Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье Шапатина О.В.

Относится к   «Межличностные отношения»

Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье Шапатина О.В.

Автореферат диссертации. Шапатина О.В. Москва 2001
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО - В.А. Петровский.

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор - Н.Д. Творогова;
кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник - Е.М. Вроно.

Ведущая организация: Научный центр психического здоровья РАМН.

Актуальность исследования. Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. Адаптация к новым макроусловиям сопро-вождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.

В значительной мере это стало возможным благодаря становлению се-мейной терапии как самостоятельной отрасли психологической науки и прак-тики. Различные аспекты семейной психотерапии хорошо изучены и разработаны как в отечественной (А.Я. Варга, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), так и в зарубежной психологии (N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.). Однако, несмотря на это, семейная терапия продолжает испытывать острый дефицит как методологических исследований, так и конкретных терапевтических техник. Особенно актуальны такие исследования в нашей стране, что связано с несколькими чрезвычайно существенными противоречиями.

Семейная психотерапия в России находится на начальном этапе своего развития и, следовательно, не располагает собственными сколько-нибудь значительными теориями и концепциями. В этих условиях отечественные семейные психотерапевты вынуждены использовать западные теоретические модели и методические приемы. Однако западный опыт оказания психологической помощи семье не может быть без изменений перенесен на российскую почву, поскольку российские семьи характеризуются национальной спецификой (А.Я. Варга).

Анализ отечественной и иностранной литературы показывает, что этио-логические факторы нарушений личностного развития, связанные с семьей, могут быть разделены на следующие группы: психическая травма; дефекты семейного воспитания; дисгармония отношений в родительской паре; негативные типы родительско-детских отношений; личностные и психические нарушения кого-либо из членов семьи. Таким образом, психологическая помощь семье в связи с нарушениями личностного развития и поведения может включать в себя индивидуальную работу с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами и с семьей в целом. При этом в последние десятилетия акценты в большей степени смещаются на организацию работы с семьей как целым для достижения изменений во всей семейной системе. Перспективность такого движения очевидна; вместе с тем, наиболее популярная в настоящее время системная методология в семейной психотерапии содержит в себе системный парадокс (В.Н. Садовский): целое необходимо понимать, исходя из его частей, части могут быть поняты только с точки зрения целого; с другой стороны, целое непостижимо до конца, если исходить из его частей, части непостижимы до конца, если исходить лишь из включающего их контекста. Иными словами, отсутствует ответ на вопрос: как социальное целое (семья) представлено в индивиде и как индивид представлен в социальном целом.

В то же время, наиболее серьезные теоретические обобщения в области системного подхода представляют собой "более или менее хорошо согласо-ванную совокупность гипотез" (К. Бейкер). Однако очевидно, что гипотезы не могут выступать как достаточно надежное основание для практики.

Актуальность исследования взаимовлияния семьи как целого на индивида и индивида на семью как целое усиливается тем, что современные разра-ботки, посвященные развитию ребенка в семье, рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются извне, при этом целое редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, родительские установки, родительское отношение и т.п. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым. Мы рассматриваем ребенка как активного "архитектора" семейных отношений. В этом заключается наша исследовательская позиция.

В рамках развиваемой В.А. Петровским теории самопричинности личности вводятся, наряду с исходным понятием отраженной субъектности индивида, два новых взаимодополнительных понятия: интерсубъектная отраженность индивида в других и отраженная интерсубъектность других в индивиде. Первое понятие ("интерсубъектная отраженность") означает представ-ленность индивида в общении окружающих его людей своими субъектными чертами (он значим для них в своих субъектных обнаружениях). Второе поня-тие ("отраженная интерсубъектность") означает представленность в сознании и деятельности индивида интеракций значимых для него людей, "погружен-ность" общения между ними во внутреннее пространство его жизни.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей отражения в психике ребенка отношений между его родителями и их влияние на его личностное развитие.

Объектом исследования является личностное развитие ребенка до школьного и младшего школьного возраста в семье.

Предмет исследования - влияние межличностных отношений в супружеской паре на личностное развитие ребенка.

Теоретическая гипотеза исследования: интерсубъектная отраженность ребенка в родителях детерминирует отраженную интерсубъектность родителей в ребенке, что в свою очередь определяет значимые изменения в системе его отношений с миром.

Эмпирическими референтами интерсубъектной отраженности ребенка в родителях являются фиксируемые с помощью наблюдения изменения в характере общения супругов при актуализации в их сознании образа ребенка: изменение уровня эмоциональной напряженности, открытости, согласованно-сти позиций.

Контролируемым условием актуализации образа ребенка в сознании супругов является вовлечение родителей в диалог по поводу детско-родительских отношений (совместная интерпретация супругами картин ТАТ при заданной экспериментатором теме: "Это - родители вместе с ребенком", обсуждение с экспериментатором принципов воспитания детей).

Эмпирическими референтами отраженной интерсубъектности родителей в ребенке является динамика личностных особенностей ребенка вслед за актуализацией в его сознании образа его родителей в процессе их взаимодействия друг с другом: изменение уровня тревожности в семейной ситуации, самооценки, готовности действовать в незнакомой обстановке.

Контролируемым условием актуализации в сознании ребенка образа взаимодействующих друг с другом родителей является общение родителей друг с другом и с третьим лицом - психологом - на глазах у ребенка (при неучастии в разговоре самого ребенка).

Эмпирические гипотезы исследования заключались в следующем:

  1. Могут быть выделены такие родительские пары (о них можно было бы говорить как о родителях, непримиримых в вопросах воспитания - "непримиримых родителях"), для которых характерно повышение эмоциональной напряженности, закрытости, невозможность прийти к компромиссному решению в дискуссиях на тему детско-родительских отношений, в то время, как в тех же парах эти негативные черты общения не проявляются (то есть дискуссия оказывается конструктивной), если обсуждаются семейные проблемы, непосредственно не связанные с детьми.
  2. Дети "непримиримых родителей" характеризуются повышенной тре-вожностью, сниженной и (или) нестабильной самооценкой, общей неуверенностью поведения.
  3. Установление общей точки зрения родителей на позитивные черты ребенка ("примирение родительских мнений") и предъявление её третьему лицу (психологу) в присутствии ребенка ведет к снижению его тревожности, повышению и стабилизации самооценки, росту общей уверенности поведения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать существующие в психологической литературе представления о специфике супружеских и родительских отношений в семье как источнике развития личности ребенка и нарушений этого развития.
  2. Рассмотреть существующие в современной психологии подходы к коррекции личностного развития детей.
  3. Исследовать эффекты взаимоотраженности (персонализированности) ребенка в родителях и родителей в ребенке.
  4. Разработать приемы опосредствованной коррекции личностного раз-вития ребенка через воздействие на межличностные отношения его родителей.

Методы исследования: стандартизированное наблюдение (методика Р. Бейлза), беседа, эксперимент, проективное тестирование (кинетический ри-сунок семьи - КРС, тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки и В. Амена), метод "отраженной субъектности" (В.А. Петровский).

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка сравнения родительских и супружеских отношений в брачной паре по критериям пластичности, подверженности изменениям в про-цессе семейной психотерапии и субъективной ценности для членов семьи. Предложена трактовка категории отраженной интерсубъектности и ее роли как механизма влияния супружеских отношений на личностное развитие ребенка в семье. Теоретически обоснована возможность количественного описания процесса семейной психотерапии. Разработана комплексная методика коррекции супружеских и родительско-детских отношений. Определены принципы по-строения психокоррекционных методик на основе непрямого воздействия и от-раженной интерсубъектности.

Теоретическая значимость. Наряду с "отраженной субъектностью" (В.А. Петровский, 1984) обосновывается существование "отраженной интер-субъектности" как механизма влияния межличностных отношений родителей на формирование личности ребенка, и "интерсубъектной отраженности" как механизма влияния образа ребенка на отношения между родителями.

Отраженная интерсубъектность понимается нами как отражение в психике человека ситуации межличностного взаимодействия других людей, когда объектом отражения становятся особенности их взаимодействия, а не их индивидуальные черты как таковые. Использование категорий отраженной субъектности и интерсубъектной отраженности расширяет возможности деятельностного подхода в анализе семейных отношений.

Практическая значимость. Установленные в ходе исследования факты и закономерности используются при построении программ коррекционной ра-боты с семьями, имеющими детей старшего дошкольного и младшего школь-ного возраста. На основе полученных результатов разработана комплексная структурированная техника работы с семьями, обращающимися за психологи-ческой помощью. Определены условия эффективности, показания и противо-показания к применению разработанной коррекционной техники.

Материалы исследования могут широко использоваться при создании спецкурсов для студентов психолого-педагогических специальностей.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе консультативного кабинета социально-психологического центра Самар-ского госуниверситета, Центра Практической Психологии г. Самары, районных Центров социально-психологической помощи семье г. Самары. Исследования проводились в период с 1995 по 2000 год.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования вне-дрены в деятельность консультативных психологических центров Самары. Ма-териалы исследования неоднократно докладывались на заседаниях кафедры психологии Самарского госуниверситета, лаборатории персонологии Института дошкольного образования и семейного воспитания, научных конференциях Самарского госуниверситета (1997, 1999, 2000), областных (1998, 1999) и международных (1997, 1999) конференциях по проблемам практической психологии.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Наряду с эффектами отраженной субъектности в межиндивидуальных взаимодействиях могут быть выделены эффекты отраженной интерсубъектности индивида - его идеальной представленности в общении других индивидов.
  2. Отраженная интерсубъектность ребенка в родителях обусловливает дифференциацию семейных отношений на две относительно автономных сферы: супружеские (относительно более пластичные) и родительские (относительно более ригидные) взаимоотношения.
  3. Существуют "бесконфликтные" супружеские пары, способные согласованно обсуждать и разрешать личные проблемы, лежащие в стороне от воспитания ребенка, но становящиеся "непримиримыми" при рассмотрении проблем, касающихся непосредственно ребенка; конкурируя в своем стремлении полноценно "отразиться" в своем ребенке, такие супруги порождают у него тревожность, неуверенность, заниженную или неустойчивую самооценку.
  4. Умение согласовывать свои позиции по поводу позитивных черт личности ребенка и предъявлять ему эти черты в общении является условием позитивного развития ребенка в семье, что может рассматриваться как основа личностной психокоррекции ребенка.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте диссертации 6 таблиц. Материалы диссертационного исследования изложены на 183 страницах. Библиография включает 163 наименования, из них 37 на иностранных языках.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, опреде-ляются цель, объект и предмет, формулируются гипотезы, основные задачи и положения, выносимые на защиту, описываются методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены данные по апробации и внедрению результатов в образовательную и психотерапевтическую практику.

В первой главе - "Нарушения личностного развития ребенка и их коррекция" - обсуждаются современные представления о причинах нарушений психического и личностного развития ребенка в семье; анализируются соотношения понятий "семейная терапия", "семейное консультирование" и "психологическая коррекция"; рассматриваются модели психологической помощи семье; показаны границы возможностей семейного консультирования; теоретически обосновывается единица анализа динамики семьи в условиях семейной терапии.

Проблема нарушений личностного развития ребенка в семье является традиционной для нескольких смежных психологических дисциплин: психоло-гии развития, психологии личности, возрастной и педагогической психологии. Наиболее распространенным подходом к решению данной проблемы является поиск детерминант, вызывающих те или иные нарушения. Все большее подтверждение находит положение о множественной детерминации нарушений в личностном развитии ребенка. Практически общепризнанной является точка зрения, в соответствии с которой контекстом, определяющим возможность возникновения нарушений в личностном развитии ребенка, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания.

Однако, несмотря на существующее сегодня разнообразие моделей (А.А. Бодалев, В.В. Столин) и направлений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) в семейной терапии и консультировании, практические возможности психологи-ческой помощи семье ограничены теоретической неопределенностью основных категорий: система, отношение, а также воспитание как субъект-субъектное взаимодействие.

Разрешение существующего в рамках системного направления парадок-са "часть - целое" на практике приводит либо к игнорированию системных аспектов семьи, либо к игнорированию изменений на личностном уровне. В ра-боте показано, что разрешение указанного парадокса как на теоретическом, так и на практическом уровне может быть осуществлено, если для описания механизмов взаимовлияния в семье использовать понятие отраженной субъектности и взаимодополнительные понятия отраженной интерсубъектности и интерсубъектной отраженности. Понятие отраженной субъектности, введенное В.А. Петровским, может быть использовано для анализа и диагностики межличностного влияния в семье. Введение понятия отраженной интерсубъектности позволяет ответить на вопросы о механизмах влияния на личность целостных ситуаций межличностного взаимодействия, в которые она (личность) непосредственно не включена.

Смысл понятия "отраженная интерсубъектность" (по аналогии с от-раженной субъектностью) заключается в продолженности ситуации интерсубъектного взаимодействия одних людей в жизни другого человека, присутствовавшего в отраженной им ситуации. Речь идет об отражении в психике человека черт ситуации межличностного взаимодействия других людей, когда объектом отражения становятся не их личностные или субъектные черты, а черты и особенности их взаимодействия.

Нажмите для увеличения.

Рис.1. Соотношение понятий интерсубъектная отраженность
и отраженная интерсубъектность

В качестве примера могут быть упомянуты феномены восприятия человеком ситуаций взаимодействия других людей, не сводимые к известным модусам социальной перцепции. Имеются в виду переживания индивидом того влияния, которое оказывает на него взаимодействие других людей, связанных с ним какими-либо отношениями или даже самой ситуацией. Факты существования таких переживаний фиксируются высказываниями типа: "Мне неприятна эта ситуация", "Остался неприятный осадок", "Когда они вместе, они невыносимы". В данном случае речь идет о переживаниях субъектом своей собственной динамики, характеризующей, однако, не столько его самого, сколько какие-то параметры отраженной им ситуации взаимодействия других людей. Именно эти параметры ситуации, фиксируемые в переживаниях субъекта, и есть отраженная интерсубъектность.

Ребенок, ставший свидетелем межличностного конфликта родителей, который прошел все стадии развития от конфликтной ситуации до ее разреше-ния, переживает гамму эмоций. Однако очевидно, что эта динамика субъекта переживания (ребенок) характеризует не только его как такового, но и параметры ситуации межличностного взаимодействия родителей. Более того, последствия этого события для ребенка будут зависеть, прежде всего, от того, как разрешится этот конфликт. Отраженная интерсубъектность не есть только образ ситуации, - она представляет собой смысл ситуации для субъекта отражения.

Введение понятия интерсубъектная отраженность индивида позволяет ответить на вопросы о механизмах влияния личности на ситуации межлично-стного взаимодействия, в которые она непосредственно не включена. Речь в данном случае идет об изменениях в характере взаимодействия индивидов при актуализации в пространстве их взаимодействия значимого для них человека.

Для изучения феноменов интерсубъектной отраженности ребенка в си-туациях общения его родителей нами было проведено специальное экспери-ментальное исследование.

В первой серии эксперимента супругам предлагалось обсудить ситуации, изображенные на картинах № 2 и № 4 Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ). Обе эти картины активизируют рассказы на темы, связанные с различными аспектами супружеских отношений (Е.Т. Соколова) (картина №2 - деревенская сцена: девушка с книгой на переднем плане, на заднем - мужчина, работающий в поле, и женщина; картина №4 - женщина обнимает мужчину за плечи, мужчина как бы стремится освободиться). Таким образом, в первой серии эксперимента испытуемым предлагались картины ТАТ, обращенные к супружеским отношениям в структуре семейных отношений.

Во второй серии эксперимента супругам предлагалось описать и обсудить ситуации, изображенные на картинах № 6 ВМ и № 7 ВМ для родителей мальчиков и на картинах № 7 GF и № 6 GF для родителей девочек. Картина 6 ВМ (изображена пожилая женщина, стоящая спиной к молодому человеку, ви-новато опустившему глаза) активизирует широкий спектр чувств и проблем в отношениях "мать - сын". Картина 7 ВМ (изображены седой мужчина, смотря-щий на молодого) выявляет отношения "отец - сын". Картина 7 GF (изображе-на женщина, сидящая на кушетке рядом с девочкой, в руках которой кукла) выявляет отношения между матерью и дочерью. По поводу картины № 6 GF (молодая женщина, сидящая на диване и смотрящая в пол-оборота на мужчину средних лет с трубкой во рту) для того, чтобы избежать актуализации различных сюжетов, связанных с межполовыми различиями, при ее демонстрации испытуемым сообщалось, что "на этой картине изображены отец и дочь". Таким образом, во второй серии эксперимента испытуемым предлагались картины ТАТ, обращенные к различным аспектам родительско-детских отношений.

В эксперименте приняло участие 36 супружеских пар, из них 24 пары - клиенты психологической консультации, которые в той или иной мере характе-ризовали свои отношения с ребенком как проблемные, при этом источник про-блемы усматривался родителями в ребенке. В описании своего ребенка родите-ли использовали преимущественно негативные эпитеты: "плохо себя ведет", "не слушается", "капризничает", "грубит", "игнорирует", "ленится" и др.
Контрольная группа - 12 супружеских пар, характеризующих свои се-мейные отношения как стабильные и сбалансированные, а свои отношения с ребенком как позитивные и в целом беспроблемные.

Экспериментальная и контрольная группы были подобраны по следую-щим критериям - семьи проживали отдельно от прародителей, имели одного ребенка, возраст детей - от 5 до 10 лет.

Формируя экспериментальную и контрольную группы, мы исходили из того, что, будучи максимально сходными по ряду важных с точки зрения структуры и динамики семьи параметров, они должны быть различны по критерию "восприятие ребенка в семье".

Протоколы ответов испытуемых обрабатывались по схеме Р.Ф. Бейлза (Bales, 1951), в соответствии с которой все поведенческие проявления участников эксперимента были отнесены к одной из четырех категорий взаимодействия: положительные социально-аффективные проявления (А); область решения проблем (B); область постановки проблем (С); отрицательные социально-аффективные проявления (D).

Результаты наблюдения обрабатывались простым суммированием про-явлений категорий взаимодействия и выражением их процентного содержания. Как для отдельного испытуемого, так и для супружеской пары были построены профили, отражающие соотношение категорий взаимодействия. Кроме того, на основе подсчета категорий взаимодействия был вычислен показатель солидар-ности - ПС1, который рассчитывался по формуле:
ПС1 = (ПСж + ПСм) / 2 (1),
где ПСж - показатель солидарности жены и ПСм - показатель солидар-ности мужа рассчитывались по формуле:
ПС = Аij / (Аij + Dij) х 100% (2),
где Аij - общее число проявлений в области А участника i, адресующихся к участнику j; Dij - общее число выступлений в области D участника i, адресующихся к участнику j.

Результаты эксперимента

 
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Супружеские отношения
A
B
C
D
A
B
C
D
11%
6%
57%
25%
28%
58%
12%
7%
ПС1=31%
ПС1=80%
Родительские отношения
A
B
C
D
A
B
C
D
5%
29%
36%
30%
27%
39%
31%
3%
ПС1=14%
ПС1=90%

Анализ полученных результатов показал, что:

  1. Актуализация образа ребенка всегда изменяет параметры общения супругов. Однако характер этих изменений непосредственно зависит от характера актуализируемого образа ребенка.
  2. Актуализация негативного образа ребенка в сознании его родителей повышает напряженность общения, эмоциональную закрытость и эмоциональную разобщенность. Концентрация внимания супругов на антагонизме воспитательных позиций друг друга снижает эффективность их воспитательных усилий.
  3. Негативный образ ребенка в семье является индикатором конфликта в супружеской паре. Острота и напряженность конфликта возрастает при актуализации образа ребенка в сознании супругов. Конфликтные отношения в супружеской паре разрушают родительский аспект брачных отношений.
  4. Актуализация позитивного образа ребенка в сознании супругов порождает тенденцию к углублению и развитию общения между ними. И, напротив, актуализация негативного образа ребенка в сознании супругов порождает тенденцию к свертыванию и прерыванию общения.

Полученные в нашем эксперименте данные показывают, что конфликт в брачной паре обостряется, когда в сознании супругов актуализируется негатив-ный образ их ребенка. Общение супругов становится более ригидным, эмоцио-нально закрытым и холодным, формальным и дистантным, антагонистичным. Эти данные могут служить косвенным подтверждением сформулированного нами на основе теоретического анализа предположения об особой конфликтогенности сферы семейного воспитания. Мы предполагаем, что, если процесс персонализации супругов в жизни друг друга затруднен или нарушен, то супруги будут стремиться к максимальной персонализации в их ребенке, что порождает конкурентные отношения между ними и создает конфликтную ситуацию, которая может приобрести хронический характер. Хроническая конфликтная ситуация перерастает в межличностный конфликт в сфере родительских отношений между супругами. Именно это, на наш взгляд, и превращает воспитание ребенка в патогенный процесс.

В этом случае коррекция негативных аспектов семейного воспитания и родительско-детских отношений требует коррекции отношений в супружеской паре. Результаты нашего исследования показывают, что особенности отношений между супругами как родителями и, следовательно, особенности родительско-детских отношений, находятся в непосредственной зависимости от характера супружеских отношений в брачной паре.

Нами показано, что введение понятий отраженная интерсубъектность и интерсубъектная отраженность позволяет поновому взглянуть на тради-ционную для психологии личности и социальной психологии проблему "груп-пового" в личности и "личностного" в групповом. Кроме того, использование этих понятий позволяет снять системный парадокс.

На теоретическом уровне проблема системного парадокса преодолевается, если для описания механизмов взаимовлияния в семье использовать принципы отраженной субъектности и отраженной интерсубъектности. Прин-цип отраженной субъектности позволяет анализировать эффекты межличностного влияния в семье. Взаимодополнительные принципы отраженной интерсубъектности и интерсубъектной отраженности позволяют построить теоретическую модель представленности "целого в части" и "части в целом".

На практическом уровне разрешение системного парадокса осуществляется в ситуациях, когда члены семьи осознанно и ответственно совершают действия в направлении преодоления сложившихся паттернов внутрисемейного взаимодействия. Свободные действия кого-либо из членов семьи, преодолевающие сложившуюся "норму" семейного поведения и направленные на установление новой "нормы", находят свою идеальную продолженность в психике всех присутствующих при этом индивидов. Таким образом, преобразование себя кем-либо из членов семьи является одновременным преобразованием других в семье и, таким образом, семьи в целом. В работе теоретически обоснована возможность количественного описания процесса терапевтического преобразования семейных отношений.

Для количественного описания динамики семьи в условиях семейного консультирования и терапии вводится и теоретически обосновывается специ-альная единица процесса семейной терапии - субъектный шаг. Показано, что субъектный шаг, понимаемый нами как сознательное действие кого-либо из членов семьи за пределами сложившихся паттернов внутрисемейного взаимо-действия, является предпосылкой преобразования семейной системы в целом: как феномен он одновременно является событием, отражающимся и во внутреннем пространстве его автора (субъектный вклад индивида в себя), и во внутреннем пространстве присутствующих в этой ситуации индивидов (отраженная субъектность индивида в других), и в пространстве семьи как целого (интерсубъектная отраженность). Изменения в состоянии и поведении членов семьи при актуализации образа ситуации, в которой был совершен субъектный шаг (отраженная интерсубъектность), и есть минимальное количественное изменение в семейной системе. Количественные накопления в системе ведут к ее качественным изменениям.

Вторая глава - "Супружеские отношения как фактор личностного развития ребенка в семье" - посвящена исследованию динамики супружеских от-ношений, их влияния на личностное развитие ребенка; анализируется соотно-шение и взаимосвязь супружеских и родительско-детских отношений, обсуж-даются результаты эксперимента, моделирующего влияние отношений в суп-ружеской паре на личностные особенности ребенка.

Теоретический анализ литературы, посвященной динамике брачно-семейных отношений и общения (А.Я. Варга, Е.М. Вроно, Э.К. Васильева, К. Витакер, В.К. Лосева, А.И. Луньков, Н.Д. Творогова, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Duvall, Barcai и др.) позволяет выделить синхронный и диахронный аспекты динамики брака.

Под синхронным аспектом динамики супружеских отношений мы подра-зумеваем отношения "здесь и теперь" в каждый конкретный момент времени. Мы полагаем, что содержанием синхронного аспекта динамики супружеских отношений является взаимодействие в условиях объективной и воспроизводящейся конфликтной ситуации, создаваемой объективно существующими различиями между супругами. Поведение супругов может быть предопределено этими различиями и направлено на преодоление различий либо путем попыток изменения партнера в соответствии с ожиданиями, установками, ценностями, стереотипами поведения, либо путем игнорирования различий и ухода от выработки согласованных решений. Поскольку такое поведение является реализацией сложившихся в родительской семье ролей, мы называем его ролевым, а порождаемые им отношения - ролевыми отношениями.

Альтернативой ролевому поведению является поведение, направленное на согласование способов и форм взаимодействия, интегрирующее различия, формирующее партнерский стиль отношений, направленное на создание обще-го "Мы", при сохранении индивидуальных различий, существование которых переживается как ценность. Такое поведение, по сути, является субъектным. В исследованиях В.А.Петровского было показано, что субъектная активность индивида является условием субъектогенеза индивида, для которого первый является значимым другим (Петровский, 1996). Отношения, возникающие в этом случае, мы называем субъектными.

Субъектные отношения в браке являются механизмом преобразования объективной конфликтной ситуации в личностно-развивающий конфликт, что создает условия для личностного развития супругов и брака в целом.

С точки зрения диахронного аспекта, динамика супружеских отношений описывается как последовательная смена стадий, характеризующихся преобладанием либо ролевого, либо субъектного аспекта отношений. Нарушение соотношения ролевого и субъектного в пользу ролевого порождает конфликтные ситуации, для конструктивного разрешения которых необходимы субъектные шаги супругов, преодолевающие стихийное развитие конфликтной ситуации. Если они не совершаются, брак эволюционирует в сторону тупика и патовых отношений (В.А.Петровский), что приводит к расширению и углублению конфликтной ситуации в отношениях супругов. В этом случае возникает необходимость динамизации супружеских отношений. Квантом процесса динамизации является субъектный шаг, а средствами динамизации - семейное консультирование и/или семейная психотерапия.

Предлагаемая нами теоретическая модель развития супружеских отно-шений позволяет установить взаимосвязь особенностей функционирования "здесь и теперь" (синхронный аспект) с функционированием "там и тогда" (диахронный аспект): субъектные шаги супругов, преодолевающие разъединяющую логику различий, созидают общее "Мы", в контексте которого различия переживаются как ценность. На основе предложенной модели удается обосно-вать механизмы формирования тенденции брачных отношений и влияния от-ношений между супругами на личностное развитие ребенка.

Мы предположили, что отражение ребенком типичной для супругов стратегии взаимодействия является фактором его личностного развития.

Для проверки этого предположения нами было проведено специальное исследование.

В экспериментах участвовали семьи, имеющие детей в возрасте от 5 до 10 лет, обратившиеся за помощью в психологическую консультацию. Были сформированы 4 выборки семей: две экспериментальные и две контрольные. Эксперимент состоял из двух серий. В первой серии экспериментальную и контрольную группу составили семьи, в которых у детей была обнаружена общая низкая самооценка (методики Дембо-Рубинштейн, экспериментальное исследование самооценки) - всего 31 семья. Родителям из экспериментальной группы заранее давалось задание составить о своем ребенке законченный по форме рассказ, в котором о ребенке нужно высказываться исключительно правдиво, но характеризовать его только с положительной стороны. Затем этот рассказ, вычищенный от скрытой критики и двусмысленностей, сообщался психологу в присутствии ребенка (по аналогии с ситуацией "рикошет" в терминах В.Л. Леви); ребенок при этом был занят специальным "очень важным заданием". Субъектные проявления родителей в данном случае заключались в выходе за пределы контролирующей и критикующей родительской позиции и построении вы-сказываний, исходя из принимающей и поддерживающей позиции по отноше-нию к ребенку. В контрольной группе (15 семей) родители также рассказывали о своем ребенке в его присутствии, однако предварительной отработки рассказа не проводилось, и родители проявляли типичные для них родительско-детские отношения. Анализ результатов повторного психодиагностического обследования показал статистически значимую динамику самооценки у детей экспериментальной группы. В контрольной группе динамики самооценки у детей не обнаружено.

Во второй серии эксперимента участвовали семьи, в которых у детей был обнаружен высокий уровень тревожности в семейной ситуации (Кинетический рисунок семьи, Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена). Родителям экспериментальной группы, как и в первой серии эксперимента, предлагалось в присутствии ребенка, занятого специальным заданием обсудить принципы воспитания детей в семье, всякий раз приходя к согласию и самостоятельно преодолевая разногласия и противоречия. В контрольной группе в случае возникновения противоречий функции посредника в преодолении разно-гласий брал на себя психолог. Субъектность родителей в экспериментальной группе проявлялась в преодолении логики стихийно развивающегося межлич-ностного конфликта. В контрольной группе преодоление противоречий было связано с субъектными проявлениями психолога, бравшего на себя ответственность за исход взаимодействия супругов.

Результаты исследования в экспериментальной группе показали, что вы-раженный положительный эффект был зарегистрирован у 84% детей; случаи отсутствия коррекционного эффекта и отсутствия негативной динамики реги-стрируемого параметра отмечены в 16 % случаев.

У детей контрольной группы незначительный положительный эффект отмечается в 23% случаев, отсутствие какой-либо динамики - у 65 % детей, незначительная негативная динамика (повышение тревожности в семейной ситуации) - у 12% детей.

У детей экспериментальной группы уровень тревожности в семейной си-туации достоверно снизился по обоим показателям (р < 0,05).

У детей контрольной группы положительная и отрицательная динамика тревожности в семейной ситуации не имеют статистически достоверной выра-женности.

Как показало контрольное психодиагностическое обследование, у детей экспериментальной группы наблюдалось достоверное снижение уровня тре-вожности в семейной ситуации, в контрольной группе такого снижения не было обнаружено. Отсутствие какой-либо существенной динамики у большей части детей контрольной группы связано на наш взгляд с "эффектом нейтрино" (В.А. Петровский, 1995), выражавшемся в данном случае в стереотипных реак-циях родителей, лишенных личностной окраски, в реакциях, воспроизводящих-ся в их жизни день за днем и ничего, тем не менее, не меняющих.

Результаты обоих экспериментов подтвердили наше предположение о том, что отраженная интерсубъектность родительской пары является фактором развития личности ребенка.

Анализ литературы, осмысление собственного консультативного опыта, а также результаты экспериментов позволили нам создать комплексную психо-терапевтическую методику, направленную как на коррекцию личностных осо-бенностей членов семьи, так и на изменение характера их внутрисемейного взаимодействия.

В третьей главе - "Комплексная методика коррекции личностного развития ребенка" - обсуждаются результаты апробации, возможности разработанной методики, условия ее применения, показания и противопоказания к применению, рассматриваются конкретные клиентские случаи, возможности модификации в зависимости от конкретной ситуации.

Суть базовой методики заключается в том, что под видом подготовки к "очень эффективному, но чрезвычайно чувствительному к неточностям психо-терапевтическому воздействию на ребенка" осуществляется коррекция меж-личностных отношений в супружеской паре. Введение такой условности позво-ляет снизить сопротивление, как на личностном уровне, так и на уровне роди-тельской подсистемы, повысить ответственность родителей за их внутрисемейное поведение, а также оптимизировать коммуникацию между супругами.

Для определения готовности родителей к реализации "психотерапевтического воздействия" они могут быть неоднократно приглашены на "репетицию". Задача психолога на этом этапе работы заключается в оптимизации меж-личностных отношений в родительской паре, согласовании их воспитательных позиций, проработке возможных межличностных конфликтов и др.

Психокоррекционное воздействие, ради которого якобы и ведется под-готовка, реализуется тогда, когда в отношениях между родителями будет дос-тигнута очевидная динамика.

Коррекция основана на эффектах непрямого, опосредованного воздействия. Развивающие и терапевтические эффекты таких воздействий обосновыва-ются в работах Н.М. Магомедова, А.Б. Орлова, В.А. Петровского. В присутст-вии ребенка, занятого "специальным заданием" (какое-либо интересное для него занятие), родители по просьбе психолога воспроизводят заранее подготовленный и отрепетированный рассказ о ребенке. Рассказ должен быть композиционно и логически завершен и содержать в себе исключительно правдивую, но только позитивную информацию о ребенке. Высказывания родителей не должны содержать в себе скрытой критики (высказывания типа "В принципе он добрый мальчик... "), конструкций "да..., но ... ", а также двусмысленностей. Ценностные позиции и эмоциональные реакции родителей в процессе рассказа должны быть согласованы.

Использование методики позволяет получить комплексный эффект, включающий в себя коррекцию личностных особенностей ребенка, оптимиза-цию родительско-детских отношений и отношений в супружеской паре.

Коррекция личностных особенностей ребенка основана на эффектах косвенного воздействия и отраженной интерсубъектности. Коррекция роди-тельско-детских отношений происходит в результате повышения гибкости и адекватности в восприятии ребенка. Фиксация родителей на проблемах в поведении ребенка и отношениях с ним приводит к преобладанию в оценках ребенка негативных высказываний. Положительные черты ребенка оказываются на периферии сознания. Необходимость обнаружить реально существующие положительные черты ребенка приводит к тому, что в фокусе внимания оказываются не только негативные, но и позитивные его особенности. Коррекция межличностных отношений в супружеской паре связана с оптимизацией процессов общения. Наличие негативных элементов в структуре межличностных отношений супругов приводит, прежде всего, к нарушению коммуникативных процессов между ними (В.Сатир). Совместная работа психолога и родителей над содержанием и формой рассказа направлена на коррекцию коммуникаций в родительской паре и завершается только тогда, когда:

  • в родительской паре согласованы правила семейной жизни, в том числе и воспитательные позиции;
  • установлено взаимное делегирование права предлагать правила;
  • выработан механизм согласования позиций и принятия решений;
  • коммуникации освобождены от парадоксальных требований членов семьи друг к другу;
  • отработаны механизмы эффективной обратной связи (Л.А. Петровская)

Изменение параметров коммуникации внутри супружеской пары приводит к изменению всей внутрисемейной коммуникации (М.С.Палаззоли).

Анализ отсроченных результатов применения обсуждаемой методики показал, что она является эффективной в случаях, когда обнаружены: низкая самооценка у ребенка; высокая тревожность в семейной ситуации; конфликтность ребенка в семье; эмоциональное отвержение ребенком кого-либо из родителей; неадекватные ожидания родителей по отношению к ребенку; несогласованность воспитательных позиций родителей.

Противопоказаниями к применению данной методики являются: избало-ванность; завышенная невротическая самооценка у ребенка.

Методика может быть использована как при работе с семьями, в которых присутствуют оба родителя, так и с семьями, где один из родителей отсут-ствует. В зависимости от конкретной ситуации, возможны различные модифи-кации исходной формы методики. Модификации могут быть связаны и с со-держанием рассказа.

Выводы:

  1. Характер общения в семейной паре (муж, жена) различается в контекстах супружеских и родительских взаимоотношений; супружеские отношения в брачной паре обладают большей пластичностью, гибкостью и динамичностью; выделяется группа родителей, непримиримых в вопросах воспитания, однако, совместимых в других аспектах семейного взаимодействия.
  2. Изменения в общении супругов при актуализации образа ребенка зависят от особенностей восприятия ими ребенка: негативный образ ребенка повышает конфликтность, дистантность и эмоциональную напряженность общения. В свою очередь, восприятие ребенка родителями зависит от качества их супружеских отношений.
  3. Противоречия в супружеских отношениях порождают стремление супругов к максимальной персонализации в ребенке, что является причиной перманентного воспроизведения конфликтной ситуации в сфере семейного воспитания.
  4. Отражаясь в психике ребенка конфликтная ситуация в супружеских отношениях является фактором его негативной личностной динамики, выражающейся в повышении тревожности, неуверенности, низкой и нестабильной самооценке.


По теме исследования опубликованы следующие работы:

  1. Переподготовка специалистов для работы в центрах семьи, материнства и детства. Тезисы докладов Всероссийской конференции "Семья в изменяющемся мире", Сыктывкар, 1994. - С.33-34.
  2. Развитие самооценки ребенка в системе семейных отношений. Тезисы докладов Международной конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность", Самара, 1997. - С. 153-154.
  3. Методологические проблемы исследования межличностных конфликтов. Тезисы докладов научно-практической конференции "Межличностный конфликт: теория и практика", Самара, 1998. - С.3-6.
  4. Динамизация супружеских отношений как фактор коррекции личностного развития ребенка. В кн.: На пути к практической психологии: междисциплинарные исследования. Сб. науч. статей преподавателей, аспирантов и студентов психол. ф-та. - Самара: Изд-во СамГУ, 1999. - С. 98-106.
  5. Научно-методические основы первичной профилактики детской нар-комании. Для работников центров социальной помощи семье и детям. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 168 с . - (в соавторстве).
  6. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. - М.: Изд-во Института Пси-хотерапии, 2000. - 256 с. (в соавторстве)




Обсуждение Еще не было обсуждений.


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Родительская забота определяет работу мозга во взрослой жизни | Супеpпозиция полей | Реконструкция плейстоценового и голоценового оледенений тянь-шаня с новых исходных позиций | Помогите придумать название композиции | Свобода / С позиций развития нервной системы | Сочинил 8-минутную композицию, интересно ваше мнение | Принцип суперпозиции полей | Парадоксы квантовой суперпозиции в макромире (ppv) | Безусловная вера | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Непознаваемое | О мистике, ее сути и свойствах | Сказочные мечты | Сознание - телевизионный прием... | Сущность мистики | Счастливый Переход | Чистая Красота | Без веры нет духовности | Привлечение вдохновения | Развитие воображения | Развитие гениальности | Творчество и нарциссизм | Аномалии развития головного мозга - причины, симптомы, диагностика и лечение | Вундеркинды отстают в развитии | Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей | Анализ личности | Изучение личности | Концепция личности | Личность | личность душа | Личность человека | Мотивация личности | Основа личности | Особенности личности | Психология личности | Авторитарное воспитание ребенка | Развитие ребенка и влияние родителей | Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье | Что делать, если вашего ребенка принуждают изучать «основы православной культуры» | Бесконечно ли всемогущество теории суперструн? Игорь Иванов | Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей | Голографическая модель мира и психики, о телепатии, телепортации и связи всего со всем через некую Образующую Волю Вселенной | Дмитрий Шабанов: Блуждание глазами по всему небу | Доклад В.М. Бронникова на Всемирном Конгрессе Итоги тысячелетия ноябрь 2000г. Санкт-Петербург
Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.

Тематическая статья: Как алкоголь, уединение и чтение помогают найти гениальное решение
Рецензия: Рецензия на статью
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:35234214

Авторские права сайта Fornit