Сопоставление результатов разных
экспериментальных серий показало, что СИЗ в определенной предметной области
может быть описана как множество базовых компонентов и их групп,
образованных отношениями различного типа.
Базовые компоненты
фиксируются как образования, представляющие вновь сформированные акты
взаимоотношения субъекта с предметной областью; им соответствуют группы
нейронов, специализированных относительно данного акта.
Состав базовых компонентов, а также отношения генерации, следования и
AND преимущественно соответствуют структуре предметной области и являются
генетическими предшественниками групп базовых компонентов и отношений
координации, XOR и IOR, которые отражают преимущественно индивидуальную историю
взаимоотношений субъекта с предметной областью.
Особенности СИЗ в конкретной
предметной области соответствуют общему уровню познавательного развития и
индивидуальным психологическим характеристикам субъекта и определяют
феноменологию наблюдаемого поведения, его временные и содержательные
характеристики.
Такое описание СИЗ может быть дано лишь для той
части всей системы знаний субъекта о мире, которая составляет компетенцию в
конкретной предметной области (определение предметной области см.
Мы полагаем, что исследование СИЗ требует
согласования различных аспектов ее описания: логической структуры предметной
области, истории взаимоотношения субъекта с предметной областью, индивидуальных
психологических характеристик субъекта, активности мозга, поэтому оно должно
быть комплексным.
Реконструкция СИЗ
человека в конкретной предметной области на основе типологии продуктов
деятельности и верификация описания СИЗ по временным показателям поведения и
индивидуальным психологическим характеристикам.
Это означает, что высокая степень
структурированности индивидуального знания в анализируемой предметной области
соответствует высокой результативности выделения существенных характеристик
объектов в других предметных областях знания.
если субъект в рассматриваемой предметной области способен к
планированию нескольких вариантов достижения целей на несколько шагов вперед,
то он проявляет меньшую зависимость от ситуативных характеристик деятельности и
в других предметных областях.
В пользу высказанного предположения
говорят следующие результаты: 1) эти группы и их субструктура обеспечивают
важные характеристики взаимодействия субъекта с предметной областью знания; 2)
их развитие соответствует компетенции субъекта; 3) временные характеристики
деятельности зависят от включенности реализуемого акта в подобную группу и от
степени ее связности.
Выявленные соотношения объясняются именно тем, что домены
как структурные образования фиксируют достигнутый субъектом уровень
обобщения/дифференциации предметной области знания.
Важно, что
инструментальная связь, которая, по нашему предположению, поддерживает такую
координацию, может обеспечить функционирование доменов, разделенных на
пересекающиеся подмножества в соответствии с важными для субъекта аспектами
предметной области знания (см.
Связность можно рассматривать как оценку целостности СИЗ,
взаимосвязи компонентов и их групп, возможности обобщенных и дифференцированных
взаимоотношений субъекта с предметной областью знания.
Именно показатель связности СИЗ как
интегральная оценка уровня компетенции субъекта в данной предметной области,
его возможностей в формировании целостного и детального представления о ней
наиболее тесно коррелирует с индивидуальными психологическими характеристиками
испытуемых, как обобщенными оценками деятельности субъекта в различных
ситуациях.
Это говорит о том, что характеристики СИЗ в данной предметной
области сходны с характеристиками структур знания субъекта, релевантных другим
предметным областям.
При этом компоненты первого и второго каталогов, отношения следования и AND в
большей степени определяются структурой предметной области, чем домены,
отношения IOR и XOR, формирование которых зависит от индивидуальной истории
взаимоотношения субъекта с предметной областью.
Наборы компонентов СИО и распределение нейронов,
специализированных относительно актов, представляющих эти компоненты, а также
отношения следования, не зависят от способа обучения и, следовательно полностью
определяются структурой предметной области.
Формирование групп компонентов СИО, отношений
синергии, оппонентности, генерации и инструментальных связей зависит от истории
взаимоотношения животного с предметной областью.
Основания сопоставления
Описания СИЗ и СИО даны в
терминах компонентов, групп компонентов, их отношений, характеристик
связности, истории формирования структуры, соответствия свойств
рассматриваемой структуры и логики предметной области; эти описания имеют
формальный характер.
Оценка связности СИЗ и СИО
соответствует степени детализации взаимоотношений субъекта с предметной
областью, зависит от индивидуальной истории этих взаимоотношений,
увеличивается по мере роста компетенции и соответствует временным
характеристикам поведения.
Комплексное описание СИЗ
Основу СИЗ в определенной
предметной области составляют два типа компонентов, связанных отношением
генерации: компоненты второго типа образуются в результате дифференциации
компонентов первого типа
протокомпонентов.
Компоненты двух типов, а также
отношения генерации, следования и AND являются фундаментальными
составляющими СИЗ, поскольку их состав определяется логикой предметной
области, и дальнейшее развитие структуры состоит в формировании групп
компонентов второго типа.
Отношения между базовыми
компонентами связывают компоненты второго типа в группы: 1) базовых
компонентов второго типа с общим происхождением; 2) устойчивых
последовательностей компонентов, обеспечивающих прогноз и достижение
отдаленных целей; 3) доменов, которые объединяют компоненты по принципу
общности их соответствия содержательным характеристикам предметной
области.
преимущественно
детерминированы логикой предметной области, то группы базовых компонентов,
отношения координации, IOR и XOR отражают преимущественно индивидуальную
историю взаимоотношений субъекта с предметной областью.
СИЗ, соответствующая
определенной предметной области, может быть описана как множество базовых
компонентов и их групп, образованных отношениями различного типа.
Классификация базовых компонентов может быть
дана через общность целей/результатов, условий и способов реализации актов
взаимоотношения субъекта с предметной областью.
Состав базовых
компонентов СИЗ, а также отношения генерации, следования и AND преимущественно
определяются логикой предметной области и являются генетическими
предшественниками групп базовых компонентов и отношений координации, XOR и IOR,
которые соответствуют преимущественно индивидуальной истории взаимоотношений
субъекта с предметной областью.
Особенности СИЗ в
конкретной предметной области находятся в соответствии с общим уровнем
познавательного развития и индивидуальными психологическими характеристиками
субъекта.
Благодаря тому что структура дает возможность хранить
и во времени воспроизводить смысловые значения предметных отношений
действительности, возникает возможность ориентироваться как в прошлой и
настоящей действительности, так и в будущей.
Высший анализ и синтез — это
анализ и синтез, осуществляющимися совместной деятельностью первой и второй
сигнальных систем при обязательном участии осознания предметных отношений
действительности.
Этот
принцип открывает сущность и природу психических явлений как непосредственных
продуктов процессов анализа и синтеза, в которых открываются для организмов
смысл, значение предметных отношений действительности, направление и характер
действия, которые, будучи обусловленными внешней действительностью, выступают в
роли регуляторов самого действия и которые всегда остаются только отражениями.
С появлением словесного языка протоязык
не исчезает, а интериоризуется, создавая основу для формирования
функционального базиса речи, особого языка интеллекта —
универсально-предметного кода.
Наряду
с пониманием сознания как «исторического сознания человека» — сознания
предметного и социального, возникающего с появлением речи и характеризующегося
системным и смысловым строением, — мы встречаемся у Выготского с более
расширенным значением этого термина, где «сознание» обозначает способ
организации психической жизни, определенный синтез, совокупность связей и
отношений между функциями, высшей ступенью развития которой является система
(т.
Кроме того, у Выготского (по сравнению с
Леонтьевым) была более узкой сама предметная область данного понятия, поскольку
он рассматривал сферу лишь вербальных значений.
То, что в предметном мире выступает для субъекта как
мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе
воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это
же относится к процессам его деятельности и к самому себе — к его состояниям,
свойствам, особенностям.
Однако теперь логика исследования оборачивается:
проблема проявления психических процессов превращается в проблему их
происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает
человек в предметном мире.
Когда я выгибаю из проволоки или рисую, скажем,
пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющееся у меня представление с
предметными условиями, с этапами его реализации в продукте, внутренне
примериваю одно к другому.
Очевидно,
что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой
деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном,
продуктивном характере.
Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный
продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе
отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире.
Вступая в
прямое соприкосновение с предметной действительностью и "подчиняясь ей,
деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащенное™, она
кристаллизируется в продукте.
Она, однако, выражает реальный, доступный научному
исследованию процесс — процесс присвоения субъектом предметного мира в его
идеальной форме, в форме сознательного отражения.
Для этого необходимо, чтобы животное
отражало не отдельные свойства, а целые предметы, целые
предметы, целые ситуации, целый комплекс свойств, чтобы
проанализировать эти меняющиеся условия среды, животное
оказалось в состоянии ориентироваться в окружающей его
действительности и выработать те формы поведения,
которые были бы соответствующими конкретной предметной
среде.
если подкорковые ганглии есть орган
унаследованного поведения, позволяющий воспринимать
сигналы и включать унаследованные программы поведения,
то кора головного мозга есть орган, который позволяет
осуществлять анализ и синтез внешних раздражений,
отражать предметы и отражать целые ситуации, замыкать
новые связи и строить поведение уже не согласно
врожденным, заложенным наследственным программам, а
соответственно этим условиям предметной среды, которые
животное воспринимает.
Именно, в связи с этим, ту стадию психики,
о которой я сейчас буду говорить, в отличие от сенсорной
психики, можно назвать перцептивной, то есть психикой,
которая основана на отражении уже не отдельных свойств,
а целых предметных ситуаций, которая делает возможным
формирование субъективного образа объективного мира и
позволяет приспособлять поведение к этим, несравненно
более сложным формам отражения.
Таким образом, действие животного здесь
строится на основе отражения сложной предметной
действительности и приспособляется к ней.
Однако стадия перцептивной психики
отличается не только тем, что животное реагирует на
сложный комплекс раздражителей и отражает образы
предметного мира.
У
животного на этом этапе развития комплексный
раздражитель уже не просто реализует врожденные
репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты,
приспособленные к предметному миру.
Мы условно можем назвать эту стадию -
стадией индивидуально изменчивых форм предметного
поведения, то есть поведения, приспособленного к
условиям внешней среды.
Затем животное начинало воспринимать целые
образы предметов действительности и приспосабливаться к
ним; возникли индивидуально - изменчивые формы
предметного поведения, которые могут быть
проиллюстрированы в навыках.
Поэтому употребление орудий может быть типичным примером
не только простого предметного действия, но и сложного
интеллектуального акта.
На дальнейших этапах, о которых шла речь
на последних лекциях, сенсорное, элементарное отражение
внешней среды занимается сложным перцептивным
комплексным отражением, и животное начинает вырабатывать
индивидуально - изменчивые формы поведения, приводя его
в соответствии с внешним предметным миром.
Именно, на
этом этапе и возникает предметная деятельность животных;
в зависимости от того, с какими предметами животное
имеет дело, возникают те формы навыков, о которых мы
говорили в прошлой лекции.
Эта выработка приобретенных форм
деятельности, соответствующих предметным условиям среды,
является существенным этапом для развития сложных
индивидуальных форм поведения.
Нет слов в человеческом языке, кроме
восклицания <ага> и <ах>, которые бы имели
то или иное, известное в широком смысле, предметное
значение.
Это обозначение может иметь характер жеста
или звука, но в обоих случаях оно обязательно должно
иметь предметное значение, оно должно обозначать нечто
вроде следующего: тащи дерево, клади, оставь, осторожно.
Первая из них - это функция замещения
предметов или функция представления, то есть функция,
замещающая предмет знаком, ставящимся вместо предмета,
иначе ее называют функцией предметной отнесенности.
Оно формируется в
процессе предметной деятельности, общения ребенка со
взрослым, общение одних взрослых с другими, и носит
глубоко социальный характер с самого начала.
У ребенка, который манипулирует вещами,
начинают возникать движения, которые уподобляются
предметам, и, следовательно, начинают носить новый
предметный характер.
Ребенок берет большой мяч двумя
руками, а маленькое кольцо одной рукой и пальцами: его
движения уподобляются предмету и начинают приобретать
специфический, человеческий предметный характер.
Возникает новая форма жизнедеятельности ребенка, которая
не имела место на первом этапе развития: формирование
предметных движений и действий является важнейшим фактом
этого этапа развития ребенка.
Возникновение предметной деятельности и
речи есть важнейшее новообразование этой стадии
психического развития ребенка.
В процессе развития предметной
деятельности и речи ребенок начинает выделять важнейшие
свойства вещей и обозначает их названиями, а с этим
меняется и восприятие ребенка, который приобретает
предметный характер и которые все больше превращается в
сложные формы наглядного анализа и синтеза.
С помощью своей речи ребенок
анализирует те отношения между вещами, которые он
воспринимает, а затем постепенно начинает подчиняться
этим отношениям между вещами, которые он сформулировал в
своей собственной речи и в своем собственном предметном
опыте.
Ребенок дошкольного возраста обнаруживает
более сложные игры - для него игра - это воспроизведение
известной ситуации, которую он пережил, которую он
усвоил в своей предметной деятельности и которую он
сформировал в речи.
1:15:09
nan список всех сообщений - админ Оценок: 39 Род: Сообщений: 11554 E-Mail сообщение № 2680 показать ответ -только после авторизации nederof, как это стало уже привычным, говорит как будто и не читая текст kak в обсуждении:"В вопросе о понятии «информация», а также «знания» и «онтология» обязательным становиться указание в какой предметной области они применяются, тем самым определиться с границами использования этих понятий, это во-первых"В смысле определения области использования, считаю, что по-любому все в порядке:.
То есть информация, знания и онтология это только свойство субъекта оценивать окружающий Мир, естественно, если рассматривать эти понятия в пределах предметной области под названием «интеллект».
"Вместо предметной области "Интеллект" - как неудачное психологическое определение, рассматриваю предметную область "личность", точнее - психика - как механизмы адаптивного поведения.
kak список всех сообщений - модератор Оценок: 5 Род: Сообщений: 753 Телефон: +79217162023 сообщение № 2682 показать ответ -только после авторизации Если не вдаваться в тонкости, а именно: а) является ли любой субъект личностью или нет, а отсюда и название предметной области «интеллект/личность» и б) рассматривать «…информация, знания и онтология это не свойство субъекта оценивать окружающий Мир, а сама совокупность таких оценок», свойство как набор выделенных субъектом признаков, а каждый признак это прежде всего оценка последствий этого признака, то в общем мнения сошлись, во всяком случае в терминологическом плане.
Как только ты замахнулся (я обращаюсь в соответствии с традицией форума, проявляя этим доброжелательность ) на определение в предметной области механизмов психики, у меня появились нестыковки с этим определением " если Вы считает, исходя из моих слов, что я её не понял, то я перечитаю её ещё раз "это тебе виднее, а я не стану делать таких предположений Но то море переплыть и сказать: я хорошо все это уже представляю, очень непросто " я не вижу практического применения ни для своего определения информации, ни для Вашего.
И если генетики купились на модное словцо и назвали информацией то, что является всего лишь первопричиной развития, то это принимается всего лишь в качестве их термина в предметной области и более никак собственно к понятию информация не относится.
Благодарность от: nederof
snc список всех сообщенийFull Poster Оценок: 2 Род: Сообщений: 86 сообщение № 2724 показать ответ -только после авторизации И если генетики купились на модное словцо и назвали информацией то, что является всего лишь первопричиной развития, то это принимается всего лишь в качестве их термина в предметной области и более никак собственно к понятию информация не относитсяnan, я бы всё же уточнял - "к моему пониманию информации не относится".
21:56:34 Благодарность от: nederof
kak список всех сообщений История редактирования (1) - модератор Оценок: 5 Род: Сообщений: 753 Телефон: +79217162023 сообщение № 2725 показать ответ -только после авторизации Для snc:Еще хотелось бы раз призвать, при использовании многозначных терминов, указывать предметную область (желательно даже ее границы), в противном случае Ваше возражение - болтология.
Так, в предметных областях как термодинамика, синергетика трактовка терминов «энтропия», «информация» вполне удовлетворяется определениями данными в БСЭ, но в такой науке как биология (генетика, физиология и т.
Я очень надеюсь, что и Вы будете придерживаться Вами же предложенных правил игры и не будете давать никаких определений без "указания предметной области (желательно даже ее границ)".
Именно в таком плане и призвана статья навести порядок в мировоззрении: более четко определить общепринятое в культуре понятие информации, выделить специальные термины, которые к этому понятию не относятся и оставить им то, что им определеили в их предметных областях и не использовать слово информация кроме этих случаев для обозначения всего, чего кому-то вздумалось.
kak вон попытался это сделать, предложив в качестве предметной области "«практичного» термина, который дал nan" - предметную область, которую изучает биология, правда не удержавшись в итоге от соблазна захапать побольше и перейдя к "определению для «живых» систем" (как буд-то я знаю, что он подразумевает под "живыми" системами - это любые изменяющиеся что-ли.
Кстати если предметную область общекультурного понимания термина информация составляет предметная область биологии, то почему это не предметные области теории информации и/или генетики.
Верно и дополню, что человек вообще имеет право писать все, что ему вздумается, если это не нарушает законодательство :) но, в самом деле, если он зачинает свою предметную область, то там обязан базироваться на системе аксиоматики и обеспечить терминологию.
Раз уж здесь возникли комментарии по
Блаженным, причем, надо отметить, достаточно предвзятые
комментарии хочу
обратить внимание, что эта статья написана не как
противопоставление мистике или в укор мистике (хотя без
такого побочного эффекта не обошлось), а в качестве
работы по системной нейрофизиологии (которая и есть моя
основная предметная область исследований) описывающей
механизмы и условия возникновения состояния "Блаженный"
(-чисто условное, но, мне кажется, очень удачное
название).
Хотя сама статья – не
строго научная, а представляет собой междисциплинарную
популяризацию, это – та предметная область,
говорить корректно в контексте которой вряд ли готовы
те, кто поминал здесь Блаженных Но
всегда готов прояснить суть.
Но в мировой культуре существует столько разных пониманий понятий, сколько существует субкультур: от понимания набожных домашних хозяек, до понимания сепциалистов разных предметных областей.
А вот
если это слово используется как термин в какой-то
предметной области, тогда оно обязано быть определено.
И если уж самые простые
психические состояния с трудом поддаются описанию,
то тем более принципиально неописываемо
переживание, выходящее за пределы предметности,
субъект-объектных отношений и вообще всяческой
дихотомии.
Но, как это случается всегда, чтобы понять
что-то углубленно, необходимо погружаться в дебри
конкретной предметной области исследования.
На легко
понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от
научных понятий, которые в каждой предметной области
имеют строгое определение и рамки их применимости,
мистические представления основываются на неопределенных
понятиях.
Но это можно сделать и навигацией по
сайту, используя тематические разделы, карту или предметный указатель
Цитата:
Нэд Нуарб от 12 Февраля 2008, 22:46:15.
В случае же моего высказывания "порочная
логика" - не термин какой-то предметной области, а
синоним неадекватности, проявляющийся в операции
сравнения утверждения с реальностью.
Реальностью (строго
говоря - "действительностью", а не "реальностью", но это
уже, конечно, немножечко придирка) верифицируется не
восприятие, а воспринимаемый объект когда
Рамакришна говорит о наличии мистического опыта в своей
жизни, он говорит о факте восприятия, а не об объекте
восприятия, поясняя это довольно поэтичным образом - раз
я вижу свет, значит, у меня есть зрение (не очень
корректно с точки зрения чистой физиологии, но для
популярной книги довольно точное сравнение)
Цитировать
В случае же моего высказывания
"порочная логика" - не термин какой-то предметной
области, а синоним неадекватности, проявляющийся в
операции сравнения утверждения с реальностью.
Но, как это случается всегда, чтобы понять что-то
углубленно, необходимо погружаться в дебри конкретной
предметной области исследования.
Цитировать
На легко понимаемом же уровне можно
сказать так: в отличие от научных понятий, которые в
каждой предметной области имеют строгое определение и
рамки их применимости, мистические представления
основываются на неопределенных понятиях.
Знаете, в любой "предметной
области" гораздо разумнее пользоваться именно
строго определенными понятиями.
И уже на примере того,
как они определены в разных "предметных областях",
и опираясь на них, как на "подручный инструментарий",
строить некие новые или обобщенные понятия.
Но это
можно сделать и навигацией по сайту, используя
тематические разделы, карту или предметный
указательЯ добросовестно прошел по
предложенным ссылкам.
В предметном указателе я
последовательно ввел в окне поиска имена некоторых
известных мне мистиков, но ответом было (например)
"Экхарт не найдено в
названии и текстах страниц предметного указателя,
которые не являются самостоятельными.
Раз уж здесь возникли комментарии по Блаженным, причем, надо отметить, достаточно предвзятые комментарии :) хочу обратить внимание, что эта статья написана не как противопоставление мистике или в укор мистике (хотя без такого побочного эффекта не обошлось), а в качестве работы по системной нейрофизиологии (которая и есть моя основная предметная область исследований) описывающей механизмы и условия возникновения состояния "Блаженный" (-чисто условное, но, мне кажется, очень удачное название).
Хотя сама статья – не строго научная, а представляет собой междисциплинарную популяризацию, это – та предметная область, говорить корректно в контексте которой вряд ли готовы те, кто поминал здесь Блаженных :) Но всегда готов прояснить суть.
И если уж самые простые психические состояния с трудом поддаются описанию, то тем более принципиально неописываемо переживание, выходящее за пределы предметности, субъект-объектных отношений и вообще всяческой дихотомии.
На легко понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от научных понятий, которые в каждой предметной области имеют строгое определение и рамки их применимости, мистические представления основываются на неопределенных понятиях.
В случае же моего высказывания "порочная логика" - не термин какой-то предметной области, а синоним неадекватности, проявляющийся в операции сравнения утверждения с реальностью.
Реальностью (строго говоря - "действительностью", а не "реальностью", но это уже, конечно, немножечко придирка) верифицируется не восприятие, а воспринимаемый объект :) когда Рамакришна говорит о наличии мистического опыта в своей жизни, он говорит о факте восприятия, а не об объекте восприятия, поясняя это довольно поэтичным образом - раз я вижу свет, значит, у меня есть зрение (не очень корректно с точки зрения чистой физиологии, но для популярной книги довольно точное сравнение)ЦитироватьВ случае же моего высказывания "порочная логика" - не термин какой-то предметной области, а синоним неадекватности, проявляющийся в операции сравнения утверждения с реальностью.
ЦитироватьНа легко понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от научных понятий, которые в каждой предметной области имеют строгое определение и рамки их применимости, мистические представления основываются на неопределенных понятиях.
И уже на примере того, как они определены в разных "предметных областях", и опираясь на них, как на "подручный инструментарий", строить некие новые или обобщенные понятия.
В предметном указателе я последовательно ввел в окне поиска имена некоторых известных мне мистиков, но ответом было (например) "Экхарт не найдено в названии и текстах страниц предметного указателя, которые не являются самостоятельными.
Позиционируется как "мировоззренческий", претендует на научность в тех частях, которые касаются каких-либо научных тем:"На сайте Форнит организована наилучшая в современном интернет-пространстве система материалов по механизмам индивидуальной адаптивности, в частности, по механизмам психики, в чем могут убедиться специалисты затрагиваемых предметных областей.
Эта система материалов поддерживается такими инструментами как: предметная аксиоматика, предметный указатель, терминологический словарь, материалы по научной методологии, автопубликатор научных работ и многими другими.
Кстати, велосипед типа "научный скептицизм" так же абсурден как и "научный атеизм" потому, что в научную методологию не включены ни скептицизм, ни атеизм, хотя ученый, носитель научной методологии, и может исследовать как скептицизм так и атеизм в каких-то предметных областях.
И хотя бывают редкие исключения-самоучки, в наш век это почти немыслимо вот тут настолько явное передергивание, что даже Кирилл как-то невнятно выразился :) Да, нужно честно признать, что в самом деле эффективных исследователей - мизер среди массы остепененных чернорабочих науки и что только самостоятельно возможно наработать систему личных знаний в предметной области, но, опять же, Кирилл очень далек от понимания специфики психической организации, хотя так уверенно судит в незнакомой области, ну точно как домохозяйка о политике :).
Очень часто для выявления стадии, на которой находится современное понимание вопроса, требуется рассмотреть не отдельную статью, не парочку одиночных клинических испытаний, а сделать систематический обзор всего корпуса научной литературы по теме вообще-то это следует делать всегда при занятиях предметной областью и не только вначале, а постоянно отслеживать новости по предмету.
ру, с которой мы начали:На сайте Форнит организована наилучшая в современном интернет-пространстве система материалов по механизмам индивидуальной адаптивности, в частности, по механизмам психики, в чем могут убедиться специалисты затрагиваемых предметных областей.
Эта система материалов поддерживается такими инструментами как: предметная аксиоматика, предметный указатель, терминологический словарь, материалы по научной методологии, автопубликатор научных работ и многими другими.
и предметная "аксиоматика" являются сомнительными достоинствами для таких невежд как Кирилл Алферов :), создающими существенный барьер между сайтом и научным материалом что за фигня.
ру в качестве надёжного источника знаний по нейрофизиологии верно, Никаких оригинальных знаний по нейрофизиологии на Форните не предлагается, он развивает предметную область "психофизиология" и "адаптология".
ru/ax1-61-444
Формирование инициативности в игре детей раннего возраста
Использовано в предметной области:Системная нейрофизиология (nan)
раздел: Игровое поведение (nan)
ОглавлениеВведение1.
Обогащение зрительных и слуховых впечатлений при условии активности и самостоятельности восприятия формирует интерес малыша к игрушке, создает предпосылки для совершенствования предметных и игровых действий, способствует стабилизации поведения, благоприятно влияет на развитие эмоций.
Так отставание в формировании навыков общения, недоразвитии функций символообразований и как следствие, знаменателем данных нарушений является снижение познавательной инициативы в действиях ребенка, направленных на познание предметного и социального мира, особенно у детей из домов ребенка.
О развитии личности ребенка мы судим по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение), по классификации А.
Она пишет о том, что на втором году жизни можно говорить уже о становлении основ самостоятельности, проявляющихся в самообслуживании, предметно-игровой деятельности, общении.
Эльконин, говоря о переходе от предметной к ролевой игре, отмечал, что "ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности.
Новоселова (28) в своей статье "О ранних этапах в формировании мышления" также подчеркивает важность для формирования детского мышления решения "предметных ситуаций".
Щербаковой (37)"если считать, что любая деятельность, и психическая, и предметная складывается на основе процессов, то развитие познавательных процессов неизбежно предшествует познавательной деятельности.
Применительно к младшему дошкольному возрасту исследовали развитие предметных действий в игре, возникновение первичных игровых обобщений, перенос значений с одного предмета на другой, включение в игру предметов заместителей, обобщение и сокращение реальных действий в игровой ситуации, и другие моменты.
Развитие способов решения игровых задач происходит следующем образом: сначала дети овладевают предметно - игровыми действиями с сюжетно - образными игрушками в ситуации подготовленной взрослым.
Фрадкина показала, что основные предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают в ходе развития предметной деятельности под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними.
Нетрудно убедиться, что ведущие специалисты ни одной из исследовательских предметных областей, связанных с физиологией и психологией не имеют сегодня целостных представлений о механизмах организации психических явлений и затрудняются в определении функциональности того, что проявляется как "сознание": fornit.
Консервативность отнесения вида исследования к одной из формально допустимых предметных областей не позволяет быть специалистом в том, что выходит за эти рамки и оставаться в системе академической науки.
Попытка создать предметную область "психофизиология" дает только видимость расширения рамок потому, что собственно слово "психика" заведомо оказывается не определенным и, соответственно, не определяет рамок приложения предметной области.
Человек, решивший обобщить огромное количество фактических данных по работе мозга в его связи с телом и реальностью, но не обладающий глубокими навыками в перечисленных предметных областях, принципиально не сможет этого сделать полноценно, даже привлекая в помощь соответствующих специалистов потому, что процесс обобщения - сугубо индивидуален и может происходить только при сведении всех составляющих более элементарных моделей происходящего - в более общую модель и ее верификации на всех этапах становления.
Поэтому та предметная область, которая бы своей границей применимости была способна охватить функциональность психических явлений, представляется наукой "адаптология", и это будет обосновываться всем развитием представлений предлагаемого текста.
Почему именно адаптология представляется основной предметной областью для изучения психических явлений
Когда возникает задача определения, почему в организме есть те или иные свойства, то необходимо ставить вопрос, какие эволюционные преимущества ему, а точнее, его виду в популяции дает это свойство.
Огромное количество различных слов, связанных с описанием психических явлений на философском уровне, без четкого понимания принципов адаптивной функциональности к новому, породило и множество интерпретаций, в той или иной степени противоречивых и вызывающих беспредметные споры, во многих случаях даже просто грешащие некорректными определениями и утверждениями.
ru/920) - делать предположения, когда предметная область еще не сформировалась на основе своей взаимосвязанной системы аксиоматики или развивать эту область в далекой перспективе, за что философию называют предшественницей наук (в том числе и потому, что в ней неизбежно игнорируются многие принципы научной методологии).
С позиций отечественной психологии основное содержание Онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым); 3) процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти.
В рамках предметных областей такие описания способны иметь определенный смысл у каждого, кто способен воспринять формализованные описания, а вне таких рамок становятся некорректными.
Исследователь
вынужден во многом полагаться на авторитетность прежде полученных результатов,
затрагивающих его предметную область, но то, на чем он собирается основывать
свое дальнейшее исследование – аксиомы,
он проверяет сам, приобретая ничем не заменимые знания.
В ходе своего обучения,
он имел возможность выработать знания, начиная с самых простейших представлений
до тех, которые легли в основание его предметной области.
Невозможно никаким
другим способом придать статус аксиоматичности, статус фактического соответствия
реальности, кроме как развивая собственный, сугубо личный опыт в этой
предметной области.
Такая оценка – сугубо личностная,
основанная на системе значимости личности, развиваемой жизненным опытом, и она
сама, в виде общепринятых суждений, постоянно меняется в надличностной культуре
научного сообщества каждой предметной области исследования.
Развивая свое направление в предметной области науки,
исследователь вписывает новое в уже хорошо познанное, в первую очередь сначала
убеждаясь сам в этом, и поэтому вопрос о несоответствии аксиоматики, его идея
должна оказываться самым последним в очереди рассматриваемых вариантов.
Поэтому необходимо
для каждого уровня исследования быть подготовленным для хорошего понимания его
основ – аксиоматики и всего, что так или иначе может затрагивать эту предметную
область для возможного обобщения.
Учитывая то, что по мере развития предметной области возникают множество предположений, которые с немалым трудом уступают давлению новых фактов, накапливаются целые пласты субъективного и авторитетного понимания, которые становятся серьезным препятствием новому взгляду.
На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному.
На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному.
Признание наличия качественных скачков в эволюции научного знания означает, что эта эволюция имеет характер развития, когда новые научные теории ставят под вопрос истинность старых теорий, поскольку они не могут быть совместимы друг с другом по целому ряду утверждений о свойствах и отношениях одной и той же предметной области.
Итак, развитие научного знания представляет собой непрерывно-прерывный процесс, характеризующийся качественными скачками в ведении одной и той же предметной области.
Так, например, по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, а как самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению.
Классификация научного познания
Научные знания классифицируются по разным основаниям:
• по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;
• по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменалистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные).
Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Научное сообщество отдельной предметной области - объединяется
общими, но специфичными данному предмету, принципами методологии, которые могут
отличаться от методологии другого предмета присущими этому предмету
особенностями.
Точно так же и любой всамомделишний
ученый - профан "не в своих" предметных областях, но если уверенность
в действенности своей методологии у него очень высока, то он может посчитать,
что вправе легко переносить представления своей предметной области на все
остальные.
Но, в какой бы форме не
проводились исследования, основа научной методологии любой предметной области это
- формализация той аксиоматики, на которой основываются обобщения этой
предметной области, призванные сделать наиболее правдоподобное предположение
(гипотезы) о закономерностях и фактических вытекающих отсюда проявлениях -
основы аксиоматики следующего уровня.
Эти предположения становятся личной аксиоматикой
для носителей методологии и становятся общепризнанной аксиоматикой, когда их сообщество
предметной области признает, что опытные проверки предположений бесспорны в
рамках, определенных для их описания (вне этих рамок использования описаний
может быть иное).
В случае же не всего
сообщества, а только одного ученого, все сказанное об аксиоматике, обобщающих
предположениях и их проверке - соответственно, относится к нему одному:
аксиоматикой он принимает не вызывающие у него возражений в достоверности факты,
на их основе делает обобщения и предлагает все это научному сообществу
предметной области, после чего его субъективизм корректируется личностным
восприятием и пониманием всех заинтересовавшихся в сообществе.
« Сообщение №15206, от Сентябрь 11, 2009, 04:31:00 PM»
Опция предметного указателя- ВСЕ не работает, выдается сообщение Пошел вон со своей инъекцией.
« Сообщение №15218, от Сентябрь 12, 2009, 10:50:55 PM»
Выслало , у меня как " вэб-архив" , а потом поняло , что темное я существо : надо было предметный указатель смотреть , а я на главной " поиск" смотрело
Род: nan - админ Сообщений: 11554E-Mail
7.
Мнемическое «пространство» или «тело» психики, будучи единым и целостным, имеет врожденную иерархическую дифференцировку (модальность) для обеспечения специальных функций (органов) психической жизнедеятельности и огромный запас для приобретенной памяти, а также семь основных процессов психогенеза и развития: 1) и 7) организации, контроля и коррекции состояния и функций всякой внутренней и внешней деятельности – внимание, сознание, воля; 2) оценки значимости и активирование действий – бодрствование и готовности, внимание, эмоции, чувства, мотивации ; 3) информирования – внимания, ощущения, представления, восприятия, апперцепция, рефлексия, вербализация, категоризация, мышление; 4) программирование умственных и моторных действий и деятельности – инстинктивное, предметное, вербальное, иное символическое; 5) опыт умственных и практических действий и деятельности; 6) мнемизации и самовосстановление истощенных структур.
11:49:23
Вячеслав Исхаков список всех сообщенийNewbieРод: Сообщений: 5 Телефон: 077 557 23 54 сообщение № 14421 показать ответ -только после авторизации «В статье, определяющей суть предметной области Адаптологии (fornit.
На самом деле научная методология опирается на системы аксиоматики предметных областей, которые опровергнуть принципиально невозможно, а можно лишь расширять границы описания (ну как классика Ньютона расширена до СТО).
>>> На самом деле научная методология опирается на системы аксиоматики предметных областей, которые опровергнуть принципиально невозможно, а можно лишь расширять границы описания (ну как классика Ньютона расширена до СТО Я не могу точно сказать о Лакатосе.
17:10:35
Айк список всех сообщений - админ Оценок: 4 Сообщений: 3484 сообщение № 14439 показать ответ -только после авторизации Времени совсем нет :( Попробую хоть как-то кратко дополнить сказанное: >>> научная методология опирается на системы аксиоматики предметных областей, которые опровергнуть принципиально невозможно Это не Лакатос, это Поппер («Логика и рост научного знания» — 1935 г).
>> >>> На самом деле научная методология опирается на системы аксиоматики предметных областей, которые опровергнуть принципиально невозможно, а можно лишь расширять границы описания (ну как классика Ньютона расширена до СТО Я не могу точно сказать о Лакатосе.
Все же, попробуй сказать конкретно в чем именно не верны утверждения: "На самом деле научная методология опирается на системы аксиоматики предметных областей, которые опровергнуть принципиально невозможно, а можно лишь расширять границы описания (ну как классика Ньютона расширена до СТО".
Этот критерий годится не только для отдельных утверждений, но и для целых предметных областей творческой деятельности (художественное творчество, философия, математика и т.
Но то, что на самом деле описывает объективную реальность, не меняется в данных условиях, так что задача науки - как можно большее соответствие аксиоматической базы предметных областей объективной реальности чтобы на это можно было уверенно полагаться.
Сборник псиОтносится к «О системной нейрофизиологии»Сборник пси
Это - сборник материалов исследований в предметной области Психофизиология.
Обобщением сборника является целостная система представлений о механизмах организации психики - в материалах О системной нейрофизиологии (или более общепринятое название предметной области - Психофизиология).
Изолированное раздражение
таких точек в глубоких структурах мозга человека вызывало появление чувства
«беспричинной радости», «беспредметной тоски», «безотчетного страха».
Благодаря тому что
структура дает возможность хранить и во времени воспроизводить смысловые
значения предметных отношений действительности, возникает возможность
ориентироваться как в прошлой и настоящей действительности, так и в будущей.
Все
эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или
отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют
соответствующие потребности).
Сопоставление
результатов разных экспериментальных серий показало, что СИЗ в определенной
предметной области может быть описана как множество базовых компонентов и их
групп, образованных отношениями различного типа.
Именно показатель связности СИЗ как интегральная
оценка уровня компетенции субъекта в данной предметной области, его
возможностей в формировании целостного и детального представления о ней
наиболее тесно коррелирует с индивидуальными психологическими характеристиками
испытуемых, как обобщенными оценками деятельности субъекта в различных
ситуациях.
Это говорит о том, что характеристики СИЗ в данной предметной
области сходны с характеристиками структур знания субъекта, релевантных другим
предметным областям.
Основными свойствами восприятия являются адекватность,
предметность, целостность, селективность, константность, категориальность,
апперцепция.
Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью
практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные
формы взаимодействия с внешними предметами.
) — феномены восприятия, которые
представлены рядом гештальт–качеств, таких как:
— качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном
восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей);
— качество „транспозитивности“ (образ целого остается,
даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные
тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы
сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы).
Перцептивные действия, которые
реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций, рассматриваются
здесь как основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие
построение предметного образа.
В возрасте 6–12
месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей
деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует
константности восприятия.
« Сообщение №44218, от Январь 10, 2017, 04:58:52 PM»
Сюда перенесено обсуждение сущности и роли аксиом в научных предметных областях исследований с темы про историческую науку.
В исторической науке так же формализуются уже произошедшие факты, часто единичные, но полностью соответствующие более общим принципам аксиоматики предметных областей естествознания.
Для каждой предметной области есть уже хорошо выверенная система специфических для нее аксиом - аксиоматики, на основе которой можно делать предсказания и расширять область, строя гипотезы (в отличие от фантазий и философствования - в шаговой близости от надежной аксиоматики), которые проверяются и любой результат вносит свой вклад в модель личного представления ученого, а виде формализованных сведений об этом дает возможность дополнить область другим ученым.
Представления до уровня использования аксиоматики данной предметной области, характеризуют философский подход, - предположительный и основывающийся на наиболее общих аксиомах логики реального мира (философия вне такой логики или мистическая философия так же не является свободной от своей, но специфической логики потому, что субъективные модели основываются на опыте реального взаимодействия с окружающим).
« Сообщение №44247, от Январь 12, 2017, 02:40:45 PM»
автор: nan сообщение 44245:Для каждой предметной области есть уже хорошо выверенная система специфических для нее аксиом - аксиоматики, на основе которой можно делать предсказания и расширять область, строя гипотезы (в отличие от фантазий и философствования - в шаговой близости от надежной аксиоматики), которые проверяются и любой результат вносит свой вклад в модель личного представления ученого, а виде формализованных сведений об этом дает возможность дополнить область другим ученым.
Списки аксиом специально не составляют, но данные фактических исследований ссылаются и, тем более ссылаются на то, что в данной предметной области уже играет роль аксиом.
Все сегодняшние попытки компенсировать
ущерб посредством мер по защите окружающей среды так и останутся
безнадежными, поверхностными заплатками, если не вылечить "западный невроз",
как назвал Бенн концепцию предметной реальности.
В них, в
восприятии мистического единства, в вере в бессмертие и вечное
существование, страдающее человечество нашло лекарство от рационального,
предметного, расщепленного разума.
Существенное различие между медитацией и молитвой в обычном смысле слова,
которая основывается на двойственности творец-создание, заключается в том,
что медитация стремиться к разрушению барьера Я-Ты путем слияния объекта и
субъекта, приемника и передатчика, предметной реальности и
"Я".
Это не бегство в воображаемый
мир снов; скорее это поиск абсолютной истины предметной реальности, при
помощи одновременного стереоскопического созерцания ее глубин и
поверхностей.
Территория зрительной предметной агнозии примыкает к зрительной коре затылочной
доли, территория ассоциативной слуховой агнозии примыкает к слуховой коре
височной доли, и территория чистой предметной астереогнозии примыкает к
соматосенсорной коре затылочной доли.
В ответах левополушарного человека усиливается доля
предметно отнесенных названий, но при этом полностью утрачивается связь с
истинными физическими характеристиками цветного раздражителя.
В голове ученого каждая предметная область науки основывается на опыте чужом и своем о всегда эмпирически подтверждаемом наборе исходных представлений - (аксиом), в которых элементы личного опыта отражают связи наблюдаемых явлений в личной интерпретации.
Поэтому необходимо формировать систему представлений о свойствах реальности таких предметных областей, которые позволят как можно более широко видеть мир и достоверно понимать его.
Это - тот минимум представлений специальных предметных областей, который необходим для понимания взаимосвязей в природе на достигнутом уровне развития науки вообще.
И даже ей не ограничиваться, а начать с самого младенчества, чтобы повлиять на развитие специфичных для человека слоев нейронных детекторов мозга во время соответствующих критических периодов развития, что способно во многом сравнять индивидуальные способности к освоению различных предметных областей и напрямую повлияет на возможности индивидуального творчества.
Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр
О теории относительности
Квантовая механика
Теория суперструн
Квантовая телепортация
Современные теории эфира
Торсионные поля
Вакуум, кванты, вещество
Эволюция живых существ на Земле
Наследование признаков
Механизмы психики
Про исследования психических явлений
Адаптология
Основы адаптологии (базовое обобщение материалов)
Сознание, интеллект
Сон и сновидения
Определение сознания
Сознание: тестирование, социальная обусловленность, следствия
Сущность интуиции
Базовое самоощущение
Субъективизация ощущений и личность
Организация механизмов психики
Восприятие пространства и времени
Сознание и эвристика
Про нематериальность мысли
Основы адаптологии
На сайте есть множество других очень интересных статей, которые можно найти с помощью
карты сайта
тематического содержания
предметного указателя
Список новых публикаций
Обсуждение Сообщений: 45.
Эти смыслы могут быть
полностью равны лексическому значению слова (как у междометий) , могут быть коннотативными
(как у экспрессивов) или могут выходить в логико-предметную часть значения (эмотивы-номинативы).
Чувства
различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине,
осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения,
выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по
уровням проявления в строении психического ( высшие-низшие) , по психическим
процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и
направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.
По
степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на
конкретные ( например, чувство к ребенку, произведению искусства ) , обобщенные
( чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные ( чувство справедливости,
трагического).
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или
положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо
не удовлетворяют соответствующие потребности).
Остальные страницы в количестве 2752 со вхождениями слова «предметный» смотрите здесь.
Дата публикации: 2020-08-22
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.