уровня представлений, который позволяет свести всю картину в единую целостную систему личного понимания. Несмотря на то, что материал изложен очень популярно и не требует знаний более, чем школьной программы, невозможно будет понять суть более сложного, не сформировав более простых представлений. Принципы организации иерархии механизмов адаптивности удобно и наглядно описываются электрическими цепями на физико-химической основе и алгоритмами их функционирования, что требует понимания принципов программирования, хотя все рассматривается на основе природной реализации эволюционно усложняющейся нейросети мозга.
Для тех, кто неуверенно помнит школьную базу, рекомендуется прочесть очень популярные и, в то же время, достаточно проясняющие путеводители по важнейшим понятиям:
Закрепление промежуточных представлений так, чтобы их стало возможно эффективно использовать для более усложнённых конструкций, требует прерывания на сон, во время которого формируется личностная интерпретация воспринятого, и на утро освобождается ресурс мозга от оставшихся активностей для следующего подхода.
Для возможности достаточно ясного понимания важно, чтобы не было других, более важных и насущных задач и нерешенных проблем, кроме задачи разобраться с материалом книги. Это настолько существенно, что есть информационное ограничение, несоблюдение которого может не только уменьшить пользу, но и нанести вред психике, так что, как и в случае приема сильнодействующих средств, нужно соблюдать дозировку: не более одной главы для осмысления за один день, чередуя сном.
Что такое психика
Слово психика придумано очень давно и под ним подразумевалось все то субъективное, что проявляется как в собственных ощущениях человека, так и в наблюдении таких проявлений в других людях.
Кроме того, когда человек думает и переживает, в этом есть гораздо больше того, что он не осознает. Некоторые вещи он осознает, когда они станут актуальными, но очень многое вообще невозможно осознать. Но все влияет на то, в виде чего проявляет себя психика. В последнее время ученые все более убеждаются, что не только люди, но и другие животные, начиная с определённой стадии развития возможности приспосабливаться, обладают в точности теми же механизмами психики.
Психологи, не имея возможности понять, как устроено то, что порождает субъективное, могли судить об этом только по его внешне доступным проявлениям, как говорят, используя модель "черного ящика", пытаясь понять внутренний механизм по внешним свойствам. Поэтому о том, как "работает" черный ящик делались самые разные предположения, в зависимости от того, насколько такие предположения вписывались в общую картину представлений того, кто делал предположение.
Те, кто считал, что на все - воля божья, уверены, что ящик - просто приемно-передающее устройство для трансляции мыслей и чувств от созданной Богом души, которая таким образом могла управлять телом. А как работало устройство самой души не задумывались вообще, т.е. проблема просто переносилась с уровня тела куда-то подальше.
Те, кто был склонен к рациональной картине причин и следствий предполагали, что все дело в существе, названным гомункулусом, как бы образованном структурами мозга, и оно там всем управляет, наблюдает оттуда за миром, чувствует и переживает. Здесь тоже проблема механизмов переносилась подальше без попыток представить, а как это все устроено в гомункулусе. Но эффект гомункулуса очевиден, и каждый может сам понаблюдать за собой таким образом.
Подступиться к механизмам мозга стало возможным только в середине прошлого века с появлением корректных методов точечной стимуляции нервных клеток - нейронов и отведения от них сигналов, а затем и непосредственной визуализации, а также методов выделения фрагментов ткани мозга, маркирования и т.п.
В настоящее время выяснено, что за субъективность ощущений, за мысленные образы и возможность их осмысливания, отвечают вполне определённые структуры мозга, выяснено их назначение в этих процессах и стал понятен вообще принцип того, как появляются образы и приобретают свою субъективную значимость. Стало ясно, что именно эти структуры осознания своим взаимодействием обеспечивают все проявления субъективного и, совершенно определенно, если таких нет у какого-то животного или они нарушены, то нет и психики, нет ощущений, нет боли и радости. В этой книге все это будет рассмотрено подробно и обстоятельно.
Психика все в большей мере лишается своей мистической таинственности и непознаваемости, что не делает ее менее сложной и многообразной просто потому, что именно она обеспечивает самые изощренные возможности приспособления ко всему новому, что нас окружает, позволяя эффективно действовать в этих обстоятельствах.
Уже скоро в учебниках будет просто и очевидно рассказываться о том, как организуется психика, и вместо множества томов книг исследователей возникнут несколько небольших глав, вполне понимаемых школьниками, подготовленными для этого другими предметами. И в учебниках будет сказано про самое общее во всех психических явлениях, то, ради чего вообще это возникло эволюционно - индивидуальная адаптивность к новому.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||