Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5432 
или fornit.ru/ax1-12-382

Этапы развития произвольных движений в онтогенезе

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Индивидуальное развитие (nan)
  • раздел: Развитие первых реакций ребенка (nan)
  • раздел: Целевая мотивация (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    вижения ребенка первых месяцев жизни, прежде всего, направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих положение позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными, как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.
    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    4.1. Младенчество (от 0 до 1 года)

    Движения ребенка первых месяцев жизни, прежде всего, направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих положение позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными, как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.

    1месяц: первые попытки удержать голову при вертикальном положении тела; беспорядочные движения рук и ног на фоне повышенного мышечного напряжения; непроизвольные ползательные движения.

    2месяца: поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу, имитирует мимику взрослого, поднимает голову и грудь, когда лежит на животе. 

    Три месяца: ребенок поворачивает голову в сторону источника звука; переворачивается со спины на бок и па живот; при поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки; непроизвольное ползание исчезает; начинает удерживать предметы «в кулачке»; ребенок моргает, если объект приближается к лицу; может находиться в вертикальном положении (при поддержке) до 6 мин; переворачивается; движения рук более свободны и целесообразны; младенец смотрит па свои руки; стремится удержать предмет в поле зрения.

    4 месяца: исчезает гипертонус мышц; ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают, поворачивается со спины па живот, сидит при поддержке за обе руки; хватает и удерживает игрушки; открывает рот, когда подносят ложку с едой, бутылочку.

    5 месяцев: ребенок самостоятельно сидит 1-5 мин; поворачивается с живота на спину; способен удерживать одновременно по предмету в каждой руке; хватательные движения, направленные к цели, - «петлеобразные», с частыми промахами; увеличивается число движений, когда кисть руки раскрывается до захвата предмета; движения ещё не точны, раскоординнированны, связанные со значительным мышечным напряжением.

    6 месяцев: самостоятельно сидит; возникает зрительный контроль за движениями рук; повышается точность хватательных движений, снижается мышечное напряжение.

    7 месяцев: ребенок способен совершать попеременные шагательные движения (при поддержке за подмышки); сидит; тянет в рот бутылочку, ложку, игрушки; бросает и поднимает игрушки; поднимается на четвереньки; встает па колени, держась за опору; перекладывает предметы из одной руки в другую; тянется к взрослому на руки; следит за движениями руки.

    8 месяцев: младенец встаёт с поддержкой; ходит с опорой; сидит; самостоятельно садится и ложится; появляются координированные движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются первые попытки сложить кубики, пирамидку; попытки передвижения ползком.

    9 месяцев: отмечаются попытки стоять без опоры и ходить без опоры; младенец садится из вертикального положения, встает на колени; снижается мышечное напряжение, совершенствуются движения рук, ног, туловища, но все движения ещё не очень точны, нестабильны; ребенок начинает ходить с опорой; собирает игрушки, складывает; стучит для извлечения звука.

    10 месяцев: младенец встает с опорой, стоит без опоры; ходит с опорой (первые шаги без опоры); улучшается координация движений рук; появляется захват пальцами; ребенок активно играет с игрушками.

    11-12 месяцев: ходьба без опоры; ребенок поднимается без опоры, садится, ложится, встает, координирует движения рук; наблюдается предварительная подготовка пальцев рук в форме объекта; «петлеобразные» с промахами движения сменяются более точными с «прямым приближением» к предмету; появляются хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания.

    Таким образом, в течение первого года жизни идет интенсивное формирование всех структур системы управления движениями, формирование и развитие опорно-двигательного аппарата, что является основой для новых преобразований на следующем этапе развития. Первое полугодие жизни характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды и рассматривается как сенситивный и критический период онтогенеза. Со второго месяца жизни начинается стремительное лавинообразное увеличение синапсов в коре больших полушариев. Особенно активный синаптогенез приходится на период от 2 до 4 месяцев.

    В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными. Об особенностях восприятия неподвижных объектов можно судить, прежде всего, по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки. Движения концентрируются около углов, контрастных границ, выраженной структуры поверхности, т.е. начинают выделяться отдельные свойства предмета. Второе полугодие жизни. К шестимесячному возрасту отмечаются прогрессивные изменения в строении проекционных и непроекционных отделов мозга. Скачком увеличивается ширина коры, нарастает синаптогенез; так что число синапсов в 6-8 месяцев превосходит имеющееся во взрослом мозге, увеличивается объем волокон, появляются гнездные группировки нейронов, что способствует совершенствованию обработки информации. 

    4.2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

    Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - это период формирования целенаправленных движений, появления новых разнообразных движений (базовых, спортивных, игровых), существенного роста двигательной активности ребенка.

    Характерной особенностью этого возраста является формирование предметных действий. Ребенок в этом возрасте осваивает большое количество так называемых «инструментальных движений» - учится, есть вилкой и ножом, работать ножницами, расчесываться, а главное -учится выполнять графические движения.

    Совершенствуется ходьба, появляется бег, прыжки, но структура этих движений вариативна.

    Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве. Ребенок учится двигаться в пространстве, и активное участие в этом процессе принимают движения глаз и головы.

    Всё большую роль в процессе выполнения движений начинает играть речевая инструкция взрослых и собственная речь ребенка. По этому поводу метко выразился известный российский психолог Л.C. Выготский: «Речь входит необходимым составным моментом в разумную деятельность ребенка ... и начинает служить средством образования, намерения или плана в более сложной деятельности ребенка».

    Важнейшим новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, существенно расширяющее возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой. Дальнейшее развитие двигательных действий усложняет манипуляции ребенка с предметами. Дальнейшее созревание заднеассоциативных и в особенности переднеассоциативных структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует развитию операций опознания и запечатливания предметов.

    Показ предмета с его одновременным называнием приводит к развитию номинативной функции слова. Вначале слово связывается с определенным конкретным предметом. Затем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок учится опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению.

    4.3. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)

    Развитие движений у детей 3-7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей скелетных мышц. В период от 3 до 6-7 лет совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. Однако вплоть до 7 лет биодинамику движений верхних и нижних конечностей у детей отличает наличие лишних колебаний и неравномерность изменений скорости и ускорения. Даже такой наиболее рано формирующийся вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим показателям и биоэлектрической активности мышц ещё несовершенен. В этом возрасте ещё отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов непостоянна, начинается развитие содружественных движений рук и ног. Эти особенности процесса совершенствования двигательных функций не мешают детям овладевать многими сложными двигательными координациями плаванием, ездой па велосипеде, катанием па коньках, лыжах, лазанием. С 4 лет дети сравнительно легко, без ошибок выполняют попеременные движения ногами. В то же время им с трудом удаются прыжки, предполагающие синхронную работу обеих ног.

    Период 4-7 лет является этапом активного освоения и совершенствования новых инструментальных движений.

    Важно отметить, что начиная с 4 лет выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе двигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. При этом сочетание словесной инструкции и наглядного показа дает наиболее эффективный результат. От 4 к 7 годам снижается число упражнений, необходимых для формирования нового двигательного действия.

    В старшем дошкольном возрасте появляется и развивается возможность произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции. Появляются различия в способности к произвольному регулированию у детей 3-4 и 6-7 лет.

    Анализ динамики региональных BII при обусловленной инструкцией необходимости быстрого реагирования на значимый стимул показал, что 3-4- летние дети, даже повторяя инструкцию, не могли соответствующим образом организовать свою деятельность. Значимые изменения параметров BI 1 при переходе от спокойного наблюдения к мобилизационной готовности не были обнаружены. Начиная с 4-5-летнего возраста отмечается облегчение позитивного компонента BП, одинаково выраженное во всех отведениях. К концу дошкольного возраста это облегчение обнаруживает некоторую региональную специфичность, проявляющуюся в увеличении амплитуды компонентов ВП в лобных и центральных областях, что свидетельствует об активном участии этих областей в зрительном восприятии в ситуации внимания.

    Таким образом, на протяжении дошкольного периода происходят значительные преобразования мозговых механизмов организации познавательной деятельности и целенаправленного поведения ребенка, которые во многом определяют его готовность к систематическому обучению школе.

    4.4. Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)

    Этот период характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения па фойе продолжающихся морфофункциональных перестроек организма. При этом темп и характер этих перестроек определяют индивидуальную динамику психического развития.

    Возраст 7-10 лет можно считать оптимальным для формирования произвольных движений. Па этом этапе возрастного развития существуют особенно благоприятные психофизиологические предпосылки для быстрого освоения и совершенствования сложных произвольных движений. К семи годам заметно расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений - мозжечком и подкорковыми образованиями, в частности с красным ядром. К этому возрасту морфологические признаки коркового отдела двигательного анализатора ребенка близки к таковым взрослого человека. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы. Морфологическое дозревание двигательной коры мозга завершается в период от 7 до 12 - 14 лет. К этому же возрасту полностью развиваются чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата. Возраст 7-10 лет является новым этапом в формировании акта ходьбы. Показатели структуры шага и ходьбы близки к показателям взрослых. Темп ходьбы равномерный, длина шага стабильна, ускорение темпа связано с удлинением шага. Лишь к возрасту 9 -10 лет иннервационная структура двигательной координации становится устойчивой к влиянию дополнительных нагрузок и различных «шумов», мешающих реализации движения.

    Качественная реализация моторной программы при выполнении движений (особенно на начальных этапах формирования навыков) требует напряженного зрительного контроля, так как зрительный контроль выступает в качестве ведущего механизма обратной связи и в процессе онтогенетического развития, и в процессе формирования произвольных движений. По мере совершенствования навыков более значимой в регуляции движений становится проприоцетивпая информация. При этом допускается что зрительная и проприоцеивная системы при управлении движениями функционально не дублируют одна другую, а решают разные задачи. Формирование центральных механизмов управления движениями в 7 -10 лет идет на фоне онтогенетического развития самих движений, которые становятся одновременно более дифференцированными и интегрированными, и в то же время более стабильными и менее зависимыми or влияния различных факторов.

    Возраст 9 лет характеризуется тем, что механизм кольцевого регулирования достигает наибольшего совершенства и вместе с тем на смену ему уже приходит более сложный, но и более экономичный механизм центральных команд. В 10 лет этот механизм можно считать освоенным. Появляется возможность реализации нового класса движений, качественно иначе строящихся и иначе управляемых, резко увеличивается скорость двигательных реакций.

    4.5. Подростковый и юношеский возраст

    Специфика этого этапа развития, в частности подросткового возраста в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности в его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему.

    Возраст от 11-12 до 14-15 лет отличается большой индивидуальной вариативностью движений, индивидуальной спецификой их формирования и развития. Па этом этапе развития происходит интенсивное формирование связей в системе регуляций движений.

    11 лет - возраст совершенствования способности центральных структур к интеграции афферентных и эфферентных сигналов, обеспечивающей высокое качество биодинамических характеристик движения. Однако эндокринные перестройки, связанные с половым созреванием, оказывают своё влияние на механизмы регуляции движений. Точностные движения 11-летних детей наиболее близки к движениям взрослых и отличаются от них только по показателю точности и максимальным значениям скоростей и ускорений. Совершенствование управления движениями от 10 к 11 годам идёт не только по пути улучшения количественных и качественных параметров движения (максимальная скорость, точность) и приближения их показателям взрослых, но и по линии совершенствования механизма взаимодействия мышц сгибателей и разгибателей. Именно это взаимодействие обеспечивает точное соответствие программируемых характеристик движения конкретным пространственным условиям. К 11-12 годам улучшаются функции бинокулярного, монокулярного, центрального и периферического зрения, а после 12 лет монокулярная оценка удаленности предмета становится достаточной для исполнения точного моторного действия рукой. Возраст 12 лет оказывается «переломным» и для бинокулярного контроля за движениями. К 13-14 годам уже достаточно развиты зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель).

    Таким образом, для двигательной системы ребенка на рассматриваемом этапе онтогенеза характерно совершенствование интеграции её функциональных элементов и одновременно усиление относительной независимости ряда регулируемых подсистем. Об этом свидетельствуют интенсивное развитие к 14-15 годам билатеральной регуляции движений руки, совершенствование функции управления точностью движений, меньшая зависимость процессов регуляции от объема и характера экстерорецептивной и кинестетической афферентации.

    Заключение.

    1-й год жизни характеризуется увеличением размеров нервных клеток, дифференциацией звездчатых вставочных нейронов, увеличением дендритных и аксонных разветвлений.

    К 3 годам ансамблевая организация усложняется разветвлением гнездных группировок, включающих разные типы нейронов.

    В 5-6 лет наряду с продолжающейся дифференциацией и специализацией нервных клеток нарастают объем горизонтально расположенных волокон и плотность капиллярных сетей, окружающих ансамбль. Это способствует дальнейшему развитию межнейроналыюй интеграции в определенных областях коры.

    К 9-10 годам усложняется структура отростков интернейронов и пирамид, увеличивается разнообразие ансамблей, формируются широкие горизонтальные группировки, включающие и объединяющие вертикальные колонки.

    В 12-14 лет в нейронных ансамблях четко выражены разнообразные специализированные формы пирамидных нейронов, высокого уровня дифференцировки достигают интернейроны; в ансамблях всех областей коры, включая ассоциативные корковые зоны, за счет разветвлений отрост ков удельный объем волокон становится значительно больше удельного объема клеточных элементов.

    К 18 годам ансамблевая организация коры по своим характеристикам достигает уровня взрослого человека. 

    Выводы:

    Момент непосредственно движения обычно сопровождается развитием или усилением негативного потенциала, связанного с увеличением возбудимости нейронов под влиянием ретикулярной формации мозга.

    В более слабых, очевидно, ориентировочных движениях, участвуют прямые активирущие ретикуло-корковые связ и десинхронизирующие фоновую активность.

    В организацию интенсивных движений, формируемых с участием механизмов памяти и анализа ситуационной информации, требующих квантования мыслительных процессов, включается более сложный ретикуло- септо-гиппокампальный путь с развитием тета-ритма.

    К концу подросткового возраста формируется близкий к дефинитивному тип вовлечения переднецентральных отделов коры в реализацию двигательной деятельности.

    В подростково-юношеском возрасте формируется система восприятия зрелого типа с характерной специализацией полушарий в отдельных сенсорных и когнитивных операциях: правому полушарию принадлежит ведущая роль в выделении признаков и осуществлении начальных этапов анализа стимула и сенсорного запечатления, левое приобретает ведущую роль в осуществлении классификационного типа опознания на основе определения разделительного признака и в осуществлении заключительных этапов восприятия: оценке значимости стимула, принятии решения, запечатлении обработанной информации.



    Источник: Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
    Дата создания: 19.03.2015
    Последнее редактирование: 11.03.2024

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Индивидуальное развитие":
  • Сроки развития коры мозга у человека
  • Формирование мозга
  • Этапы развития
  • Развитие жизненого опыта
  • Сведения и знания
  • Нахождение мишени аксонами
  • Индивидуальные эффекты исследовательского поведения у животных
  • Мозг, который изменил сам себя
  • Как в ходе внутриутробного развития формируется кора головного мозга
  • Образование новых нейронов и связей в зрелом возрасте
  • Дети воспринимают мир иначе, нежели взрослые
  • Индивидуальность и характер рыб не зависят от генов
  • Рост аксонов в развивающейся коре мозга млекопитающих
  • Зефирный тест
  • Принцип формирования навыков
  • Карта роста аксонов
  • Периоды развития механизмов произвольной регуляции движений в онтогенезе
  • Рост аксонов в развивающейся коре мозга млекопитающих
  • Периоды развития мозга, возможность обучения и социальная активность
  • Мы не можем помнить событий до двухлетнего возраста
  • Формирование первых эффекторов в первичной моторной зоне
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Становление и развитие Я-концепции
  • Любознательные почемучки (возраст от 4-х до 5-ти лет)
  • Развитие игровой деятельности в раннем возрасте
  • Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории
  • Как у слепоглухонемых связать ощущения со словами
  • Значение слова в детской речи
  • Когда ребенок начинает понимать речь?
  • Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста
  • Наследование характера

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя