Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5435 
или fornit.ru/ax1-15-218

Аналитическое исследование А.Пуанкаре: влияния значимости на осознание

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Система значимости (nan)
  • раздел: Творчество (nan)


  • Творчество заключается не в создании новых комбинаций с помощью уже известных математических объектов. Это может сделать мало ли кто; но число комбинаций, которые можно найти этим путем, было бы бесконечно, и даже самое большое их число не пред-ставляло бы ровно никакого интереса. Творчество состоит как раз в том, чтобы не создавать бесполезных комбинаций, а строить такие, которые оказываются полезными; а их ничтожное меньшинство. Творить — это отличать, выбирать.

    ... Среди комбинаций, на которые падает выбор, часто наиболее плодотворными оказываются те, элементы которых взяты из наиболее удаленных друг от друга областей.... В поле сознания появляются лишь действительно полезные комбинации, да еще некоторые другие, которые он, правда, отбросит в сторону, но которые не лишены характера полезных комбинаций.

    ... Прежде всего, поражает этот характер внезапного прозрения, с несомненностью свидетельствующий о долгой предварительной бессознательной работе.... Часто, когда думаешь над каким-нибудь трудным вопросом, за первый присест не удается сделать ничего путного; затем, отдохнув более или менее продолжительное время, садишься снова за стол. Проходит полчаса и все так же безрезультатно, как вдруг в голове появляется решающая мысль. Можно думать, что сознательная работа оказалась более плодотворной, благодаря тому, что она была временно прервана, и отдых вернул уму его силу и свежесть. Но более вероятно, что это время отдыха было заполнено бессознательной работой... по поводу условий такой бессознательной работы; а именно: эта работа возможна или по меньшей мере плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за нею следует период сознательной работы. Никогда (и приведенные мною примеры достаточны для такого утверждения) эти внезапные внушения не происходят иначе, как после нескольких дней волевых усилий, казавшихся совершенно бесплодными, так что весь пройденный путь в конце концов представлялся ложным. Но эти усилия оказываются в действительности не такими уж бесплодными, как это казалось; это они пустили в ход машину бессознательного, которая без них не стала бы двигаться и ничего бы не произвела.

    ... Надо пустить в действие результаты этого вдохновения, сделать из них непосредственные выводы, привести их в порядок, провести доказательства; а прежде всего их надо проверить. Я говорил вам о чувстве абсолютной достоверности, сопровождающем вдохновение; в приведенных примерах это чувство меня не обмануло, и так оно бывает в большинстве случаев; но следует остерегаться мнения, что так бывает всегда; подчас это чувство нас обманывает, хотя оно и в этих случаях ощущается не менее живо; ошибка обнаруживается лишь тогда, когда хочешь провести строгое доказательство. Это, по моим наблюдениям, особенно часто имеет место с мыслями, которые приходят в голову утром или вечером, когда я лежу в постели в полусонном состоянии.

    ... Таковы факты; они наводят нас на следующие размышления. Бессознательное или, как еще говорят, подсознательное «я» играет в математическом творчестве роль первостепенной важности... все комбинации создаются благодаря автоматизму подсознательного «я», но только те из них, которые могут оказаться интересными, проникают в поле сознания.... среди всех раздражений наших чувств только самые интенсивные остановят на себе наше внимание...

    ...мы приходим к следующему заключению: полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации, т. е. те, которые в наибольшей степени способны удовлетворять тому специальному эстетическому чувству, которое знакомо всем математикам, но которое до того непонятно профанам, что упоминание о нем вызывает улыбку на их лицах.

    Среди тех крайне многочисленных комбинаций, которые слепо создает мое подсознательное «я», почти все оказываются лишенными интереса и пользы, но именно поэтому они не оказывают никакого воздействия на эстетическое чувство, и сознание никогда о них не узнает; лишь некоторые среди них оказываются гармоничными, а следовательно, полезными и прекрасными в то же время; они сумеют разбудить ту специальную восприимчивость математика, о которой я только что говорил; последняя же, однажды возбужденная, со своей стороны, привлечет наше внимание к этим комбинациям и этим даст им возможность переступить через порог сознания.

    Это не более как гипотеза; но вот наблюдение, решительно говорящее в ее пользу: когда ум математика испытывает внезапное просветление, то большей частью оно его не обманывает; но иногда все же случается, как я уже говорил, что пришедшие таким образом в голову идеи не выдерживают проверочных операций; и вот замечено, что почти всегда такая ложная идея, будь она верна, была бы приятна нашему естественному инстинкту математического изящества.

    Таким образом, именно это специальное эстетическое чувство играет роль того тонкого критерия, о котором я говорил выше; благодаря этому становится понятным и то, почему человек, лишенный этого чувства, никогда не окажется истинным творцом.

    (примечание) Здесь очень четко, на основе наблюдения за собственным творчеством и его анализа с корректностью анализа выдающегося математика, выявлены закономерности, проявляющиеся в механизмах творчества: внимание и осознание привлекает то, что конкретная личность считает наиболее важным, что (в наибольшей степени способно удовлетворять эстетическому чувству), т.е. отклику системы значимости, которая у каждого человека формирует свое личное, эмоциональное отношение ко всему.



    Источник: Анри Пуанкаре "Математическое творчество"
    Дата создания: 10.10.2009
    Последнее редактирование: 10.10.2009

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Система значимости":
  • Эмоциональные центры
  • Адекватность поведения
  • Фиксация памяти
  • Значение эмоций для закрепления опыта
  • Направленость приобретаемого опыта
  • Влияние ошибок на обучение
  • Функции эмоций
  • Центр ада и рая
  • Мотивирование агрессии
  • Функции и механизмы системы значимости личности
  • Тормозное влияние отрицательной значимости, блокировка нежелательного
  • пение при самках усиливает связи между нервными клетками
  • Закрепление верного варианта поведения
  • О депрессии
  • Ассоциации с существующими контекстами при запоминании
  • Модулирующее влияние важного стимула у простейших организмов
  • Роль активации системы отношения в формировании ложных воспоминаний
  • Центр ада и рая 2
  • Базовые мотивы
  • Ученые создали ложнуюю эмоциональную ассоциацию
  • Социальная депривация
  • Ценностные ориентации личности, система ценностей
  • Новые сведения о центре удовольствия в головном мозге
  • Более подробно о центрах удовольствия
  • Регуляция эмоциональных переживаний
  • Cвязь между психопатическим поведением и расстройством системы вознаграждения
  • Распознаватели значимости в системе подкрепления-избегания
  • Свет и музыка в казино стимулируют принятие рискованных решений
  • Нейроны, реагирующие на степень насыщения пищей
  • Как мозг делит воспоминания на хорошие и плохие

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя