В статье в
Подопытные мыши должны были совершить определённые действия, чтобы достать корм. В двигательной коре мозга одновременно активировалось множество клеток, но лишь некоторые из них становились клетками памяти — именно они включались позже, когда мышам нужно было повторить, то есть вспомнить, нужные движения. Эти клетки соответствовали тем движениям, которые заканчивались успехом — когда мышь добиралась до корма. Иными словами, во время обучения среди нейронов, управляющих координацией мышц, происходил отбор: некоторые срабатывали без успеха, а вот некоторые должны были запомнить, что их сигналы оказались правильными.
Одновременно на будущих клетках памяти — на тех, чьи сигналы соответствовали достигнутой цели — появлялось много мест для новых синапсов, то есть они были готовы с кем-то завязать контакт. Этими кем-то оказывались нейроны полосатого тела, или стриатума, — подкорковой зоны, которая пропускает через себя львиную долю двигательных сигналов (а также служит одним из центров системы подкрепления, или системы вознаграждения). Между нейронами двигательной коры и нейронами полосатого тела появлялись целые кластеры синапсов. Так удалось впервые увидеть формирование памяти, как это выглядит на уровне отдельных нейронов: нужные нейроны из двигательного центра отбирались в ходе обучения и укрепляли связь с нейронами, которые поддерживают двигательный сигнал на его пути к мышцам. Контакты между теми и другими были и раньше, но при обучении, то есть при формировании памяти, таких контактов становилось больше.
При этом исследователи отмечают, что на уровне нейронов память, по-видимому, оказывается избыточной. Мозг отбирает целую пачку клеток двигательного центра, которые хранят память о правильных движениях в определённой ситуации. Впрочем, эту гипотезу надо проверить экспериментально, например, подавляя те или иные клетки памяти с тем, чтобы посмотреть, смогут ли их коллеги выполнить всю нужную работу.
Новые данные также показывают, что память, по крайней мере, в некоторых случаях, оказывается распределённой между разными зонами мозга — для того, чтобы запомнить правильное движение, нужны не только нейроны двигательного центра коры, но и нейроны подкоркового стриатума.