Цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия (при копировании картины, например). В психологической теории деятельности цель по отношению к мотиву выступает как его конкретизированная, наглядная форма.
Ведущей формой становления, осуществления и развития личности является социально
значимая деятельность, которую мы понимаем в самом широком
смысле этого слова – как создание духовных и материальных ценностей.
Целью так понимаемой деятельности может быть производство материального продукта, но она может оказываться направленной на создание совсем иного «предмета» – теплого, доверительного, дружеского отношения с другим человеком или же на установление «психологической дистанции» между ним и собой. В других случаях целью и результатом деятельности может выступить переоценка собственных ценностей, работа над упорядочением своего внутреннего мира, перео
смысливание своего прошлого и т. д. В этом понимании деятельность представляет собой основной способ существования человека в мире, личности – в обществе. Лишь в целях научной абстракции условно можно говорить просто об изучении деятельности.
Адекватнее вести речь о действующем индивиде, о личности, находящейся в состоянии деятельности (отличном, например, от состояния претерпевания, страдания). С этой точки зрения деятельность может быть понята как динамическое многофазное развертывание личности, как особый тип последовательности личностных преобразований, как закономерная смена ее функциональных состояний.
Общение и деятельность: категориальный подход Б. Ф. Ломова. Деятельность рассматривалась Б. Ф. Ломовым как обществ. – истор. категория, фиксирующая активный (преобразующий) характер человеческого бытия: «Именно в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение объекта (предмета деятельности), а вместе с тем превращение этого объекта в ее продукт соответственно субъективной цели» (1984). Первоначально психология изучает деятельность на уровне индивидуального
бытия, как деятельность конкретного человека, реализующего ту или иную обществ. функцию. В деятельности же индивида психологию интересуют не ее содержание или структура (предмет, средства, условия, продукт) сами по себе, а субъективный план: формы, виды, уровни и динамика
психич. отражения действительности. Именно в деятельности
психическое раскрывается как развивающееся целое (система); сама же деятельность выступает в кач. ведущей детерминанты
психич. процессов.
Представляется, что различие между пониманием эффективности норм законодательства как соотношения цели и результата и ее трактовкой как отражения интересов субъектов права, баланса этих интересов не столь уж принципиально. Следует согласиться с Г. В. Мальцевым в том, что «цель, если она действительно необходима, невозможно отделить от интереса. Иначе говоря, она есть осознанный интерес и должна его объективно отражать… Цели человека складываются на
основе объективно возникающих его интересов, реализуемых посредством деятельности в целесообразных формах»[54]. Механизм выбора целей включает в себя не только организационные моменты и научные методы, но и стадию социальной оценки, отбора вариантов и выбора наиболее предпочтительной цели[55]. Вся история возникновения и развития целеполагающей деятельности человека показывает, что цели формируются на основе потребностей как форма отражения предмета потребности[56]. Потребности и интересы связывают с целями и зарубежные авторы. Так, Дж. Айф указывает, что, когда мы говорим о потребности, мы по существу говорим о средстве достижения определенной цели[57].
Однако в исследуемом нами возрасте могут присутствовать при превалирующем словесно-логическом и практически-действенное, нагляднообразное
мышление, художественно – эстетическое
мышление, креативное. В
мышлении выделяются два аспекта: содержательный – что познается, деятельностный – как осуществляется познание. А, Н. Леонгьев и С. Л. Рубинштейн, рассматривая
проблему деятельности личности, указывали, что она выступает, с одной стороны, как процесс, в котором порождается
психическое отражение мира в голове человека, то есть происходит переход отражаемого в
психическое отражение, а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется
психическим отражением. Всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве; ее главными образующими являются цели и отвечающие им действия, средства и способы их выполнения, и, наконец, те психофизические функции, реализующие деятельность, которые часто составляют ее естественные предпосылки.
Научная картина мира задаётся всей совокупностью обще
теоретических и социально-философских категорий, описывающих ту реальность, которая изучается
теорией массовой коммуникации. Сюда относятся представления об обществе
как целостной системе, понятия деятельности, объекта и субъекта деятельности, понятия потребностей и интересов, являющихся побудительными мотивами в действиях людей, понятия сущности, явления, содержания и формы, системно раскрывающие процесс массово-коммуникативного воздействия на большие общности людей, понятия функции и функционирования, понятия сознания, массового сознания и общественного мнения. Научная картина мира, лежащая в основе
теории массовой коммуникации, включает в себя
теоретические представления о психологических особенностях восприятия информации, об особенностях самой информации, о ценностях, лежащих в основе целей, которые реализуются в процессе массово-коммуникативной деятельности, а также о языке и тексте как средствах актуализации информации.