Часть 1. Говорят – возможно!
Вряд ли кто будет спорить, что зрение является важнейшим информационным каналом, через который ребенок познает окружающий мир, а взрослый человек в режиме реального времени воспринимает его состояние. Не поэтому ли, потеря зрения у взрослого воспринимается им и его близкими, как трагедия, а сообщения врачей об угрозе слепоты у ребенка, вызывает у родителей шок, который может длиться годами и десятилетиями (знаю это на личном опыте).
Поэтому не удивительно, что сообщения о возможности видения без использования зрения, всегда привлекали внимания людей, как с нарушением зрения, так и нормально видящих. Говорят, что овладеть этим свойством может каждый, особенно если ему не наступило 12 лет. В нашей стране нашли наибольшую известность два знатока феномена «видение без зрения Вячеслав Бронников и Марк Комиссаров.
Что же нужно, чтобы видеть без зрения? Оказывается, надо освоить методику «развития человека» Вячеслава Бронникова или «информационного видения» Марка Комиссарова. Авторы обещают, что человек, освоивший их метод, сможет легко видеть «при закрытых глазах на внутреннем экране изображение, аналогичное изображению, находящемуся в материальном мире… После короткой тренировки мозг начинает видеть окружающий мир самостоятельно». Бронников называет это - «прямое видение», а Комиссаров - «инфовидение». Так же встречаются названия: ясновидение (как обобщенное), внешнее, альтернативное, биокомпьютерное, внутреннее и др.
В чем отличие предлагаемых методов? По соображениям Марка Комиссарова, его метод - это способ «открытия ясновидения у детей и яснознания у взрослых», а метод Вячеслава Бронникова - способ «развития внешнего видения через развитие ощущений и внутреннего видения». Марк Комиссаров обещает обучить «ясновидению и яснознанию» за десять часов занятий, «открыв» в Вашем мозгу особый Центр, способный «напрямую, минуя органы чувств, воспринимать информацию от предметов окружающего мира».
По методике Вячеслава Бронникова «развитие внешнего видения» возможно после нескольких ступеней самосовершенствования: сначала активизация и гармонизация центральной нервной системы с развитием правого полушария головного мозга; потом создание совершенно новой феноменальной памяти, под названием "биокомпьютерной" и открытие в себе «биокомпьютера», позволяющего видеть окружающий мир с закрытыми глазами. Авторы обещают всем желающим в «овладение "внутренним видением"», позволяющим совершенно слепым людям «вернуться в нормальную жизнь». А зрячим - научиться объективному «снятию информации с окружающей среды».
В своих многочисленных интервью и презентациях Марк Комиссаров сообщает, что у него сотни учеников, освоивших его методику и использующих новые возможности в жизни. Они читают, распознают цвета, играют в карты и шахматы, боксируют, имея на лице маску закрывающую глаза. Есть и более продвинутые ученики. Так, одна дама, ставшая в 2000 г. студенткой «школы Инфовидения Марка Комиссарова», научилась, взяв дискету в руки, считывать записанную на ней информацию без компьютера или других устройств. Другой, очень любознательный юноша, научился просматривать видеофильмы без видеотехники – просто держа в руках кассету с пленкой. Бизнесмен, освоивший «яснознание», спас себя от разорения тем, что в самый последний момент - «взявшись за авторучку», перед подписанием крупного контракта на поставку мяса, «вдруг ясно осознал» что, в одной из упаковок поставляемого продукта имеется некая «гадость», способная испортить всю партию, и… отказался от заключения контракта. Его же конкурент, не владевший «яснознанием», закупил эту партию и разорился.
Вячеслав Бронников обещает своим ученикам, что они смогут играть в карты, шахматы, ездить на велосипеде с глазами, закрытыми специальной маской, а так же, без вреда смотреть на пламя сварки и приобрести «внутреннее видение», позволяющее им видеть состояние своих и чужих внутренних органов. На сайте sverhsoznanie.ru сказано: «Развивая чувствительность своего организма, усиливая в нем энергообмен, можно восстановить иммунную систему и практически перестать болеть, а также избавиться от многих имеющихся нарушений... развивая себя, человек овладевает новыми инструментами для восприятия мира...позволяет видеть окружающее пространство на основе нового свойства головного мозга (так видят дельфины и летучие мыши), и наоборот, видеть себя, свои внутренние органы. Слепой, овладев методом, сможет научиться видеть, даже не имея глаз».
И это ещё не всё! В будущем, всем, освоившим биокомпьютерный способ видения или инфовидение Бронников и Комиссаров пророчат превратиться в сверхчеловеков, обладающих «сверхсознанием». Где - «сверхсознание - представитель плазменных процессов в человеке. Это свойство управления тонкоматериальными явлениями» (В.М. Бронников, газета "НАЧАЛО" № 1-2000). «Пользуясь сверхсознательной функцией, человек может получить информацию из любой точки земли и вселенной с молекулярного до всеобъемлющего уровня» (sverhsoznanie.ru). -
Уверен, что любой читающий воскликнет: « Чудеса!» - « Да феноменально» - соглашусь я. «Вам все понятно?» - «Не очень!» – «Мне тоже!» - « Но как заманчиво – сверхсозна-а-ание!»
Ну да Бог с ним, со сверхсознанием. Мне, да и многим другим родителям и близким слепых людей, не до него. Нам бы помочь своим незрячим детям и родным нормально жить без зрения.
Недавно мне по E-mail пришло письмо, автор которого интересовался моим отношением к методам овладения видения без зрения. В письме было сказано: «просто как-то глупо не владеть такими способностями, если можно владеть»! Полностью согласен с автором письма, но, памятуя народную истину – «не зная броду, не суйся в воду», прежде чем что-то рекомендовать автору, попытаюсь в следующих частях статьи разобраться – кто и как может овладеть такими способностями и что для этого надо.
Часть 2. Кто Вы - обещающие прозреть слепых?
Давайте познакомимся ближе с авторами этих методик и их деятельностью по прозрению слепых и оздоровлению видящих. Начнем с моего тезки - Вячеслава Бронникова. Явно незаурядная личность: академик, доктор философии, профессор, автор и пропагандист метода «Информационное развитие Человека», руководитель программ: «Технология делового успеха Человека Сознательного», «Медицина проектирования и сопровождения здоровья человека», «Гениальные способности - каждому ребенку», «География тонкоматериального мира», создатель науки Космопсихобиология! Живет в Феодосии и более 20 лет помогает всем желающим в России и на Украине открыть в себе «биокомпьютер» и освоить внешнее видение с закрытыми глазами. Бронников В.М. в своей работе использует НОУ-ХАУ, подтвержденное российскими патентами на изобретения № 2134596, № 2143290, № 2157263.
Марк Комиссаров, не менее незаурядная личность. Родился в Москве в голодные послевоенные годы, окончил Московский институт Химического машиностроения. С весны 1989 г. живет в США. Около двадцати лет назад Марк увлёкся изучением явления ясновидения и пришёл к выводу о способности человеческого мозга к восприятию окружающего мира напрямую, без использования для этого органов чувств. Марк выдвинул предположение, что в мозгу есть некий центр, способный воспринимать «энергию, которую несет информация». Идея обучения других людей способности видеть без зрения, подвигла его придумать методику «открытия» в мозгу человека «Центра информационного восприятия (ЦИВ) окружающего мира», позволяющего воспринимать информацию о внешнем мире, минуя органы чувств, что было названо Марком инфовидением, и на что в 2006 году он получил патент США - заявка 20080103409.
Знакомимся далее с Вячеславом Михайловичем. В своих интервью, видеолекциях он много рассказывает о своем детстве, отрочестве, юности и своей родословной. Читать и слушать бывает очень любопытно, правда, многое вызывает недоумение. Да ладно – не будем придираться, чего только с каждым человеком не происходит при жизни в многострадальных России и Малороссии. Хотел почитать его диссертации, но не смог найти, ни их следов, ни информации о регистрации в ВАК* России или Украины доктора философии, имеющего инициалы этой незаурядной личности. Правда, возможно, я не там искал, потому, что учёная степень – доктор философии (Philosophiæ Doctor), присуждаемая в ряде стран Запада, «в настоящее время … не имеет никакого практического отношения к философии» (http://ru.wikipedia.org/wiki/PhD ) .
Примечание. * - ВАК – Высшая Аттестационная Комиссия - центральный государственный орган в области присуждения учёных степеней и званий в ряде постсоветских государствах.
Академика с такой ФИО так же мне не удалось найти ни в Российских академиях наук, ни в Национальной академии наук Украины – государственных объединениях ученых. Но давайте не спешить с выводами - В.М. Бронников действительно имеет звание академика и оно присвоено ему «Международной Академией Информатизации» - общественной организацией (ОО). Из печати мы знаем, что в ОО «МАИ» у академика Бронникова есть доблестный соратник - академик Григорий Гробовой .
Сам же Вячеслав Михайлович президент АНО «МАРЧ», где АНО - автономная некоммерческая организация - один из видов негосударственных некоммерческих общественных объединений граждан (НКО). Аббревиатура МАРЧ расшифровывается как Международная Академия Развития Человека. АНО «МАРЧ» учреждена двумя гражданами Украины – Бронниковым Вячеславом Михайловичем, Бронниковой Натальей Вячеславовной и одним россиянином – Бронниковым Владимиром Вячеславовичем- т.е. отцом, дочерью и сыном.
Благодаря повороту России в сторону демократии и развития различных видов собственности, вот уже более двух десятилетий, для создания большинства НКО, например АНО «АЧАВО»*, достаточно желания трех совершеннолетних граждан, плюс, принятого ими на общем собрании (из трех человек) Устава НКО, который для всех АНО и ОО пишется по единому образцу, плюс справки о юридическом адресе. Затем можно ставить НКО на государственный учет. А дальше? Если созданная АНО «АЧАВО» вовремя отчитывается перед налоговыми, регистрационными и др. органами, не пропагандирует расизма или свержения государственного строя, а главное, находит законные способы самофинансирования, то оно спокойно существует для целей, прописанных в Уставе, и как хочет, так и называет нужное лицо: президентом, профессором, магом, академиком, жмуриком и прочая, прочая, прочая… Никакого государственного деятеля или чиновника не будет волновать то, что цели, прописанные в Уставе общественного объединения, нереальны, абсурдны, ошибочны, а возможно и вредны для людей – ибо у homo sapiens, взаимодействующего с АНО «АЧАВО», должна быть своя голова на плечах. По закону, учредители АНО и ОО не отвечают по обязательствам созданной ими организации, хотя и обязаны нести надзор за её деятельностью, а объединение не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Примечание. * «АЧАВО» – Академия Чародейства и Волшебства (вариант МАЧАВО – международная АЧАВО), аналог НИИ ЧАВО - Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства — учреждение, придуманного братьями Стругацкими ещё в 60-х годах прошлого столетия, как место действия в их фантастических повестях и рассказах.
Продолжим знакомиться с Марком Комиссаровым. В 2000 году методику освоения инфовидения согласилась апробировать на себе и своей дочери Наташе, эмигрантка из Ленинграда - Ольга Лулова. Впоследствии Ольга стала партнером Марка в его деятельности и учредила с ним в Нью-Йорке совместную компанию «Olma LLC», практикующую «программы оздоровления человека без применения медикаментозного лечения», в частности, в виде массажа. По словам Марка, Ольга, используя его методику, научилась считывать информацию с дискеты, держа её в руках. Успехи её десятилетней дочери Наташи в чтении и распознавании цвета с завязанными глазами, подвигнули Ольгу и Марка представить Наташины способности на суд фонда известного американского иллюзиониста, телеведущего и популяризатора науки Джеймса Рэнди. Фонд Рэнди обещает каждому, «кто недвусмысленно и однозначно продемонстрирует какое-либо из так называемых парапсихологических или экстрасенсорных явлений», выплатить $1 000 000. Но, к общему сожалению, ни Наташа Лулова, ни кто другой так и не смогли проявить свои способности для получения указанной суммы. Правда Марк считает, что Наташа однозначно показала способность видеть без зрения, но Джеймс Рэнди, боясь потерять миллион, использовал в отношении Наташи нечестные трюки, выбившие её во время демонстрации «из колеи».
Неудача не остановили Марка и Ольгу и с 2005 года в г. Нью-Йорке (США) под руководством Марка стал действовать благотворительный «Российско-Американский фонд помощи слепым» - «Russian - American
Подведём итог. Мы очевидцы превращения фантастики в реальность:
1. Процесс обретения ясновидения стал доступен всем и из тайны, «окутанной мраком», превратился в изобретения, охраняемые патентами;
2. НИИ «ЧАВО» превратилось в АНО «АЧАВО» в виде: АНО «МАРЧ», ОО «МАИ», ОО «РАЕН», ОО «РКА» и др.
Как попасть на обучение к Бронникову или Комиссарову, в чем суть изобретений, запатентованных ими, и что говорят об их методиках ученые, читайте далее.
Часть 3. Где можно учиться видению без глаз и
в чем НОУ-ХАУ изобретения В.М. Бронникова?
Как же можно обучиться видению без зрения?
Попасть на занятия В.М. Бронникова проще, простого - филиалы его центра есть почти во всех крупных городах России. Найти их можно через Интернет на каком-нибудь сайте о Бронникове, например:
Попасть к Марку Комиссарову сложнее - все же он живет в США, а в России бывает наездом. Но и здесь Вам поможет Интернет:
Теперь об изобретениях, сделанных Бронниковым и Комиссаровым, но сначала – что такое патент? Патент - «охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет на…». Патент защищает право автора на его интеллектуальную собственность, от посягательств других лиц и дает автору, право требовать «дивиденды» ото всех, кто воспользовался его собственностью для своих целей.
Например. Вы придумали что-то «оригинальное», имеющее, по Вашему мнению, большую научную и (или) практическую ценность, то это «оригинальное» необходимо запатентовать. Для получения патента надо:
- правильно описать, по определенной форме, то «оригинальное», что Вы придумали;
- оплатить государственную пошлину;
- подать заявку в государственный орган по патентованию;
- подождать некоторое время пока эксперты подтвердят «оригинальность, новизну и внедряемость», т.е. согласятся, что Ваше «оригинальное» может «тянуть» на изобретение;
- получить документ на исключительное право владением «оригинальным».
Только учтите, что на реальный размер «пошлины» для некоторых патентов, существенно влияет не только срок действия патента, но и подтверждение экспертами «оригинальности, новизны и внедряемости», описанного в заявке.
В 1999 году В.М. Бронников подал три заявки в Роспатент на патентование своих идей в области медицины: сначала - «Способ воздействия оператором на пациента для коррекции его функционального состояния»; затем - «Способ биоэнергоинформационного взаимодействия учителя-сенситива и ученика в рамках единого биополя для взаимной коррекции состояния организма до его гармонизации и развития функций органов и систем — «способ Бронникова» и напоследок - «Способ обучения учителем-сенситивом открытия человеком внутреннего экрана». На все заявки были выданы патенты, указанные во второй части статьи, а АНО «МАРЧ» приобрело лицензии на двадцатилетнее исключительное право пользованием изобретениями Вячеслава Михайловича.
В чем же «изюминка» изобретений?
(Уважаемый читатель, из-за недостатка места, далее пойдёт «выжимка», составленная мною из описания изобретений, с использованием выдержек, помещенных в « ».)
Суть изобретений в «способах» обучения ученика «ощущать энергетический поток между ладонями» (в дальнейшем: ЭП между Лд), затем в восприятие ЭП между Лд от «учителя - сенситива, для коррекции, объединения биополей и перемещения» собственного ЭП по телу с многократными сменами «позиции учителя и ученика как участников биоэнергического взаимодействия». В результате многократных «смен позиций» у ученика появляется способность «к развертыванию внутреннего экрана», позволяющего видеть без зрения, когда глаза закрыты «специальной маской». Манипуляции ЭП между Лд совместно со «сменами позиций» «далее переходят к формированию не одного внутреннего экрана..» и «…формирование на внутреннем экране схемы собственного организма…устанавливая места повреждения и давая мысленную команду исправить их».
В теоретическом обосновании метода Бронникова сказано: «В материальном пространстве человек имеет пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В Нематериальном пространстве человек так же имеет пять чувств: видение, слух, осязание, обоняние, вкус. Развивая в себе свойство сновидения в бодрствующем состоянии человек приобретает как бы третий глаз, т.е. способность сознательного восприятия и управления информацией в Нематериальном пространстве, пространстве Сновидения.
Слово "ясновидение" означает "я сновижу", т.е. я вижу сон» (
В Санкт-Петербургском филиале Центра Бронникова я встретился на одной из презентаций с учителем – сенситивом, имеющим (по его словам) кроме образования, полученного «лично у Вячеслава Михайловича», ещё высшее, по специализации «Металлургические машины и оборудование», полученное на Урале. Меня восхитило, как он разъяснял юной особе, страждущей обрести ясновидение, что сначала надо гармонизировать с помощью его Лд её ЭП между «двумя основными центрами человека: головой и мочеполовой системой», делая акцент на значимости второго центра.
Он же поведал всем присутствующим две особенности использования «биокомпьютера»:
первая - «он плохо видит перед собой». Например, при игре в карты при закрытых «специальной маской» глазах, «биокомпьютер» позволяет хорошо «видеть карты соседей, а вот свои – нет. Поэтому их приходится запоминать при раздаче до надевания маски»;
вторая – для освоения «биокомпьютера», несмотря на наличие на лице маски, глаза под ней в течение всей игры (занятия) «по технике безопасности!!! должны быть плотно закрыты».
Что можно добавить к сказанному?
1.После того как я подержал в руках и примерил «специальную маску», готов подтвердить, что, даже не «включая биокомпьютер», неплохо видел из-под неё влево и вправо, но ничего не видел прямо.
2. В части второй особенности, готов признаться, что не смогу освоить «биокомпьютер» потому, что способен держать глаза закрытыми долго и непрерывно только во сне, а идти на нарушение «техники безопасности» не приучен.
3. Видимо под понятием «учитель-сенситив», понимается учитель, обладающий сенситивностью. Психиатрам и психологам известно, что сенситивные люди (от лат. sensitivus — чувствительный) обладают аномальным складом личности с пониженной самооценкой, склонностью к «застреванию» на отрицательных эмоциях (
4. В отношении «сновидения в бодрствующем состоянии», то такое явление в медицине называют галлюцинациями, которые, в отличие от иллюзий и представлений, не возникают у психически здоровых людей.
5. Похоже, гениальность изобретений В.М. Бронникова так велика, что мне её никак не понять. Видимо моё образование: средне-техническое (ЛКТ,1965) + два высших (ЛИТМО, 1976; РГПУ им. А.И. Герцена, 1996) + дополнительное (Stockholm Uniwersive, Sweden, 1998) + ученая степень «почетного доктора наук» (СПбГУ, 1994) ничто, в сравнении с металлургическим + полученным «у самого Вячеслава Михайловича».
В следующей статье познакомимся с патентом Марка Комиссарова и узнаем, что про видение без глаз думают ученые и специалисты.
Часть 4. О чем изобретение Марка Комиссарова и что думают ученые
о видение без глаз?
Марк менее плодовит, он запатентовал только одну методику в 2008 году в США - «Методология разработки нового подхода к визуальной информации познания» - «Methodology for developing a new approach for visual information cognition» USPTO Application #: 20080103409, но хочется отметить, что чтение его заявки, по сравнению с заявками, описанными ранее, доставляет истинное удовольствие. Сразу видно, что Марк, имеет хорошее высшее образование, хотя и не удостоился высоких научных званий и степеней. Да и на сайтах Марка не сравнивают человека ни с телевизором, ни с трансформатором. В его заявке Вы не встретитесь ни с сенситивностью, ни с биополем, ни с манипуляциями ЭП между Лд со «сменой позиций».
Попробуем найти, в чем же «изюминка» его изобретения (и здесь я применю способ «выжимки» с кавычками, а так же буду указывать в скобках номера абзаца заявки).
Марк, на основе своих изысканий и опираясь на авторитет Юнга, в своей заявке делает открытие, что люди обычно не думают о таких природных поведенческих актах как дыхание или пищеварение, идущих автоматически, а если и думают, то не могут их остановить или изменить (0005). Но, используя т.н. «сенсорную пластичность» и способность мозга к перенастройке, можно, при определенных условиях, активизировать некий гипотетический центр обработки информации (ЦИВ). ЦИВ принимает информацию не через обычные органы чувств, а в «форме энергии или стимулов, которые могут быть опосредованы мозгом, чтобы определить происхождение информации » (0009). В качестве примера Марк приводит способность слепых людей передвигаться в больших пространствах самостоятельно, используя трость. (0010).
Далее, основываясь на «крупных прорывах», произошедших за последние десятилетия в «плане понимания души и тела», Марк анализирует такие явления как: Rewiring или ReWire (что можно перевести как: перемонтаж, перенастройка, переадресация, переключаемость); плацебо-эффект (лечебный эффект от лекарства – пустышки); ноцебо-эффект (от «nocebo» - «врежу себе» и означает «Совокупность неприятных расстройств, испытываемых в момент приема пищи, инертного фармацевтического препарата или лекарства, которые в принципе не могут провоцировать подобные эффекты» М. Годфрид) и Blindsight (слепое видение, которым, якобы, обладают некоторые слепые люди). В результате анализа Марк приходит к заключению, что визуальная информация воспринимается и обрабатывается мозгом не только в зрительной коре, но и других зонах мозга. А утрата (повреждение) отдельных зон – по мнению Марка, приводит к потере «сознательного визуального восприятия», при сохранении способности мозга воспринимать визуальную информацию неосознанно (0026, 0027). Это заключение дало основания для разработки запатентованной методики, которая позволяет, через преподавание с помощью «правильных стимулов», в короткие сроки обучить людей «возможности ReWire их мозга» (0042) для получения им неосознанной информации.
Согласно описанию патента, для восприятия неосознанной информации необходимо сначала активировать ЦИВ, путем «снятия психологических барьеров у человека на сознательном и подсознательном уровнях» (0069). Затем происходит включение «Внутреннего радара» (естественно при закрытых «специальной маской» глазах), что является самым важным и трудным на начальном этапе активации ЦИВ (0089). Для устранения этой трудности, человек должен научиться на «запрос» сразу же, не задумываясь давать «ответ» (0095). Ведь мозг же способен «преобразовывать один вид информационной концепции в другой. Например, если Вы говорите «Чайная роза», то эта слуховая информация вызывает в мозг визуальный образ цветка» (0096).
А так как, информация из внешней среды воспринимается нашими «чувствами, не контролируемыми сознанием»!? (0100), то для восприятия информации через ЦИВ, на него не должно действовать сознание (0102), - Вот! Она!! Изюминка!!! - поэтому надо отключить «мышление» (0103). Для этого, при предъявлении визуального стимула, ведущий обучение должен «настаивать, чтобы субъект, не задумываясь, сразу отвечал» (0113) потому что, «как правило, первый сигнал информации, полученный мозгом от ЦИВ всегда правильный» (0110), а «любое промедление с ответом вызывает у мозга сомнения» (0111).
Далее: тренировки и ещё раз тренировки: по чтению текстов с закрытыми специальной маской глазами; по видению сквозь физические барьеры (стены); по «дальнозоркости» - видению происходящего в другой точке земного шара; по видению «прошлого», и, наконец, по «одному из самых сложных режимов восприятия информации» - извлечению её «из любых типов носителей» (0161). Есть некоторые особенности «открытия» ЦИВ у слепых, которые принципиально не влияют на сам метод.
В выводах сказано:
(0215) «Система и метод позволяет лицам развить малоиспользуемую часть мозга, с развитием новых каналов видения, одновременно может повысить IQ и улучшить память. Изобретение позволит слепым людям восстановить частичное или полное видение без каких-либо механических или технологических средств…»
Так что, как видите, всё очень просто! Правда смущает: «информация в форме энергии или стимула»; «снятие психологических барьеров»; «включение внутреннего радара»; «отключение мышления»; «малоиспользуемая часть мозга», да и повязка на глаза, в виде двух черных блинов, закрывающих глазницы. И так же, как у Бронникова, с ней неплохо видно в стороны. Но, возможно, я что-то не так понял из-за трудности перевода текста заявки. Давайте не будем спешить с выводами, а сперва ознакомимся с мнениями ученых и специалистов.
Что же говорит о методах Бронникова и Комиссарова наука?
Если знакомиться с информацией, приведенной на сайтах Бронникова, то обязательно найдешь раздел «наука» или «мнение специалистов и ученых». Там даны ссылки на мнения ученых разного уровня: от кандидатов наук до академика РАН и РАМН Н.П. Бехтеревой (ныне покойной). Все приведенные мнения положительны и по ним напрашивается вывод, что явление «прямого видения» существует, правда ещё до конца не изучено. Некоторые мнения, высказанные ещё в 90-х годах, так восторженно утверждают о феноменальности этого явления, что даже удивительно, почему их авторы сегодня не занимаются работой по его изучению, использованию или пропаганде. Видимо у них есть более важные дела, чем «слепых сделать зрячими, а зрячих видящими». Добавлю, что мои попытки получить по E-mail у ряда авторов мнений, приведенных в сайтах, информацию об использовании ими изобретений Бронникова окончились безрезультатно. Только от кафедры глазных болезней ТГМА пришел ответ, что «Наша кафедра занимается исключительно традиционной медициной. Ни о какой пропаганде лечения по методу Бронникова, равно как Кашпировского, Чумака и пр., не может быть и речи».
В отношении метода Марка Комиссарова научных материалов, подтверждающих явление инфовидение, оказалось во много раз меньше. Нашел всего два отчета и три доклада, представленных в июле 2007 года в Санкт-Петербурге на
В следующей части статьи попробуем разобраться, насколько «предположение» профессора о «возможности» соответствуют «реальности» Марка.
Часть 5. Мои личные впечатления и мысли
о деятельности Бронникова и Комиссарова.
К написанию данной статьи меня подтолкнула встреча с Марком Комиссаровым, состоявшаяся на презентации его метода. Ей предшествовал мой скептический комментарий, который я дал при обсуждении статьи Маргариты Мельниковой "Видеть вслепую: насколько возможно альтернативное зрение?" («Школа Жизни.ру»
Презентация состоялась 11.07.2009 в помещениях «Центра развития личности «Новый Путь», Большой Сухаревский пер. д. 25. Пришло человек 45, большая часть - женщины, основной возраст присутствующих 30-45 лет, но были два ребёнка до 14 и несколько человек старше 50. Слепых или слабовидящих не было. Марк презентовал свой метод около двух часов. Необходимо отметить, что он выглядит импозантно, у него приятный, располагающий «к себе» голос. Не плохой лектор: хорошо владеет речью, чувствует настроение аудитории, имеет чувство юмора, удачно вклинивает в свой рассказ видеосюжеты. Будучи заранее подготовленным к встрече (кое-что почитал и посмотрел в Интернете), я не услышал и не увидел для себя что-либо принципиально нового. Большая часть присутствующих воспринимали сказанное Марком с воодушевлением, а некоторые с восторгом. Ушли, не дождавшись финала, двое. В конце выступления, Марк заявил, что конечная цель его работы: создание «Активизированого Центра Информационного восприятия окружающего мира. Это - принципиально новый путь в получении информации извне, открывающий перед человеком фантастические перспективы». У человека появляется возможность научиться «знать информацию, не видя её» и сделаться «сверхчеловеком». Затем Марк ответил на десяток вопросов. По характеру вопросов было видно, что большинство спрашивающих уже пыталось обучиться ясновидению по другим методикам.
По завершению презентации был продемонстрирован видеофильм об опытах Марка в Санкт-Петербургской школе слепых. В нем были интересные моменты, но, меня, хорошо знавших детей этой школы, их возможности в части использования остаточного зрения, увиденное не убедило в реальности Инфовидиния. Вместе со мной фильм смотрело человек десять. По умиленным репликам и восторженным комментариям, мне стало ясно, что никто из них никогда не имел близкого общения с незрячими детьми, и всё увиденное воспринималось ими как результат «плодотворного общения» Марка с детьми. Вот так и рождаются современные мифы и легенды.
Затем у меня была краткая беседа с Марком: он показал мне оригинал «Протокола экспериментов по активизации свойств «информационного видения» 07.02.2007 - 10.02.2007, Санкт-Петербург», подписанным группой ученых; ответил на пару вопросов и пообещал передать копию видеофильма об эксперименте в школе, что и выполнил в сентябре при посещении Санкт-Петербурга.
После встречи с Марком я стал искать в Интернете и в печати любую информацию о «видение без зрения». Нашел и прочитал не один десяток публикаций, посвященных этому явлению, вспомнил про Розу Кулешову, бабу Вангу, дядю Ваню из-под Талды-Кургана. Просмотрел различные фильмы и видеосюжеты о Марке Комиссарове, Вячеславе Бронникове, размещенные в Интернет с 2000 года, посетил Санкт-Петербургский филиал центра Бронникова и могу однозначно заявить:
1. Ни разу не нашел вразумительного объяснения ученых и специалистов, поддержавших Бронникова или Комиссарова, о природе (физике, психофизиологии…), выявленного или подтвержденного ими «явления видения без глаз». А как метролог (специалист по измерениям) могу доказать, что все измерения в исследованиях с использованием методов ЭЭГ и ГРВ, проведенные при экспериментах и на которые делают ссылки, «гроша ломаного не стоят».
2. Все восторженные «мнения специалистов и ученых», приведенные на сайтах о Бронникове, говорят только то, что их авторы: либо выработались как специалисты, да так, что в своих теоретических «изысканиях» могут человека сравнивать только с телевизором или трансформатором; либо купились за звания липовых академиков; либо ещё на что-то. Воистину - «все мы люди, все человеки».
3. Во всех видеоматериалах о методах Бронникова и Комиссарова нет ни одного кадра с тотально слепыми людьми. При спокойном (без эмоций) рассмотрении сюжетов, показывающих «способность» людей видеть с закрытыми маской глазами, можно четко заметить, что все испытуемые держат голову постоянно в определенном положении - несколько с задранным подбородком и склонением влево (вправо), по отношении к «рассматриваемому» объекту, находящемуся на уровне груди и выше, или без задирания подбородка - при нахождении объекта ниже груди. Помню, как в 50-х годах в дворах-колодцах Ленинграда, я с другими уличными детьми (компаниями по 15-20 чел.) играл в прятки и жмурки. О-о-о, какие среди нас были «профессионалы» по видению с завязанными и закрытыми глазами, какую бы фору они дали «визитной карточке» Бронникова - Саше Левиту, имеющего на левый глаз неплохое остаточное зрение, которое улучшается, при наблюдении через щель между маской и переносицей. Эффект улучшения зрения при наблюдении сквозь малое отверстие или щель известен спокон веков, а с середины XIX века используется офтальмологами для коррекции зрения с помощью специальных очков: перфорированных, стенопических, дырчатых. Свое заключение о А. Левите я сделал, основываясь на рассказах о нем и анализе его поведения в видеосюжетах. Есть красочное подтверждение сказанного на http://www.scorcher.ru/mist/bronnikov/see1.htm. Похоже, что Саша, попавший к Бронникову в 8 лет, под мудрым руководством Вячеслава Михайловича, стал просто «профи» в сфере мошенничества. У меня он вызывает лишь жалость.
4. В сентябре-октябре, после повторного ознакомления с фильмом Марка об экспериментах в Санкт-Петербургской школе-интернат слепых и слабовидящих детей № 1 им. К.К. Грота в феврале 2007 года, я, зная хорошо педагогический состав, подробно расспросил всех учителей, присутствовавших на экспериментах. Так же переговорил почти со всеми родителями детей участвовавших в экспериментах. Как я и предполагал, все дети (использующие в учебе рельефно-точечный шрифт Брайля) имеют и имели остатки зрения, позволяющие различать цвета и свободно ориентироваться в знакомых пространствах. В программе школы есть специальные занятия по развитию зрительного восприятия и ориентации в пространстве. Все учителя и родители отметили, что после занятий с Марком дети не приобрели никаких новых умений или способностей, а у части детей, через некоторое время, была неглубокая депрессия, возможно, вызванная утратой надежды.
5. В отчете группы ученых - участников эксперимента было отмечено о «благотворном влиянии» занятий Марка Комиссарова на «психоэмоциональное состояние детей». Мне хочется спросить авторов отчета: «Господа, разве у Вас в школьные годы, замена уроков какой-нибудь развлекухой, не оказывала «благотворного влияния» на «психоэмоциональное состояние?» – Что! Не оказывала? - Ну-у-у, тогда мне Вас господа-товарищи искренне жаль!»
6. И снова, никто из почтенных ученых мужей не дал ни намека, ни предположения о том, где искать «малоиспользуемую часть мозга». В одной из «ученых» публикациях о способе Бронникова я прочитал, что она может находиться даже вне черепной коробки! Ребенок, который дал основной материал для заключения профессора о возможности «информационного видения у некоторых испытуемых», был нормально зрячий мальчик 11 лет, не являющийся учеником данной школы. Почему я считаю, что он выдал «липу», будет изложено в шестой части статьи – об особенностях детского восприятия до двенадцатилетнего возраста.
А теперь, уважаемый читатель ответьте себе, о какой реальности «инфовидения» Комиссарова или о реальности «прямого видение» Бронникова можно говорить?
В следующей, заключительной статье поговорим о том, почему легче всего обучаются «видению без глаз» дети до12 лет и о высказываниях ученых и специалистов, не упомянутых на сайтах Бронникова и Комиссарова.
Часть 6. Почему легче всего обучаются «видению без глаз» дети до12 лет и что говорят ученые, не упомянутые на сайтах Бронникова и Комиссарова.
В предшествующих пяти частях статьи я познакомил читателей с авторами феномена «видения без зрения» Бронниковым и Комиссаровым, с сутью их уникальных «изобретений», мнениями поддерживающих их ученых, поделился своими мнениями и наблюдениями. Вроде бы стало ясно, что на вопрос, поставленный в заголовке, придется ответить – НЕТ, но остался вопрос: почему дети показывают такие удивительные результаты на занятиях Бронникова и Комиссарова. Что дети, тоже жулики?
Попробуем разобраться. Начну с рассказа бабушки, которая привела к Комиссарову шестилетнего внука. Марк согласился позаниматься с ним и увел в другое помещение. Минут через двадцать, они вернулись и внук, стоя лицом к Марку, продемонстрировал свободное чтение трех слов: собака, машина и кукла, написанных крупным шрифтом на планшетах, поочередно показываемых ему Марком. Бабушка была в шоке. Она бросилась к Марку: «Как вы этого достигли?». На что Марк ответил: «Я открыл в его мозгу ЦИВ. Только не расспрашивайте внука, как это я сделал. Потренируйтесь дома». Дома, не добившись от внука успехов в таком же чтении, она задумалась: « Почему не получается? А может ли внук вообще читать, ведь он не знает ни что такое буква, ни как она изображается. Он их никогда не видел - у него с рождения нет глазных яблок. А мы, зная, что ему придется учиться по Брайлю и не пытались учить его читать».
Бронников и Комиссаров свои успехи в «обучении видению» детей до 12 лет объясняют тем, что у детей, в отличие от взрослых, нет установок на невозможность «видение без глаз». И в этом они правы – дети до 12 лет верят в волшебство, чудеса, волшебников, чародеев, бабу Ягу, деда Мороза … Дети от 6 до 12 лет легко поддаются искушению попробовать научиться чему-то необычному, волшебному. Они с легкостью идут на обучение всему, чем можно будет похвастаться перед товарищами или тому, про что с восторгом или надеждой говорят родители. Вряд ли мама (папа) приводят ребенка на платные занятия к Бронникову или Комиссарову просто так – у них видимо есть для этого веские причины. Ребенок приходит на занятия с настроем на определенный результат.
Психология ребенка этого возраста не позволяет ему быть «белой вороной», он хочет (должен) достигнуть то, на что его нацелили. И вот, во время занятий обнаруживается, что кто-то рядом «видит» ЭТО, а он нет. Ребенок расстроен, он думает: «Почему же я не могу ЭТО видеть?» Ребенок не догадывается, что кто-то «видит», или под воздействием самовнушения, или, что чаще всего, подглядывая. Довольно быстро ребенок, общаясь с товарищами по занятиям, выясняет про подглядывание, а раз так, то он, волей-неволей, начинает вместе со всеми участвовать в этой игре. А почему бы ему не поиграть? Новая, интересная игра, новые товарищи и такие обаятельные и добрые дяди. Если родители не узнают (не догадаются) об этой игре, то лет до 13-15 ребенок поиграет, а потом «пошлет всех подальше» (из рассказа одной мамы об итогах учебы её сына у Бронникова) или пойдет по следам Саши Левита.
Но может быть и другой вариант: мама, удивленная и воодушевленная первоначальными «успехами» ребенка, вдруг узнает о подглядывание и, разобравшись, понимает (на счастье ребенка), что они попали к мошенникам. Будет ли она куда-то об этом заявлять во всеуслышание? Вряд ли – «обидно за себя, да и ребенка могут засмеять товарищи».
При индивидуальной же работе с ребенком, в обстановке тет-а-тет, не так уже сложно подговорить ребенка «разыграть» маму, бабушку и других, предупредив его, чтобы он не рассказывал о том, как ЭТО у них получается - «Ведь ты же умеешь хранить тайну?»
Так, что - «ларчик просто открывался!» Но, назвав « добрых дядь» - мошенниками, я не имею право называть жуликами детей до 12 лет. Они поступают так, как требует от них природа и как хотят их родители. Хочется только добавить: «Уважаемые родители, будьте бдительны и не толкайте своих детей на дорожку, проторенную Сашей Левитом».
Об этом же говорят ученые на сайте Форнит (http://www.scorcher.ru/sys/map.php), см. папку «Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках», файл «Зрячие». В нем подробно анализирующих деятельность Бронникова и «положительные отзывы» о нем ряда «ученых». В работе академика РАН Круглякова «Ученые» с большой дороги-3 (Э.П. Кругляков; Комис. по борьбе с лженаукой и фальсификацией науч. исслед. РАН. – М. : Наука, 2009.357 с.) подтверждается моё мнение о мошенничестве Бронникова. О лженаучности метода ГРВ (газоразрядная визуализация) и о «плодотворной» научной деятельности автора этого метода г-на Короткова К.Г. говорится в статье «Псевдоученые под микроскопом науки» профессора Е. Д. Эдельмана («ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ», Весна 2006 № 2 (39) -
История человечества знает имена многих выдающихся слепых: Гомер, Евгений Дюринг, Ли По, Дидим Александрийский, Николай Саундерсон, Эдуард Асадов, Михаил Суворов, Рэй Чарлз, Ольга Скороходова, Владимир Зубов, Дэвит Бланкетт, Олег Смолин и многие, многие другие. У них жизненный путь не был усеян «розами», но все они достигли высоких личных и общественных высот. В этом им помогло: осознание себя человеком разумным (homo sapiens), оптимизм, интеллект, заложенный родителями, и нравственные ценности, привитые с детства.
Если незрячим детям создать необходимые и достаточные условия для развития, то уже в школьные годы будет видно, что слепоту – серьезнейшее нарушение деятельности центральной нервной системы, можно свести до физического дефекта, не мешающего человеку полноценно жить. Это я знаю на личном опыте: мой младший сын, обреченный с первых месяцев жизни на тотальную слепоту, вырос и, окончив школу им. К.К. Грота и музыкальную школу, успешно получил профессиональное образование в Санкт-Петербургском государственном Университете. Почти все его соученики по школе, несмотря на глубокие нарушения зрения, также получили высшее профессиональное образование. Все они работают, занимаются спортом, создают семьи. Свободно и самостоятельно передвигаются по такому мегаполису, как Санкт-Петербург, выезжают в другие регионы, страны. Все их достижения базируются не на открытие в мозгу, или около него, какого то «биокомпьютера» или ЦИВа, а на способности человеческого мозга воспринимать и адекватно анализировать информацию об окружающем мире, поступающую от сохранных органов чувств. Формировать на её базе образы, пускай не такие детализированные и красочные как у зрячих, но достаточно полноценные. Все это достигается не чудесами, а упорным трудом родителей, о чем я пишу в своей книге «Беседы с родителями незрячих детей», тифлопедагогов и, конечно же, самих незрячих ребят.
И в завершении. В цирке фокусник нас «обманет» за наши же деньги, но мы идем туда и с восторгом благодарим его за ЭТО своими аплодисментами. Мы знаем, что он нас обманывает, и чем изящнее обман, тем больше мы восторгаемся МАСТЕРСТВОМ факира. Если его мастерство оказалось плохим, то можно добиться, что бы вернули потраченные деньги и будет жаль только потерянных часов.
Когда к Бронникову и Комиссарову идут зрячие люди, желающие стать «сверхчеловеками», то они платят за самообман. Как было сказано на одном из сайтов, где обсуждалась возможность «видения без зрения» - «$500-600 не так уж большая цена, чтобы узнать о своей ГЛУПОСТИ».
Но когда, людей, столкнувшихся с тяжелейшим несчастьем - слепотой, обманывают НАДЕЖДОЙ, продавая им фокусы, в виде методик «развития человека», «обретения яснознания», то это уже ПОДЛОСТЬ, которая может обернуться для слепого, остановкой его развития, как человека разумного (homo sapiens).
Послесловие
Марк Комиссаров прислал на моё расследование свой ответ, под названием: «Чья бы корова мычала…». В нем на 8 страницах почти 14000 знаков текста (без пробелов). В нем Марк, восхитившись моим образованием; посочувствовав мне, как отцу, который «прошёл по всем медицинским офисам и посетил множество медицинских светил». Действительно мне пришлось походить, как и любому родителю, столкнувшемуся с угрозой слепоты у ребенка. Медицина помогла не допустить худшего, но к третьему дню рождения сына, я понял, что медики и слезы не помогут и, вместо «достойного несения своёго горя», занялся подготовкой сына к самостоятельной жизни в обществе зрячих, т.е. стал его социально реабилитировать.
Моя фраза в шестой части: «Если незрячим детям создать необходимые и достаточные условия для развития, то уже в школьные годы будет видно, что слепоту – серьезнейшее нарушение деятельности центральной нервной системы, можно свести до физического дефекта, не мешающего человеку полноценно жить», явно шокировала Марка. Ведь он, благодетель, несет «новое» и революционное, обещающее «вырвать слепого из тьмы», а я, ничтожество свожу все к физическому дефекту. По его мнению, вместо того, что бы бросится на «новое», я смирился и у меня «оказалась кишка слаба», даже на «достойное несения своего горя». А сейчас, в своё оправдание перед сыном и обществом «решил, что надо Новое это смешать с грязью».
Да г-н Комиссаров, я не стал ни хвататься за Вашу «соломинку», ни нести своё горе, а просто стал заниматься активной социальной реабилитацией своего сына. В частности: формировать у него визуальные или зрительные образы, учиться самостоятельно ходить с белой тростью, общаться с другими людьми, пользоваться их помощью и помогать им. Вы правы, в этом нет ничего «нового», всё это давно придумано человечеством и описано такими науками как тифлопедагогика и тифлопсихология (от греч. typhlos - слепой).
Далее Марк: объявил меня обывателем и обидевшись на меня за «незаурядность»; пожурил за непонимание высоты и глубины целей и задач его фонда по «вырову слепых из власти тьмы», при этом удивился моему недоумению по поводу отсутствия слепых на презентации –«Интересно, а что бы они могли на ней увидеть?»; грудью встал на защиту «международно признанного учёного», профессора Короткова К.Г, автора метода ГРВ, над которым смеются не только ученые, но и публицисты.
В конце письма Марк, вспомнив гонения на кибернетику и генетику, обвинил меня во лжи. Цитируем:
«.. действительно, находился мальчик с нормальным зрением. Он занимался у меня в группе для зрячих и ему тоже отсняли ЭЭГ. И, почему-то, г-н Озеров привязывает высказывания (указана фамилия) только к нему.
Нет, чтобы процитировать следующее:
«В исследованиях принимали участия сотрудники Лаборатории нейрофизиологии ребенка ИЭФБ РАН (далее перечислены ФИО, ученые звания и должности четырех человек). О, это уже не один безымянный профессор, а целая группа ответственных сотрудников серьёзного института!
«Специального внимания заслуживают наблюдавшиеся сотрудниками Лаборатории (три ФИО) результаты наблюдения на тотально слепой от рождения (выделенно мной М.К.) Ольги М. (9- г класс, возраст 15 лет), которая после 20-минутного обучения почти без ошибок, на расстоянии порядка 50-60 см, определяла любой из 6 цветов предъявляемых листов бумаги размером А 4.»
Что скажете, г-н Озеров?
Крыть-то нечем!
«Полученные статистически достоверные результаты позволяют полагать, что при тестировании Сергея Д. на способность определять цвет и читать текст в условиях исключения попадания изображения на сетчатку, имеет место реорганизация пространственно-временных отношений колебаний биоэлектрической активности мозга, которое можно связать с активацией аналитико-синтетической деятельности мозга, связанной с поступлением информации по каналам связи, при которых не используется периферическая часть зрительного анализатора.
Это заключение противоречит существующей научной парадигме, однако полученные данные было бы несправедливо рассматривать как артефакты или недобросовестное манипулирование какими-либо неучтенными факторами. Целесообразно продолжить детальное исследование описанного феномена в условиях дополнительного строгого контроля независимыми специалистами высокой квалификации».
Комментарий?
No comments!» (конец цитаты)
Увы, господин Комиссаров комментарии есть:
1. Я и сейчас не желаю портить репутацию моих ученых земляков, поэтому снова не буду приводить их ФИО. Об этом же я сообщил им. Не исключаю, что в отчете «их, без них женили». Их право самим выступить и опровергнуть меня.
2. Вообще-то, включение в эксперимент зрячего Сергея Д, прошедшего обучение у Вас, уже есть «артефакт», т.е. признак «недобросовестного манипулирования какими-либо неучтенными факторами». Аналогичный прием использует Бронников, который, в одном из видеосюжетов, демонстрирует способность своего ученика собирать шахматы, разбросанные на полу помещения. Не предвзятому глазу явно видно, как мальчик, уверенно идущий во весь рост, подглядывая, быстро находит фигуры. А две девочки, впервые надевшие на лицо маски, неуклюже, полуприсев - полусогнувшись, пытаются найти фигуры, водя по полу руками. Они ещё не сообразили, что можно подглядывать.
3. Прошло более 2,5 лет, сегодня (декабрь 2009) Ольге М. 20 лет, (тогда было 17, а не 15). Она рассказывает: «До сих пор не могу понять, зачем всё это делалось, и что ученые хотели от меня. Американец (так Ольга называет Марка) сказал, что он будет поочередно показывать мне листы бумаги трех цветов, а я должна буду узнавать какого они цвета. Сначала он сам называл цвет, кладя передо мной на стол листы бумаги. У меня ни разу не возникало ни каких новых ощущений. Затем он стал спрашивать, какой цвет, а я наугад отвечала и прислушивалась к реакции окружающих. В конце Американец назвал меня гениальной». Да - а- а, достоверность эксперимента высоко-научно-обоснованно-впечатляющая!
4. Где же опубликованы результаты «детального исследования описанного феномена в условиях дополнительного строгого контроля независимыми специалистами высокой квалификации» ? Ждем-с!
5. А как сегодня (через 2,5 года) Сергей Д. использует свою «способность определять цвет и читать текст в условиях исключения попадания изображения на сетчатку»? Или он уже стал «сверчеловеком» и «трогать его не моги»?
В завершение, Марк, называющий себя исследователем, за рассказ о бабушке с внуком, назовет меня лжецом, взвопив: «Как может ребёнок, никогда и ничего не видевший в своей жизни, опознать хотя бы один визуальный образ?».
Марк! Я чего-то, не понял? А как же Ваше обещание, открыв ЦИВ, «вырвать слепого из тьмы»? Да и рассказ, приведенный в 6 части не выдуман, бабушка с внуком живые люди. Зная их, у меня, других родителей и учителей, нет основания считать, что их рассказ «ЛОЖЬ от первого до последнего слова!». Я, каждую субботу наблюдаю, как Алеша С. прекрасно ориентируется в бассейне: и в воде, и на суше – не имея глазных яблок (хвала тренеру и бабушке).
Так, кто из нас врет и где же, те сотни, «вырванных» Вами из тьмы? Поэтому то моя корова и мычит о… подлости!
От ведущего сайта Fornit: На эту статью Комиссаров написал отповедь в своем обычнойм эпатажном стиле, которую здесь привожу с моими комментариями: Ответ Марка Комиссарова на статью Вячеслава Озерова.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Майкла Газзанига Сознание как инстинкт | Топик ТК: Матрица, как симулякр-среда для симулякров |
| ||||||||||||