Мозг способен обучаться бессознательно, принимая некоторые образы за чистую монету и глубоко впечатывая их в наши модели поведения. Этот процесс называется импринтинг — рассказываем, как он работает и на что влияет.
Котенок воспитанный в раннем детстве собакой, лает и ведет себя как собака.
Импринтинг — это механизм обучения и запоминания, распространенный среди птиц и млекопитающих, в том числе и людей. Он работает так: в мозг прочно впечатываются определенные образы, которые формируют личность и поведение. Для этого достаточно единственного контакта с объектом запоминания.
Пример импринтинга — поведение маленьких утят. Они воспринимают первый увиденный после рождения объект в качестве родителя, запоминают его и начинают всюду следовать за ним. Неважно, чем он окажется и даже будет ли одушевлен. Именно так и был обнаружен феномен: зоолог Конрад Лоренц описал его, наблюдая за поведением птиц. За создание теории импринтинга он получил Нобелевскую премию в 1973 году.
Усвоенная таким образом информация может влиять на человека всю оставшуюся жизнь. Импринтинг связан с конкретными периодами взросления и наиболее ярко проявляется в самых ранних из них.
Импринтинг отличается от ассоциативных механизмов обучения, когда мы приобретаем навыки, подражая окружающим. Например, многие слышали истории о «детях-маугли», попавших в младенчестве к животным. Они перенимают повадки зверей, наблюдая и повторяя за ними. Если такого ребенка вернуть в общество людей, его можно переучить, хотя это и сложно. В то время как изменения нервной системы, связанные с импринтированием, считаются практически необратимыми.
Виды импринтинга.
Ученые выделяют разные типы импринтинга, характерные для человека. Они проявляются в разные периоды жизни и выполняют свои особенные функции.
Филиальный (сыновний) импринтинг — важный механизм в первые дни жизни. С его помощью ребенок запечатлевает образ матери и отца или других близких. Благодаря появлению этой мощной привязанности, члены семьи становятся для него ориентирами. На них он впоследствии применит ассоциативные формы обучения, такие как подражание.
Кошка мама с ежатами.
Социальный импринтинг в своей книге описал профессор экономики ВШЭ Александр Долгин. Он включает в себя наборы ценностей и бытовых норм, которые мы запечатлеваем, наблюдая за другими представителями общества. На примере социологии моды автор делает вывод, что 2–3% новаторов, задающих тренды, увлекают за собой основную массу людей. Их манеры поведения, внешние образы, отношение к разным явлениям и аспектам жизни становятся социальными импринтами для остального большинства.
Лимбический отпечаток — вид импринтов, которые мы получаем еще в утробе, а также в сам момент появления на свет. Ощущения, пережитые матерью при беременности и ребенком при рождении, могут оказывать значительное влияние на его характер и даже кулинарные предпочтения.
Синдром утенка — состояние, когда первый опыт принес настолько сильные положительные эмоции, что человек отказывается наслаждаться другими аналогичными, но альтернативными вещами. Например, если ваше знакомство с компьютером началось с операционной системы Windows, не исключено, что переход на MacOS будет малоприятным.
Геномный импринтинг не связан с запоминанием и обучением. Этим термином в науке обозначают механизм передачи определенных генов от разных родителей ребенку.
Эффект ореола объясняет предвзятое отношение к конкретным людям, возникающее при первом впечатлении от встречи с ними. На формирование импринта может влиять внешность, одежда и даже интонация голоса человека.
Как импринтинг влияет на человека
Импринтинг в основном происходит в чувствительные моменты нашей жизни, когда нервная система уязвима и наиболее восприимчива к этому виду обучения. Мы не можем контролировать такое запечатление самостоятельно. В психологии и НЛП существует техника реимпринтинга — избавления от нежелательных последствий феномена. Но к ней стоит прибегать только под наблюдением эксперта.
Кроме того, родители могут постараться максимально оградить ребенка от возможных негативных образов в раннем детстве, а также заранее обсуждать подобные вещи в пубертатном периоде. Тогда сознание подростка будет готово к встрече с ними, и, вероятно, они не оставят глубокого импринта.