Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/67850 
или fornit.ru/ax1-82-749

Детское словотворчество основано на подражательстве

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Отзеркаливание чужих навыков (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Прибавление, к слову, чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания.
    Таким образом словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    В данной статье говориться о словотворчестве. О потребности в словообразовании Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта. Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

    Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС ДО: является познавательно-речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, обладает развитой литературной речью, проявляет интерес к словесному искусству.

    Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи.

    Творческие способности детей, креативное мышление особенно ярко проявляются в словотворчестве. Словотворчество или новообразования – явления, которое издавна имеет место в речи, а в науке о языке закреплено как окказионализм.

    Термином «детское словотворчество» приходится на период с 2,5 - 3 лет до школьного возраста.

    Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении с взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих.

    В ходе изучения теоретического материала я выяснила, что в нашей стране изучением детской речи занимались следующие ученые: Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова. На современном этапе темой словотворчества детей продолжают заниматься российские ученые: В. К. Харченко, Цейтлин и др.

    Факты, собранные учеными, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова-словечки наблюдаются в речи очень многих малышей. Например, «всехний», «всамделишний» и др. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка («Мама, ты моя мояшечка») и другие примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

    Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

    Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

    1. «Слова-осколки» - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово.

    Например:

    Как получаются «слова-осколки» легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог.

    2. Прибавление к корню слова «чужого» окончания.

    Прибавление, к слову, чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания.

    Например, «горькота», «бурота» и т.д. по аналогии с со словами – глухота, теснота и др.

    «Умность» – «Медведи первые по умности» – по аналогии со словом глупость и т.д.

    Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужих приставок» Например:

    Мы говорим - налить, набрать, накидать,

    А дети говорят – «набулькать», «напирожить» («Я уже полный живот напирожила!»)

    3. «Синтетические слова» – способ, при котором одно слово составляется из двух.

    Например:

    Таким образом словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Образец для «создания» нового слова может быть дан только – что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка. Поэтому детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

    К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности. Однако словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж. Грамотное отношение взрослых к детскому словотворчеству способствует развитию у детей не только речевых, но интеллектуальных способностей. И как знать, может быть, из сегодняшнего маленького фантазера вырастет замечательный писатель или поэт, а может, просто талантливый нестандартно мыслящий человек.

    Играть с ребенком в любые сюжетные и словесные игры, в которых главное – не «быстро», а «интересно», «по-своему».  Это могут быть игры – «сочинялки», «объяснялки», «продолжалки» и т.д.

    Каждого ребенка можно назвать величайшим умственным тружеником, и чтобы доказать это, достаточно приглядеться к тому, в какое короткое время ему удается овладеть своим родным языком, всеми оттенками его суффиксов, приставок и окончаний.



    Источник: Детское словотворчество и развитие речевого творчества детей дошкольного возраста
    Дата создания: 07.03.2024
    Последнее редактирование: 07.03.2024

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Отзеркаливание чужих навыков":
  • КАК ЖИВОТНЫЕ ПЕРЕНИМАЮТ ДРУГ У ДРУГА ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ
  • Зеркальные нейроны и модели понимания
  • Зеркальные нейроны и обучение
  • Перенос двигательных умений и навыков и его виды
  • Люди бессознательно имитируют поведение друг друга даже во вред себе
  • Отзеркаливание в психологии
  • Имитация
  • ИМИТАЦИЯ КАК ПРИЁМ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ НАВЫКОВ
  • ФЕНОМЕН ПОДРАЖАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СРЕДЫ
  • ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ. ХАРАКТЕРИСТИКИ, СВЯЗЬ С ЭМПАТИЕЙ
  • ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ: краткий научный обзор
  • У мышей нашли отвечающие за агрессию зеркальные нейроны
  • Что такое зеркальные нейроны, или Почему и как мы влияем друг на друга
  • ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННАЯ КОГНИТИВНАЯ КАРТА МОЗГА
  • От импринтинга к имитации
  • Импринтинг
  • Импринтинг и его механизмы
  • ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Формы и функции подражания в детстве
  • Имитационное научение (подражание) у животных
  • Подражательный рефлекс

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя