Cистема обоснования теоретических обобщений для предметной области Каждый ключевой подраздел обосновывается совокупностью подтверждающих материалов независиымх исследователей подробнее >> Системная нейрофизиология
|
Автор: nan Короткий адрес страницы: fornit.ru/ax1-8 |
[8] Сохранение памяти - не показывать анонсы (только заголовки статей).Длительность следовых процессов в центрах головного мозга - десятки минут, часы и даже дни и очень велика в коре больших полушарий -= до нескольких десятков лет.
1.Новое и значимое вызывает корректировку долговременной памяти.
2. Значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти. Если физиологические последствия какого-то события значительны, организм сделает все возможное, чтобы надолго сохранить память о нем.
Забывание — это затруднение доступа к энграмме, а не разрушение ее самой.
События, наиболее счастливые или несчастливые, могут запомниться на всю жизнь, даже, если они ни pазу больше не повтоpятся
Механизм кpатковpеменной памяти связывают с pевеpбеpиpующим возбуждением, когда возбуждение само себя усиливает по пpинципу положительной обpатной связи.
Память «локализуется в синапсах» и изменения функции синапса являются основными в процессе формирования различных типов памяти.
Физиологическим механизмом следа в кратковременной памяти является реверберация электрической активности по замкнутым цепям нейронов.
Долговременная память сохраняется за счет укрепления синаптических связей между нервными клетками.
Эмоционально окрашенный опыт может весьма эффективно забываться под воздействием «отвлекающих» мыслей и конкурирующих воспоминаний. Однако то, что было забыто, можно вспомнить снова.
Существование следа памяти в виде реверберирующих электрических импульсов — необходимое условие для перехода эпграммы в долговременную память. Прерывание или предотвращение реверберации должно приводить к физическому разрушению следа памяти и его исчезновению.
Кратковременная память характеризуется временем хранения информации от секунд до суток.
Консолидация памяти при взаимодействии коры и гиппокампа происходит не только во время сна, но ипри при спокойном бодрствовании.
Миндалевидное тело (эмоциональный центр мозга) заставляет гиппокамп («релейную станцию» памяти) создавать новые нейроны. В значимой и новой ситуации эти новорожденные нейроны активизируются миндалевидным телом и обеспечивает подключение нового образа восприятия-действия.
Область нейросети, где нужно формировать долговременные связи метится белком-маркером.
1. В гиппокапме созревают новые нейроны, которые используются для поддержки новых осознаваемых образов.
2. Нейрогенез в гиппокампе стимулируется интенсивностью обучения новому. У тех немногих больных, о которых было известно, что они страдают тяжелыми двусторонними поражениями гиппокампа, процессы научения были серьезно нарушены. После повреждения гиппокампа они не могли хранить в памяти то, о чем узнавали; они неспособны были даже вспомнить имя или лицо человека, которого только что видели. Но память о событиях, имевших место до болезни, у них, по-видимому, полностью сохранялась
Некоторые нейроны гиппокампа, вероятно, реагируют только тогда, когда животное находится в определенном участке знакомого окружения (O'Keefe, Na-del, 1978). Клетка, активность которой регистрировали, оставалась в покое до тех пор, пока животное не оказывалось в определенном месте. В этот, и только в этот, момент нейрон начинал давать быстрый разряд. Как только крыса проходила мимо этого места, нейрон затихал. Таким образом, по крайней мере у крыс гиппокамп, очевидно, играет важную роль в усвоении «пространственной карты» окружающего мира. Следы памяти в коре широко разбросаны и многократно дублируются. Хебб ввел понятия кратковременной и долговременной памяти. Он считал, что кратковременная память - это активный процесс ограниченной длительности, не оставляющий никаких следов, а долговременная память обусловлена структурными изменениями в нервной системе. Гиппокамп и медиальная височная область участвуют в формировании и организации следов памяти, а не служат местами постоянного хранения информации. Н. М., у которого эта область мозга была разрушена, хорошо помнил события, происшедшие более чем за 3 года до операции, и это показывает, что височная область не является местом длительного хранения следов. В процессе усвоения каких-либо знаний височная область устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других частях мозга, прежде всего в коре. Фактор играющий важную роль в процессе обучения и влияющий на то, какая информация будет сохраняться в памяти и сможет быть извлечена оттуда - поощрение или наказание, следующее за определенным действием. Во время переобучения долговременная память не формируется заново, а модифицируется.
Кроме осознанного запоминания новых и важных моментов восприятия-действия, существует более древний механизм образования долговременных адаптивных связей, без осознанного учета их значимости для организма.
В момент извлечения старой памяти активируется очень похожие молекулярные механизмы, похожие на те, которые активируются в момент запоминания.
После отвлечения внимания предыдущие переживания не только продолжают обрабатываться вне сознания, но и влияют на последующее усвоении схожей информации.
Сначала фиксируются образы восприятия-значимости-действия в теменной ассоциативной коре закольцовкой гиппокапмпа. При этом начинает формироваться модель понимания в данных условиях в префронтальной коре, которая затем приобретает доминирующее значение (осознанная произвольность) и интерпретирующие фонкции (уверенное понимание ситуации).
Зеркальные нейроны могут быть задействованы в эмпатии, в понимании действий других людей и в освоении новых навыков путём имитации. Однако сейчас оказалось, что эти клетки срабатывают не только тогда, когда обезьяна видит чужие манипуляции с предметами и не только тогда, когда она наблюдает социальные контакты, но и тогда, когда она видит взаимодействие неодушевленных предметов; иными словами, когда макакам показывали в кадре столкновение двух игрушек, у обезьян включались те самые зеркальные нейроны.
Нейронная сеть извлечения воспоминаний работает параллельно с нейронной сетью их формирования, но также задействует ранее плохо изученный регион гиппокампа — субикулум.
В формировании воспоминаний о конкретных событиях задействованы особые группы нейронов, находящиеся в различных областях головного мозга, и связанные друг с другом. Такие нейронные сети называют «энграммами», и считается, что они хранят «следы» о событиях и объектах в памяти человека. Разные группы таких нейронов хранят информацию об отдельных аспектах эпизода: например, месте, запахах и эмоциях, связанных с переживанием события. Считается, что при извлечении воспоминания активируются те же нейронные сети, которые были задействованы в его формировании. При опросе около 100 детей возрастом от 4 до 13 лет, оказалось, что они помнят события, произошедшие с ними до двухлетнего возраста. Когда этих же испытуемых опросили в чуть более взрослом возрасте, большинство воспоминаний были утрачены.
Первые ощутимые воспоминания появляются в возрасте 3,5 лет, когда гиппокамп, часть мозга, отвечающая за хранение и воспроизведение воспоминаний, созревает и становится способной справляться с этой задачей. Также в возрасте около трех лет формируется отчетливое чувство индивидуальности, которое позволяет отличить себя от внешнего мира. Эпизодическая память сохраняется дольше, чем время, после которого человек затрудняется вспомнить эпизод, т.е. просто затрудняется доступ из-за потери оригинального контекста.
Эпизодическая память имеет древовидную структуру (fornit.ru/66797) и первым ее уровнем является эмоциональное состояние.
Эндель Тульвинг выделил в системе декларативной памяти два самостоятельных вида памяти: семантическую и эпизодическую память.
Семантическая память у детей формируется раньше эпизодической. Эпизодическая память формируется на основе семантической. Нарушения эпизодической памяти возможны при сохранности семантической. Сохранность эпизодической памяти невозможна при нарушениях семантической памяти. Актуализация эпизодической памяти происходит по схеме «я помню». Актуализация семантической памяти происходит по схеме «я знаю». Когда новая информация только предъявляется к запоминанию, на неё реагирует много клеток. Когда потом этот эпизод вспомнится раз, другой, третий, число энграмм, которые к нему относятся, будет уменьшаться; в итоге останутся те, которые в первый раз активировались более или менее одновременно и при повторном вспоминании только усилили связи друг с другом.
В двигательной коре мозга одновременно активировалось множество клеток, но лишь некоторые из них становились клетками памяти — именно они включались позже, когда мышам нужно было повторить, то есть вспомнить, нужные движения. Эти клетки соответствовали тем движениям, которые заканчивались успехом — когда мышь добиралась до корма. Иными словами, во время обучения среди нейронов, управляющих координацией мышц, происходил отбор: некоторые срабатывали без успеха, а вот некоторые должны были запомнить, что их сигналы оказались правильными.
В нашей повседневности есть эпизоды, плавно перетекающие друг в друга, и эпизоды, которые резко друг от друга отличаются. Как оказалось, резкие границы между эпизодами отмечают особые нейроны.
Если между двумя соседними воспоминаниями происходила эмоциональная перемена, то порядок кадров в памяти начинал путаться, а сами они как будто дальше отодвигались друг от друга. То есть смена эмоций разбивала цепочку событий на эпизоды.
Новизна - несоответствие реальности предсказаниям из эпизодической памяти и это привлекает осознанное внимание.
|
Показать все разделы "Системная нейрофизиология" |
Последние комментарии для описаний: |
Список существующих аксиоматик |