С самого детства человек слышит о необходимости выбрать правильную цель. Родители, учителя, наставники, все как один, уверяют, что от этого зависит успех и результативность человека. Чем значимее цель, тем насыщеннее и интереснее жизнь, тем большим смыслом она наделена. Но как найти верное направление? Как понять, куда необходимо двигаться? Как определить цель, которая действительно будет мотивировать? И вообще, так ли она важна, как о ней говорят? Не переоценивается ли ее значение? Можно ли стать успешным без навыков целеполагания? Какие препятствия возникают перед человеком, у которого нет цели?
Цель — это материальный или ментальный (мыслительный) результат, на достижение которого направлены действия человека. В самом определении заложен дуализм (двойственная природа) цели. С одной стороны, она бывает прагматичная. Например, хороший заработок, просторный дом, красивая машина. С другой – приоритетом может стать духовный продукт, не имеющий материального эквивалента. Феномен в том, что такие результаты порой ценятся даже выше реальных.
Часто возникает путаница, вызванная наличием близкородственных понятий к слову «цель». В первую очередь – это задача и задание. Чем же они отличаются друг от друга?
Задача — это ситуация, с явно выраженной целью, которую можно достичь во время решения. В узком смысле задачей могут называть саму цель, но это не совсем правильно, поскольку задача характеризуется, кроме ожидаемого результата, еще и условиями его достижения. При этом, задача подразумевает поиск пути решения, широко применяясь в учебном процессе, когда ученику или студенту необходимо найти ответ, что делается для развития творческих и интеллектуальных способностей человека.
Задание — это тоже задача, только с заранее оговоренным планом действия. Речь может идти и о более масштабном действии. Например, домашнее задание состоит из нескольких задач, каждая из которых преследует достижение своей цели.
Хотя все это условно, потому задание, цель и задачи, чаще всего, воспринимается практически как одно и то же, оставляя демагогию для закоренелых буквоедов. Многие авторы, чтобы избежать тавтологии в своих текстах, чередуют эти слова, используя их практически как синонимы.
Все связано с обстоятельствами и моральной зрелостью человека. Чем более развитая личность, тем чаще мотивом для ее поступков служат внутренние факторы. По принципу Пирамиды Маслоу, на нижних уровнях которой расположены физиологические потребности, включая голод и сексуальное влечение. На более высоких ступенях развития появляются цели, связанные с личным ростом или карьерой, духовным саморазвитием.
Цель зарождается в ответ на внешний стимул, либо внутренний порыв. В первом случае все достаточно ясно. Допустим, человек поднимает голову и обращает внимание на метеорит, летящий в его сторону. Возникает объективная цель – убежать, которая настолько сильно мотивирует человека, что в напоминании не нуждается. Вряд ли кто-нибудь в такой момент решит остановиться, чтобы перекурить, и случайно забудет о приближающемся «привете» из космоса.
Если цель появляется в результате мыслительного процесса, без внешней стимуляции, то она нуждается в регулярном подкреплении. Вот почему примитивные цели реализуются легче и быстрее, а мотивы более возвышенных задач необходимо время от времени возобновлять в памяти, напоминая зачем они были поставлены.
Сам процесс постановки цели называется целеполаганием. Известны разные методики, помогающие правильно выбирать цели. Достаточно популярна техника SMART, в основе которой пять базовых принципов, по которым желательно проверять любую цель:
Выполнение этих условий помогает максимально адаптировать цель под ее реализацию. Чем больше пунктов учесть, тем выше шансы, что запланированное будет выполнено. Формируется рамка цели, которая четко определяет допустимые колебания в процессе достижения, отвечая на вопросы «что?», «где?», «когда?», как в одноименной телепередаче. Это помогает избежать лишних движений, повышая шансы на успешную реализацию задуманного. Слово «рамка» совершенно не означает отсутствие гибкости при выполнении задания. Просто, с помощью этого подхода происходит конкретизация цели, а уже методы ее достижения подбираются по ситуации.
Допустим, кто-то хочет научиться выполнять жим от груди с весом 100 кг за один год тренировок в спортзале. Результат в 80 или даже 95 кг не вписывается в эти рамки. Не подойдет и срок реализации больше года. Цель определена четко – за год научиться поднимать штангу, которая весит центнер. Для выполнения цели необходимы посещения спортзала или хотя бы штанга в домашнем спортивном уголке. Заранее определен результат, сроки, место и/или инструмент. Учитывая, что есть различные виды целей, то и рамки для них определяются индивидуально. Чем масштабнее запланирована задача, тем шире диапазон ее реализации. Мелкие задания выполняются с минимальным количеством действий, и не требуют сложных алгоритмов.
Поскольку цель – понятие обширное, то имеется развернутая классификация, помогающая определить какого рода задачи ставятся перед человеком, чтобы лучше понимать, как их выполнить.
Кроме этих классификаций, можно еще говорить о целях в жизни и о главной цели жизни. Эти понятия не идентичны. О них мы сейчас и поговорим.
Поскольку человек отличается от животных разумом и духовностью, для него актуальны вопросы, которые связаны с поиском своего предназначения. Для чего он рожден? Какую миссии должен выполнить? В чем может раскрыть свой потенциал? Ответив на них, можно найти цель и смысл жизни человека. Это крайне важно, ведь в противном случае индивидуум напоминает корабль, который сбился с пути и не знает, куда плыть. Такой человек опасен для себя и окружающих. Он может легко попасть под дурное влияние, совершить неправильный поступок, либо проживать свою жизнь впустую.
Цель жизни человека связана с его самым главным мотивом. Например, для спортсмена это будет олимпийское золото, для ученого – Нобелевская премия, для музыканта – всенародная любовь и признание. Достижение этих задач станет главной победой в жизни для каждого из них. Но это совершенно не означает, что параллельно не могут возникать другие цели в жизни. Например, путешествия в разные страны, уютная квартира, дорогой автомобиль и т.д. Просто есть одно самое главное задание, выполнение которого придает человеку ощущение того, что жизнь прожита не впустую. Все остальные цели только дополняют общую картину.
К выбору жизненной цели желательно подойти ответственно. С одной стороны, она должна быть масштабной, а с другой – теоретически осуществимой. Баланс удержать сложно, но крайне важно. Если цель окажется легкой, то она будет быстро достигнута и человек окажется в ситуации, когда придется искать новую задачу. В таком случае может начаться апатия и депрессия, ощущение внутренней пустоты. Если же цель будет чересчур сложной и глобальной, человек с ней не справится, опять же впадая в депрессивное состояние и ощущая, что прожил жизнь зря.
Еще более важное умение для выбора цели – думать своей головой, а не слушать чужие подсказки. Иначе, можно прожить чужую жизнь и добиться ненужных результатов. Чтобы этого не произошло, следует научиться расставлять приоритеты, понимая, чего хочется на самом деле, слушать свой внутренний голос, а не советы «доброжелателей». Если важнее семейные ценности, то желательно посвятить свою жизнь созданию крепкой и дружной семьи.
Если цель – карьера, необходимо приложить усилия к продвижению по служебной иерархии, отложив на второй план все остальное. Если кто-то скажет «моя цель – большой театр», то он должен, как минимум, стать артистом, а не космонавтом или водолазом. Четкое понимание цели, помогает сформулировать ее рамки и определить механизмы достижения. Но еще важнее выбрать приоритеты и определить ту цель, которая наполнит жизнь смыслом.
Люди ставят перед собой цели. У одних они глобальные, другие же довольствуются приземленными желаниями, по типу поесть или попить. Кто-то преследует материальные ценности. Есть и те, кому важнее духовное развитие. Независимо от жизненных приоритетов и типа мышления, мотивом для любого действия становится цель. Даже животные, выходя из своего укрытия, делают это с определенной целью, пусть даже неосознанной. Человек же, обладая даром самому ставить перед собой задачи, просто не имеет права относится к нему безответственно.