Cистема обоснования теоретических обобщений для предметной области Каждый ключевой подраздел обосновывается совокупностью подтверждающих материалов независиымх исследователей подробнее >> Системная нейрофизиология
|
Автор: nan Короткий адрес страницы: fornit.ru/ax1-41 |
[41] Развитие психических функций - не показывать анонсы (только заголовки статей).Молодые животные обучаются приемам охоты и добывания пищи в основном у родителей.
Появление новых видов рефлексов (особенно в первый год жизни) сопровождается редукцией, угасанием первичных рефлексов.
Младенцам свойственны бурные проявления эмоций, но те участки мозга, которые связаны у взрослых с сознательным переживанием эмоций, у новорожденных младенцев неактивны, Поэтому такие "эмоции" бессознательны и являются лишь характерными сопуствующими признаками эмоций.
Лобные доли по-настоящему «запускаются» примерно в шестимесячном возрасте, благодаря чему у младенцев наблюдаются первые проблески когнитивных способностей. К году лобные доли получают управление над устремлениями лимбической системы. Если предложить годовалому ребенку две игрушки, он выберет одну из них, а не будет пытаться схватить обе. Примерно до года младенцы представляют собой, по выражению одного специалиста по возрастной психологии, «устройства, подобные роботам»: их внимание можно привлечь едва ли не любым зрительным стимулом. После этого возраста у них формируются собственные цели. Зона, ответственная за восприятие речи (зона Вернике), «выходит в сеть» примерно после двенадцати месяцев жизни, а еще примерно через восемнадцать месяцев к ней присоединяется зона, ответственная за способность говорить (зона Брока). Так что в жизни маленьких детей есть непродолжительный период, в течение которого они понимают больше, чем могут сказать. Связанные с этим затруднения, возможно, играют немалую роль в приступах «вредности», характерных для двухлетних детей. К семи годам у детей формируются стереотипы использования лжи.
Столкнувшись с необычной ситуацией, дети лучше запоминали свойства объекта
Уже со второго месяца жизни ребенок не является реактивным существом, регулируя свое поведение, проявляя собственную активность в общении со взрослыми и исследовании окружающего мира, постепенно развертывая познавательную, коммуникативную, а несколько позже, во втором полугодии жизни, и предметно-манипулятивную деятельность.
В возрасте 6-8 месяцев также удается выявить первые признаки возникновения речевого управления действиями ребенка. Ребенок 6-8 месяцев способен выполнять простейшие действия по инструкции взрослого (находить взором требуемый предмет). Возраст 9-12 месяцев является значимым в развитии таких способностей ребенка как подавление непосредственных реакций, преодоление зависимости от ярких характеристик внешней среды. Наиболее ранним зафиксированным проявлением подражательной деятельности новорожденного была имитация мимики взрослого.
Лицо как канал невербальной коммуникации служит одним из ведущих средств общения. Мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15 18 недель внутриутробного развития, а изменения выражения лица имеют место начиная с 20й недели эмбрионального развити. Предполагается, что у ребенка существуют врожденные программы имитации и в течение первого года жизни имитация имеет место как компонент генетически запрограммированной программы биосоциальных взаимодействий. Врожденная способность младенцев к имитации с возрастом все более сменяется отсроченной имитацией, с преобладанием произвольных компонентов. Необходимо признать, что полноценный переход к произвольному подражанию связан с развитием когнитивных способностей ребенка, и прежде всего со способностью удержания и концентрации внимания на образе. Своим родителям дети подражают чаще, чем др. взрослым и в результате ребенок лучше усваивает формы поведения именно этих людей.
Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка. Задачи развития коммуникативных навыков являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности.
В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания. Прежде всего, создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах. Метод имитации (прямая имитация или подражание) заключается в том, что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл. Этот метод используется практически во время любой игры. Обширные контексты условий и более частные их специфики, присущие культуре социума и в которых поведение приобретает определённый смысл - называют социальными ситуациями, в которых необходимо следовать определенным правилам поведения.
Развитие гиппокампа до функциональной зрелости происходит задолго до развития префронтальной лобной коры.
Корковые поля энторинальной области и гиппокампа (полей 28 и 34 по Бродману) наиболее интенсивно развиваются в период грудного возраста, раннего и первого детствах, когда ширина наружного слоя собственного энторинального поля epr1 увеличивается по сравнению с тем же слоем новорожденного в 2,36, среднего слоя – в 2,46, внутреннего слоя в 1,46. Ширина пирамидного слоя поля СА2 гиппокампа увеличивается от момента рождения до первого детства в 1,6. 2. Интенсивный рост нейрона в собственном энторинальном поле epr1 и собственном поле СА2 гиппокампа отмечается в периоды грудного возраста, раннего возраста (от 1-го до 3-х лет) и первого детства (от 3-х до 7-ми лет), когда наблюдается значительное увеличение ширины и высоты нейронов и объема нейронов в наружном слое собственного энторинального поля epr1 . В левом полушарии в наружном слое объем нейронов увеличивается в 3,14 раз, в среднем слое в 3,02 раз, во внутреннем слое в 2,68 раз, в пирамидном слое поля СА2 в 2,95. Запоминание происходит в специфическом контексте условий.
Т.к. мозг развивается "по мужскому типу", то смена предпочтений на мальчиковые происходит не в результате предрасположенностей развития мозга, а в результате все большего отнесения себя к мальчикам, т.е. принимаются культурные атрибуты данного пола. Это противоречит утверждениям С.Савельева об определяющей роди структур мозга в гендерных различиях мотивации.
обществу наиболее выгодно, когда большая часть индивидуумов тратит менее половины своего времени на генерацию новых идей. Оставшиеся часы члены такого оптимального общества занимаются копированием (то есть, воплощением на практике) созданных концепций.
генерировать идеи должны не более 30% сотрудников, а применять их на практике - 70%.
К концу первого года жизни ребенок начинает понимать, что объекты, которые он видит, продолжают существовать даже после того, как они пропадают из его поля зрения. Эта способность резко увеличивается в период с 7-го по 11-й месяц жизни.
Слова в своей основе - заменители (символы) действий или желаний для коммуникаций.
Ученые пришли к выводу, что язык не служит основой для мыслительных процессов, но изменил человеческую культуру, позволив передавать приобретенные знания из поколения в поколение. Он, вероятнее всего, развивался параллельно с мышлением и логическими способностями и отражает, но не порождает сложность и утонченность человеческого познания.
|
Показать все разделы "Системная нейрофизиология" |
Последние комментарии для описаний: |
Список существующих аксиоматик |