Может быть, было бы разумным рассматривать один
из предлагаемых принципов управления, оригинально названного в честь
известного монтера Мечникова, как одно из следствий принципа правовой
защищенности управленческого решения.
Предлагаемая
читателям книга "Теория, практика и искусство управления" внешне
легко и ненавязчиво, логично и часто остроумно вводит нас в святая святых
человеческих отношений, дает обоснованные рекомендации по разумному решению
многих жизненных коллизий и, главное, заставляет нас думать, творчески решать
казалось бы привычные, рутинные, но часто и весьма трудные задачи человеческого
общения.
Несмотря на то что способность познавать новое,
обучаться, стремление к достижению целей с годами падают, разумный, умственно
развитый человек всю жизнь стремится через самоанализ к духовному и культурному
развитию.
Автор сознательно акцентирует внимание читателя на сложности
духовного мира личности, системы его внешних защитных "оболочек"
своего "Я" при контактах в социуме и демонстрирует целый комплекс
методов его духовного развития и сохранения психического здоровья (методы
самоанализа, "положительного подкрепления", "разумного
самопринуждения", "защитных блокировок" и т.
Эклектичная, подчиненная лишь моде и не
имеющая разумного научного обоснования новая метафорическая терминология может
привести к отрыву современного знания от его исторических корней, традиций и к
утрате данной наукой своей специфики, терминологической точности и строгости.
В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение
отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение
найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением
искусства управляющего.
Каждая страна имеет свои особенности в масштабах
и формах государственного управления и регулирования экономикой, проявляет
разумную гибкость и использует для этого самые различные органы государственной
власти — от законодательных до исполнительных.
Маркетинг
должен свести к минимуму риск производителя продукции, заинтересованного в
конечном результате своей деятельности и получении прибыли при разумной
организации сбыта.
Следует ли фирме самой обеспечить работу собственного торгового
персонала, решать вопросы складирования, хранения и транспортировки товара или
разумнее передать посреднику права собственности на товар для осуществления
всех операций при движении товара от производителя к потребителю.
Реклама и стимулирование сбыта
Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго
сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по
разумным ценам у Экслиптоса.
Теории управления
располагает большим количеством методов системного анализа, прогнозирования и
оптимизации, позволяющих разумно определить стратегическую программу действий.
Колебания реального
спроса легко компенсировать регулированием складского запаса продукции, и
управленческое решение будет направлено на поддержание стабильности на рынке
сбыта и разумную организацию складского хозяйства с низкими удельными затратами
на хранение готовой продукции.
При положительном ответе на эти
вопросы возникают проблемы тактики: каким способом разумнее достигнуть
поставленных целей, какие условия необходимо обеспечить, чтобы прийти к цели
кратчайшим и высокоэффективным путем.
Однако структуры управления и организационные
основы древности существенно отличаются от современных, что хорошо видно из
таблицы 2 [86]:
Таблица 2
Сравнение старой и новой организации управления
Старая организация
Современная организация
Малое количество крупных организаций,
отсутствие гигантских организаций
Большое количество чрезвычайно мощных крупных
организаций, как коммерческих, так и некоммерческих
Относительно небольшое количество
руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена
Большое количество
руководителей, большое количество руководителей среднего звена
Управленческая работа
зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности
Четко ограничены управленческие группы,
управленческая работа отделяется от неуправленческой деятельности
Занятие руководящих постов в организации
чаще всего по праву рождения или путем захвата силой
Занятие руководящих постов в организации
чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности
Малое количество людей, способных
принимать важные для организации решения
Большое количество людей, способных
принимать важные для организации решения
Акцент на приказ и интуицию
Акцент на коллективную работу
Во все века
люди прекрасно понимали практическую выгоду разумного хозяйствования, но
странный факт — до XX в.
Смита о способности рыночной системы к саморегуляции
позволила ему сделать обоснованный вывод о разумности минимального воздействия
государства на экономику (это положение было широко использовано одним из
творцов "немецкого экономического чуда" XX века Людвигом Эрхардом).
Кажется, что разумность теории Y вполне очевидна, но жизнь так многогранна, сложна, что
иногда менеджер совершенно сознательно будет применять теорию X, и его решение будет зависеть от многих факторов:
конкретных условий работы, особенностей трудового коллектива, сроков выполнения
работы, типа задания (постоянное или разовое), его важности и т.
Вновь важно подчеркнуть, что любое действие,
любой наш поступок — от посещения магазина, спора на кухне и до принятия
стратегической программы — правомочны, разумны и оправданны, если только четко
поставлена цель этого действия.
Весьма разумным и практически ценным является
основной тезис сторонников ситуационной теории управления — не существует
единственного, унифицированного метода управления для любых ситуаций.
Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом,
позволяющим хотя немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и
коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на
контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на
управляющее воздействие.
Своевременная
обработка информации о внутренних процессах в системе и ее осмысление
позволяют принимать разумные управленческие решения, совершенствовать
внутрисистемные связи, повышать эффективность взаимодействия с внешней средой.
Возможна такая
исключительно редкая ситуация, когда все структурные подразделения работают без
сбоев, планы выполняются, налажена четкая система материально-технического
снабжения, труд коллектива разумно мотивирован и руководитель остается как бы
без работы (как хорошо сыгранный оркестр после многих репетиций может играть
без дирижера).
Многие руководители считают, что
разумно централизовать это право: исполнитель, доверенное лицо, продумал
решение, подготовил соответствующий документ и передает его на подпись руководителю,
который таким образом осуществляет свое естественное право контроля.
Следствием
принципа соответствия является разумная, но редко реализуемая на практике
рекомендация: каждый человек должен трезво и объективно оценивать свои
возможности и опасаться попасть в "зону своей некомпетентности".
С
большой пользой для слушателей и при самом активном их участии разумно дать
слово одному из них для экспромтного выступления по определенной теме с
последующим аргументированным анализом этого ораторского "шедевра"
(поверьте, поле для критики будет весьма широким.
Элвар Элбинг
Искусство
управления проявляет себя особенно ярко и плодотворно, когда под влиянием
изменяющейся среды нарушается монотонная действительность и возникает проблема
принятия нестандартного решения, необходимость разумной и адекватной реакции
на перемены.
Высокая организационная культура свидетельствует о хорошей адаптации
членов коллектива к внутренней среде их предприятия, о разумной и продуманной
деятельности начальника.
Церковь понимает, что постоянно ссылаться на иносказание, аллегории
отдельных текстов Библии больше нельзя, спорить с научными данными
бессмысленно, и следует ожидать внесения разумных коррективов в некоторые
теологические доктрины.
не заботьтесь для
души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться",
"не заботьтесь о завтрашнем дне", да и разумно ли поступать так.
Психическая жизнь личности
есть поле борьбы трех основных инстанций: "оно" (id) — источник сексуальных и агрессивных
желаний, требующих немедленного удовлетворения, "я" (ego) — ориентация на реальный внешний мир и
определение разумных путей удовлетворения этих желаний и "сверх-я" (superego) — моральные принципы, собственно сознание
человека.
Скиннера глубоко и научно обосновывается система
поощрений и наказаний (теория научения), аргументирование определяется разумная
сфера деятельности исполнителя в соответствии с его способностями (вспомним
принцип соответствия.
Не всегда совпадают интересы личности и коллектива; одной
из важнейших задач руководителя и общества в целом является создание
благоприятных условий для гармоничного сочетания общественных и личных
интересов, создание разумной системы внутригрупповой регламентации, норм и
правил, наиболее полно отвечающих интересам каждого и коллектива как единого
социального организма.
Формула убеждает сомневающихся, что
на сон и приятные дела нужно не скупиться, а великий Норберт Винер дал разумный
рецепт для борьбы со стрессами: "Наилучший способ избавиться от тяжелого
беспокойства или умственной путаницы — переспать их".
« Сообщение №22743, от Апрель 15, 2011, 11:22:23 PM»
автор: дикар сообщение 22742 Разумные сущности - везде и всюду неразумных тоже полным-полно, особенно среди опознанных нелетающих объектов (ОНО).
Ну конечно же "стратегический вред" скептицизма есть, это ведь именно он мешает проповедникам "ИСТИНЫ", и именно от него "еще хуже" когда не ведутся на мессианские проповеди ))) Столь поверхностное и порочное представление о том, что такое разумный скептицизм, можно услышать только от проповедника и адептов уже внушенной Идеи/веры.
Те мечты о добре и правде, о духовной значительности и
осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет волнуют нашу душу и
заставляют нас думать, что мы родились не «даром», что мы призваны осуществить
в мире что-то великое и решающее и тем самым осуществить и самих себя, дать
творческий исход дремлющим в нас, скрытым от постороннего взора, но настойчиво
требующим своего обнаружения духовным силам, образующим как бы истинное
существо нашего «Я», - эти мечты оправданы ли как-либо объективно, имеют ли
какое-либо разумное основание, и если да - то какое.
Правда, в
порядке обывательских размышлений, в плане обычной земной «жизненной мудрости»
мы часто мучимся ненормальностью нашей нынешней жизни и либо с
безграничной ненавистью обвиняем в ней «большевиков», бессмысленно ввергших
всех русских людей в бездну бедствий и отчаяния, либо (что уже, конечно, лучше)
с горьким и бесполезным раскаянием осуждаем наше собственное легкомыслие,
небрежность и слепоту, с которой мы дали разрушить в России все основы
нормальной, счастливой и разумной жизни.
Легко было не
задумываться над этим вопросом, когда жизнь, по крайней мере внешне видимая,
текла ровно и гладко, когда - за вычетом относительно редких моментов
трагических испытаний, казавшихся нам исключительными и ненормальными - жизнь
являлась нам спокойной и устойчивой, когда у каждого из нас было наше
естественное и разумное дело и, за множеством вопросов текущего дня, за
множеством живых и важных для нас частных дел и вопросов, общий вопрос о жизни
в ее целом только мерещился где-то в туманной дали и смутно-потаенно тревожил
нас.
Русские
люди вообще имели привычку жить мечтами о будущем; и раньше им казалось, что
будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, случайное
недоразумение, временная задержка в наступлении истинной жизни, томительное
ожидание, нечто вроде томления на какой-то случайной остановке поезда; но
завтра или через несколько лет, словом, во всяком случае вскоре все изменится,
откроется истинная, разумная и счастливая жизнь; весь смысл жизни - в этом
будущем, а сегодняшний день для жизни не в счет.
Нельзя ведь
отрицать, что должен же, наконец, рано или поздно наступить день, когда русская
жизнь выберется из той трясины, в которую она попала и в которой она теперь
неподвижно замерла; нельзя отрицать, что именно с этого дня наступит для нас
время, которое не только облегчит личные условия нашей жизни, но - что гораздо
важнее - поставит нас в более здоровые и нормальные общие условия, раскроет
возможность разумного дела, оживит наши силы через новое погружение наших
корней в родную почву.
Наиболее определенный и
разумный смысл - можно сказать, единственный вполне разумный смысл, допускающий
точный ответ - он имеет, когда под ним подразумевается отыскание пути
или средства к какой-либо, уже заранее признанной и бесспорной для
вопрошающего цели.
Теперь многие, в
полной аналогии с прошлым и только переменив содержание политического идеала,
веруют, что спасение мира - в «свержении большевиков», в водворении старых
общественных форм, которые теперь, после их потери, представляются глубоко
осмысленными, возвращающими жизни ее утраченный смысл; борьба за восстановление
прошлых форм жизни, будь то недавнее прошлое политического могущества русской
Империи, будь то давнее прошлое, идеал «Святой Руси», как он мнится
осуществленным в эпоху московского царства или, вообще и шире говоря,
осуществление каких-то, освященных давними традициями, разумных
общественно-политических форм жизни становятся единственным делом осмысляющим
жизнь, общим ответом на вопрос: «Что делать.
Мир можно
и должно спасти, его бессмысленность -заменить осмысленностью, если каждый
человек будет стараться жить не слепыми страстями, а «разумно», в согласии с
нравственным идеалом.
Гордые спасители мира, противопоставлявшие себя и свои стремления,
как высшее разумное и благое начало, злу и хаосу всей реальной жизни, оказались
сами проявлением и продуктом - и притом одним из самых худших - этой самой злой
и хаотической русской действительности; все накопившееся в русской жизни зло -
ненависть и невнимание к людям, горечь обиды, легкомыслие и нравственная
распущенность, невежество и легковерие, дух отвратительного самодурства,
неуважение к праву и правде - сказались именно в них самих, мнивших себя
высшими, как бы из иного мира пришедшими, спасителями России от зла и
страданий.
Но и независимо
от этого страшного урока, который, казалось бы, должен был научить нас какой-то
существенной реформе не только в содержании нашего нравственно-общественного
идеала, но и в самом строении нашего нравственного отношения к жизни, -
простое требование логической последовательности мыслей вынуждает нас искать
ответа на вопрос: на чем основана наша вера в разумность и победоносность сил,
побеждающих бессмысленность жизни, если эти силы сами принадлежат к составу
этой же жизни.
Некогда в будущем - все равно,
отдаленном или близком - все люди будут счастливы, добры и разумны; ну, а весь
неисчислимый ряд людских поколений, уже сошедших в могилу, и мы сами, живущие
теперь, до наступления этого состояния - для чего все они жили или
живут.
Все дела
человека и человечества - и те, которые он сам считает великими, и то, в котором
он усматривает единственное и величайшее свое дело - ничтожны и суетны, если он
сам ничтожен, если его жизнь по существу не имеет смысла, если он не укоренен в
некой, превышающей его и не им сотвореной, разумной почве.
На основной, недоуменный и тоскующий вопрос этого
умонастроения: «Когда же наступит настоящий день, день торжества правды и
разума на земле, день окончательной гибели всяческого земного нестроения, хаоса
и бессмыслицы» - и для трезвой жизненной мудрости, прямо глядящей на мир и
отдающей точный отчет в его эмпирической природе, и для глубокого и
осмысленного религиозного сознания, понимающего невместимость духовных глубин
бытия в пределы эмпирической земной жизни - есть только один, трезвый,
спокойный и разумный ответ, разрушающий всю незрелую мечтательность и
романтическую чувствительность самого вопроса: «В пределах этого мира-до
чаемого его сверхмирного преображения - никогда».
И на
вопросы: «Что делать, чтобы прекратить это состояние, чтобы переделать мир на
лучший лад» - ближайшим образом есть тоже только один спокойный и разумный
ответ: «Ничего, потому что этот замысел превышает человеческие силы».
Разумно то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет
к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое
помогает нам достигнуть цели.
, поведение человека, который умеет
приспособиться к жизни, зарабатывать деньги, делать себе карьеру - в
предположении, что сам жизненный успех, богатство, высокое общественное
положение мы признаем бесспорными и в этом смысле «разумными» благами.
по
большей части поступают вполне «разумно»; и вместе с тем, так как либо сами
цели эти «бессмысленны», либо, по крайней мере, остается нерешенным и спорным
вопрос об их «осмысленности», - вся человеческая жизнь принимает характер
бессмысленного кружения, наподобие кружения белки в колесе, набора
бессмысленных действий, которые неожиданно, вне всякого отношения к этим целям,
ставимым человеком, и потому тоже совершенно бессмысленно, обрываются смертью.
Следовательно, условием
подлинной, а не только относительной разумности жизни является не только, чтобы
она разумно осуществляла какие-либо цели, но чтобы и самые цели эти, в свою
очередь, были разумны.
Если разумность ее состоит
не в том, что она есть средство для чего-либо иного, иначе она не была бы
подлинной, конечной целью, то она может заключаться лишь в том, что эта цель
есть такая бесспорная, самодовлеющая ценность, о которой уже бессмысленно
ставить вопрос:«для чего.
Мы видели,
что в сфере относительной «разумности» возможны и часто встречаются случаи,
когда что-либо осмысленно с точки зрения третьего лица, но не для самого себя
(как приведенный пример рабского труда осмыслен для рабовладельца, но не для
самого раба).
Не только фактически» должен служить высшему благу и, пребывая в
нем и пропитывая им свою жизнь, тем обретать истинную жизнь; но я должен также
непрерывно разумно сознавать все это соотношение; ибо, если я бессознательно
участвую в этом служении, оно только бессознательно для меня обогащает меня, то
я по-прежнему сознаю свою жизнь пребывающей во тьме бессмыслицы, не имею
сознания осмысленной жизни, вне которого нет и самой осмысленности
жизни.
Вся полнота
значения того, что мы зовем «смыслом жизни» и что мы чаем, как таковой, совсем
не исчерпывается «разумностью», в смысле целесообразности или абсолютной
ценности; она вместе с тем содержит и разумность, как «постигнутый смысл» или постижение,
как озаряющий нас свет знания.
Первое, так сказать, минимальное условие возможности
достижения смысла жизни есть свобода; только будучи свободными, мы можем
действовать «осмысленно», стремиться к разумной цели, искать полноты
удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости,
действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении.
Мы телесны и потому
подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы
падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед
налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают
нашу жизнь, а с ней - все наши надежды, стремления, планы разумного
осуществления жизни.
Мы подчинены и слепым законам, и силам органической жизни: в силу
их непреодолимого действия срок нашей жизни даже в ее нормальном течении
слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас
духовных сил; не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса
знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание, как наше тело уже
одряхлело и мы приблизились к могиле; отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое
чувство преждевременности и неожиданно сти смерти - «как, уже конец.
Если этот процесс будет продолжаться, то мы столкнемся с перспективой «Большого
Охлаждения», когда Вселенная погрузится во тьму и холод, а вся разумная жизнь
погибнет.
Вся разумная жизнь на
планете, замерзая, будет биться в мучительной агонии, поскольку температура
дальнего космоса близка к абсолютному нулю, а при такой температуре даже
молекулы еле «шевелятся».
Комментируя гнетущую концепцию о том, что законы физики, по-видимому,
обрекают на смерть всю разумную жизнь, Чарльз Дарвин писал: «Та вера, которую я
питаю в то, что человек в далеком будущем будет намного более совершенным
существом, делает невыносимой даже саму мысль о том, что он и все сознательные
существа обречены на полное вымирание после такого продолжительного медленного
прогресса».
Если же пространственно-временные туннели и порталы окажутся
слишком тесными для массового переселения в другую вселенную, то есть еще один
вариант: свести все информационное содержание развитой разумной цивилизации до
молекулярного уровня и пропустить через туннель, а там оно снова организуется в
самое себя.
Гиперпространство перестанет быть игрушкой в руках физиков-теоретиков и вполне
сможет стать единственным спасением для разумной жизни, оказавшейся в умирающей
вселенной.
Астрономы Уорд и Браунли утверждают, что мы живем в
границах такого узкого диапазона многих параметров или зон обитания, что,
возможно, разумная жизнь на Земле — действительно уникальное явление для
нашей Галактики, а возможно, даже для всей Вселенной.
Они приводят впечатляющий
список тех моментов, которые удивительным образом делают возможной разумную
жизнь на Земле, а именно, что на Земле «как раз» необходимое количество океанов,
«какраз» требуемая тектоника плит, содержание кислорода, теплосодержание, наклон
оси и так далее.
Если М-теория (или любая другая теория, которая в конечном счете
приведет нас к квантовой теории гравитации) окажется верной, то она сделает
возможным последнее путешествие для всей разумной жизни во вселенной, побег из
нашей умирающей вселенной в новый дом через триллионы и триллионы лет.
Но вне зависимости от того, как мы будем
рассматривать этот вопрос, результатом развития пульсирующей Вселенной, так же
как открытой и закрытой Вселенной, станет уничтожение всякой разумной жизни.
Учитывая невероятно большое количество звезд в видимой вселенной, астрономы
попытались обосновать с помощью известных научных законов аргументы в пользу
возможности зарождения разумной жизни в других планетарных системах.
Но любая
форма разумной жизни будет вынуждена столкнуться с самыми разнообразными
космическими препятствиями, многие из которых она сотворит сама,
например, — загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и ядерное
оружие.
Предположим, разумная жизнь не уничтожит себя сама, но она должна будет
столкнуться с устрашающим количеством стихийных бедствий, каждое из которых
может закончиться глобальной катастрофой.
Если предположить, что Земля все еще будет
цела и невредима, тогда то, что останется от ее поверхности, покроется коркой
льда, заставляя тем самым разумную жизнь искать себе новый дом.
Возможно, разумная
жизнь, подобно бездомным, теснящимся у затухающего костра, соберется рядом со
слабым теплом, излучаемым испаряющимися черными дырами, пытаясь извлечь из них
хоть немножко тепла, пока они не испарятся окончательно.
Может ли выжить разумная жизнь
Учитывая трудновообразимые условия в конце Большого Охлаждения,
ученые ведут жаркие споры о том, сможет ли выжить какая-либо форма разумной
жизни.
Эти ученые
задаются вопросом, могут ли быть найдены оригинальные способы выживания для
разумных форм даже в условиях снижения температур почти до абсолютного нуля.
Даже если разумные существа оставят свои роботизированные тела и
трансформируются, перейдя в область чистого сознания, все же остается проблема
обработки информации.
Хотя физическое время, необходимое для процессов мышления и обработки
информации, может растягиваться на миллиардылет, «субъективное время», с точки
зрения разумных существ, останется неизменным.
Заключение, которое делает Дайсон, звучит
странно, но оптимистично: таким образом формы разумной жизни смогут обрабатывать
информацию и «мыслить» на протяжении неограниченного времени.
Однако недавнее открытие того, что вселенная ускоряется, заставило
физиков пересмотреть работу Дайсона, и разгорелись новые споры, результатом
которых стали совершенно противоположные выводы: разумной жизни грозит
неминуемая гибель в ускоряющейся вселенной.
В своей первоначальной работе Дайсон предположил, что температура
микроволнового излучения продолжит снижаться бесконечно, благодаря чему разумные
существа смогут получать полезную работу из этих крошечных разностей температур.
Когда этот
температурный предел будет достигнут, по всей вселенной установится одинаковая
температура, а отсюда следует, что разумные существа не смогут получать полезную
информацию путем использования разницы температур.
А второе
условие, то есть требование того, чтобы система никогда не отбрасывала
информацию, означает, что разумное существо не должно никогда ничего забывать.
)
В целом, мы видим, что в случае, когда космологическая константа
близка к нулю, разумная жизнь может «мыслить» бесконечно по мере остывания
вселенной путем замедления жизненных процессов и замедленного мышления.
Любой разумный вид во вселенной, начинающий понимать
фундаментальные законы физики, будет вынужден столкнуться с окончательной
смертью вселенной и всякой разумной жизни, которая может в ней находиться.
Сканируя небо на предмет признаков разумной жизни, физики ищут не
маленьких зеленых человечков, а объекты с выработкой энергии, соответствующей
цивилизациям типа I, II и III.
Когда я напомнил ему о том, что есть
лишь планеты, звезды и галактики[10] которые представляют
собой единственные платформы для формирования разумной жизни, он заявил, что
цивилизация четвертого типа могла бы использовать энергию континуума.
Никто никогда не наблюдал этих объектов, и было бы
просто-напросто слишком рискованно ставить на карту сушествование всей разумной
жизни на основании одного лишь этого предположения.
Шаг десятый: дождаться квантовых переходов
Как мы уже видели в главе 10, в условиях угрозы постепенного
остывания вселенной разумные существа могут начать думать более медленно и
бездействовать в течение долгих периодов времени.
Если дело обстоит именно так, то у будущей разумной жизни на нашей
планете останется только один вариант: «впрыснуть» достаточно информации в новую
вселенную, чтобы воссоздать нашу цивилизацию по ту сторону портала.
Конечно же, если перенос разумной
жизни из одной вселенной в другую возможен, то существует вероятность и того,
что жизненная форма из другой вселенной, которой грозит Большое Охлаждение,
может попытаться открыть портал в какую-нибудь отдаленную часть нашей
собственной вселенной, которая представится ей более теплой и гостеприимной.
Иными словами, вместо того чтобы быть бесполезной, но изящной
диковинкой, единая теория поля может в конечном счете стать программой выживания
разумной жизни во вселенной.
В заключении к
«Началам» Ньютон заявляет: «Самая прекрасная система Солнца, планет и комет
может происходить лишь из мысли и веления разумного и могущественного Существа».
Если придерживаться такого хода рассуждений, в существовании
вселенной есть смысл: произвести разумные существа, подобные нам, которые могут
ее наблюдать, чтобы она могла существовать.
В соответствии с такой точкой зрения
само существование вселенной зависит от ее способностей к порождению разумных
существ, которые будут наблюдать ее, разрушая тем самым ее волновую функцию.
Эта
планета сформировалась в результате естественных процессов, и жизнь и разумные
существа появились как часть дальнейшего развития этих естественных процессов.
Иначе вселенная
могла бы быть полностью беспорядочной или состоящей из безжизненных электронов и
нейтрино, неспособной создать какую-нибудь жизнь, не говоря уже о разумной.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Один из
участников — Чарлз Таунс, который в 1964 году вместе с Басовым и Прохоровым
получил «нобелевку» за создание лазера — сказал: «Мне кажется, за законами
мироздания скрывается разумное существо».
В итоге мы имеем огромный животный мир и в нем человека, как
один из видов, относящийся к определенным классу, семейству, типу, роду… И
тогда остается только спросить: как это животное стало таким разумным.
Осознание своей
выделенности, своей непохожести на прочих существ вполне естественно для
разумного создания: слишком уж далеко ушли люди по дороге социальной эволюции
от своих биологических братьев.
В данном случае слова «освободить экологическую нишу» означают
«быть стертым с лица планеты», поскольку экологической нишей для столь
универсального (разумного) существа был практически весь земной шар.
Недоразвитая обезьяна
Еще одна любопытная тонкость из истории нашего
происхождения… Человек не просто голая, разумная, водоплавающая, но еще и
недоразвитая обезьяна.
У людей эта унижающая функция сексуальных отношений
сохранилась в закрытых сообществах, максимально близких к животной дикости — в
тюрьмах, солдатских казармах, где животное в людях превалирует над разумным.
И до тех пор, пока мы не обнаружим еще энное количество сапиенсов
и не наберем должную статистику, мы не имеем права делать общие выводы и
строить общие гипотезы, кто и при каких условиях «может» стать разумным, а кто
«не может» и в силу каких причин.
Но разумная деятельность — это не только орудийная
активность, это еще и абстрактное мышление — оперирование непредметными
категориями, умение считать… Умеют ли животные считать.
А сейчас
неплохо бы ответить на вопрос о животных истоках искусства…
Если истоки разумной социальности (государство) берут свое
начало в животной социальности (стая), то не сможем ли мы найти у животных и
что‑нибудь такое, что можно было бы назвать бескорыстной любовью к
прекрасному.
Многие полагают, что
бескорыстная, не обусловленная биологической потребностью любовь к прекрасному
есть то, что кардинально отличает человека разумного от животных, заставляет
его творить, производить искусство.
Кажется, мысль автора была такова: человечество первым из
всех земных видов преодолело планку разумности и прошло по лестнице развития
мозга дальше всех животных.
Такой чудесный инструмент как
развитый интеллект сулил его носителю покорение всей планеты — превращение всей
Земли в одну экологическую нишу для жизни разумного создания.
В конце 1950‑х годов прошлого века исследователи
столкнулись с поразившим их фактом — в Африке, на этой прародине человечества,
2,6—1,2 млн лет назад одновременно жили несколько видов «полуразумных
полулюдей» — Australopithecus africanus, Australopithecus boisei,
Australopithecus robustus.
Мы давно уже не скачем по веткам, но биохимия в организме
осталась прежней, и потому цели организма те же — любить и быть любимыми
(потому что половое размножение), лидировать в иерархии (потому что стадное
животное), вкусно есть и сладко спать… Только у разумных животных все их
животные устремления прикрыты легким флером социальности.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Тип устройств, обладающих такими способностями возможно называть разумными, а форму накопления (сохранения) и распределения (передачи) алгоритмов – культурой, основным элементом которой изначально становится язык.
Следовательно, в отличие от характеристик устройств низших уровней (таких как адаптивность, сознательность), разумность – это сугубо социальное, системное понятие.
Если ранее тип устройства задавался «от рождения», и множественность устройств была необходима преимущественно для обеспечения вариативности алгоритмов и отбора наиболее эффективных из них, то для разумного устройства его включенность в социум является необходимым условием, определяющим его как таковое.
Фактически, само разумное поведение не отличается от адаптивного поведения устройств ранних уровней, так как в конкретный момент действия не имеет значения способ (предыстория) формирования алгоритма – генетический, сознательный или социальный.
Существенное отличие разумного устройства заключается в том, что оно может в ходе функционирования менять и дополнять набор алгоритмов, а также фиксировать новые алгоритмы вне себя.
То есть, если изменение принципов взаимодействия со средой доразумных устройств требует множества поколений, так как им доступен лишь наследственный (вертикальный, разнесенный во времени) способ передачи и сохранения алгоритмов, то на разумном уровне новые эффективные алгоритмы становятся доступны для каждого устройства практически мгновенно, по крайней мере, в течение жизни одного поколения.
Изначальная незапрограммированность разумного устройства, с одной стороны, и лавинообразный рост фиксируемых в культуре новых алгоритмов, с другой, закономерно привели к специализации устройств.
То есть в период обучения разумные устройства могут получать разные комплексы алгоритмов и, следовательно, значительно отличаться друг от друга по функционированию.
Необходимость внешней дифференциации разумных устройств является следствием, как (1) ограниченных возможностей единичных устройств воспринять весь комплекс накопленных в культуре алгоритмов, так и (2) потребностями функционирования социума как целого.
Кроме того, что различные разумные устройства, как уже отмечалось, могут обладать различными программами, они могут также активно оперировать несколькими практически независимыми программами (профессиональными и пр.
Способность к «загрузке» множества программ и к сознательному переключению с одной программы на другую в зависимости от изменившихся условий также является существенным отличием разумных устройств от сознательных.
В отличие от прикладных программ, то есть программ реализующих непосредственное функционирование разумных устройств, язык определяет, задает функционирование социума как целого.
Точно так же, как наличие надалгоритма и внутренней различенность сознательных устройств привело к переходу на новый уровень организации, так и развитие разумного социума в сторону дифференциации культуры на множество социальных программ и формирования единой надпрограммы (языка) с закономерностью приводит к возможности и необходимости нового эволюционного скачка – появлению устройств интеллектуального типа.
Интеллектуальные устройстваСущностью и результатом разумного этапа развития стало: (1) отделение алгоритмов от самих устройств, (2) интеграция алгоритмов в комплексы – программы, (3) дифференциация программ с одновременным формированием единой надпрограммы – языка.
Все это, по сути, является констатацией факта появления новой реальности, новой среды, второго пространства существования единичных разумных устройств – культуры.
Хотя разумное устройство и может фиксировать, сохранять сгенерированные им новые алгоритмы, делая их доступными для других устройств, но эта способность к производству новых алгоритмов не является его необходимой характеристикой.
В другие периоды своего функционирования, интеллектуальность устройств не проявляется в явном виде – они взаимодействует со средой исходя из имеющегося набора разумных и других адаптационных программ.
То есть, можно сказать, что интеллектуальные программы отрываются от конкретных устройств не только по своему происхождению, способам фиксации и передачи (как разумные программы), но и по своей сути, постепенно оформляясь в новые самодостаточные объекты реальности, развивающийся по своим законом (к примеру, таковыми являются религиозные, научные системы).
Индивидуальные разумные устройства, становящиеся на время интеллектуальными, лишь реализуют, подпитывают это развитие, являясь необходимым, но уже вторичными, вспомогательными элементами.
Например, разумное устройство без «загрузки в него» социальных программ является лишь сознательным устройством, а интеллектуальное устройство вне интеллектуальной деятельности (то есть вне процесса создания новых программ) является обычным разумным устройством и по своей «разумности» и даже «адаптивности» может сильно уступать другим (не интеллектуальным) устройствам (к примеру, пресловутый рассеянный профессор).
Она дает реальную возможность более продуктивного, терминологически строго обсуждать как проблемы адаптивного поведения животных и его отличия от разумной деятельности человека, так и проблемы, связанные с созданием искусственных адаптивных и интеллектуальных систем.
Тот же вопрос не может найти разумного ответа, если изменчивость,
действуя сама по себе, приводит к чисто случай 1 Телеология --
идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели,
которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами
природы.
Задавая этот вопрос,
мы вправе надеяться на разумный ответ, потому что уже получали такие ответы
довольно часто, а при достаточном усердии вопрошавших -- почти всегда.
Однако оправдан каждый вопрос, на который существует
разумный ответ, а ценность и красота любого явления природы никоим образом
не страдают, если нам удается понять, почему оно происходит именно так, а не
иначе.
Но в то же время он, как и сравнимые с ним жестко закрепленные инстинктивные
акты социального поведения, требует контроля со стороны нашей разумной,
ответственной морали.
У человека все эти командиры могут находиться на
капитанском мостике одновременно, и каждый волен высказывать свое мнение;
иногда они приходят к разумному компромиссу, который предлагает лучшее
решение проблемы, нежели единичное мнение умнейшего из них; но иногда им не
удается прийти к соглашению, и тогда корабль остается без всякого разумного
руководства.
Как впервые показал Эрих фон Хольст,
уже на уровне мельчайших мышечных сокращений несколько стимулирующих
элементов могут не только соперничать друг с другом, но -- что важнее --
за счет закономерного взаимного влияния могут создавать разумный
компромисс.
Когда молодым студентам, хорошо знающим животных, начинают преподавать
технику мотивационного анализа, они часто бывают разочарованы: трудоемкая
работа, долгие статистические расчеты в итоге приводят лишь к тому, что и
так давно уже знает каждый разумный человек, умеющий видеть и знающий своих
животных.
Право же, стоит потрудиться ради того,
чтобы доказать "незрячим", но разумным людям все то, что мы увидели;
доказать так, чтобы им пришлось поверить, чтобы каждый поверил.
Нам еще придется
подробнее говоьрить о том, о чем здесь лишь предварительно упомянем:
передаваемые традицией и привычно выполняемые табу имеют какое-то
отношение к разумной морали -- в понимании Иммануила Канта -- разве что у
вдохновенного законодателя, но никак не у его верующих последователей.
Мышечный тонус повышен, в результате возникает энергичная,
напряженная осанка, меняющая обычный контур птицы; каждое движение
производится с избыточной мощью; взлет, на который в другом состоянии
решиться трудно, влюбленному гусаку удается так, словно он не гусь, а
колибри; крошечные расстояния, которые каждый разумный гусь прошел бы
пешком, он пролетает, чтобы шумно, с триумфальным криком обрушиться возле
своей обожаемой.
Если,
скажем, каракатицы или головоногие, с одной стороны, и позвоночные, с
другой, независимо друг от друга изобрели глаза, которые построены по одному
и тому принципу линзовой камеры и в обоих случаях состоят из одних и тех же
конструктивных элементов -- линза, диафрагма, стекловидное тело и сетчатка,
-- то нет никаких разумных доводов против того, чтобы оба органа -- у
каракатиц и у позвоночных -- называть глазами, безо всяких кавычек.
Первое из них
легко устранимо у каждого разумного человека; второе, при всей его
пагубности, все же заслуживает уважения; третье понятно в свете духовной
эволюции -- и потому его можно простить, но с ним управиться, пожалуй,
труднее всего на свете.
Потому
что опасность для современного человечества происходит не столько из его
способности властвовать над физическими процессами, сколько из его
неспособности разумно направлять процессы социальные.
Если, с другой стороны,
человечество в бессилии останавливается перед патологическим разложением
своих социальных структур, если оно -- с атомным оружием в руках -- в
социальном плане не умеет себя вести более разумно, нежели любой животный
вид, -- это в значительной степени обусловлено тем обстоятельством, что
собственное поведение высокомерно переоценивается и, как следствие,
исключается из числа природных явлений, которые можно изучать.
На наше счастье, это не так, потому что из абстрактного мышления
вырастает и та разумная ответственность человека, на которой только и
основана надежда управиться с постоянно растущими опасностями.
Однако если нужно
оценить самого человека -- например, при выборе друзей, -- с той же
очевидностью предпочтение отдается тому, чье дружеское расположение
определяется вовсе не разумными соображениями -- как бы высокоморальны они
ни были, -- а исключительно чувством теплой естественной склонности.
В
самом слове "рассудок" этимологически заключена способность "судить",
"входить в соглашение", иными словами -- существование высоко ценимых
социальных связей между всеми разумными существами.
Кант и сам не
верил, что человек удерживается от каких-либо действий, к которым его
побуждают естественные склонности, чисто разумным пониманием логического
противоречия в нормах его поступков.
Если бы мы были нигилистами типа Мефистофеля и считали бы, что "нет в мире
вещи, стоящей пощады", -- мы могли бы нажать пусковую кнопку водородной
бомбы, и это никак бы не противоречило нормам нашего разумного поведения.
Человек,
избавленный от всего так сказать "животного", лишенный подсознательных
стремлений, человек как чисто разумное существо был бы отнюдь не ангелом,
скорее наоборот.
"
-- то все поведение, в том числе и инстинктивное, окажется в высшей степени
разумным; при условии, что оно выполняет задачи сохранения вида, ради
которых было создано Великими Конструкторами эволюции.
Третья мера, за которую можно и должно браться сразу же, чтобы
предотвратить пагубные проявления одного из благороднейших человеческих
инстинктов, -- это разумное и критическое овладение реакцией воодушевления,
о которой мы говорили в предыдущей главе.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Но то, что стая - не разрознена, а способна действовать сообща, по-видимому, превышает негативные моменты личного (или группового) лидерства настолько, что и сегодня лидеры целых стран зачастую - далеко не блещут разумностью.
В первую очередь отметим, что человек – существо разумное, и это обстоятельство предполагает некие принципиальные различия в социальном поведении людей и животных.
Дать четкий ответ на вопрос, когда хомо стал сапиенсом, мы не можем, но можно привязать эту "дату" к некому значимому событию, в результате которого "теоретическое" превосходство разумного существа перед неразумным дало некий ощутимый практический результат.
Это значит, что такое понятие, как "опасность", для разумного существа не имеет под собой никаких объективных оснований, то есть эти "основания" всегда субъективны.
"В первую очередь отметим, что человек – существо разумное, и это обстоятельство предполагает некие принципиальные различия в социальном поведении людей и животных.
Это значит, что такое понятие, как "опасность", для разумного существа не имеет под собой никаких объективных оснований, то есть эти "основания" всегда субъективны.
« Сообщение №14858, от Август 02, 2009, 12:56:19 PM»
"В первую очередь отметим, что человек – существо разумное, и это обстоятельство предполагает некие принципиальные различия в социальном поведении людей и животных.
« Сообщение №14863, от Август 02, 2009, 09:01:14 PM»
Нан :Тут - самое главное - четко определить: что такое существо разумное и почему животные - неразумные.
Поэтому я привязал его появление к некому реальному событию, в результате которого "теоретическое" превосходство разумного существа перед неразумным дало некий ощутимый практический результат… вы, возможно предпочли бы другой вариант – не суть … …но запросто прыгают в цирке через пылающий обруч утверждение явно построено на личных, не исследованных хотя бы по литературе, представлениях или сказках про маугли А ты говоришь, суть.
А ты, говоришь, что мне нужно перечитать гору литературы для того, чтобы иметь основания утверждать о том, что на планете Земля, кроме человека, нет других разумных существ, которые умеют разводить костер.
Чтобы не быть голословным, берем мое высказывание, и задаемся целью найти в нем какую-ту "неопределенку" : такое понятие, как "опасность", для разумного существа не имеет под собой никаких объективных оснований Применяя к нему мое определение разума, получаем следующее :Если это существо разумное, значит оно имеет некоторые преимущества перед животными, исключающие объективные основания для опасности.
""такое понятие, как "опасность", для разумного существа не имеет под собой никаких объективных оснований ""Речь ведь идет о разуме, которому я здесь даю четкую и недвусмысленную интерпретацию : это то, дает человеку некие преимущества перед животными.
По мере накопления фактов о сложности и
целесообразности поведения самых разных животных росло стремление не
только преувеличивать их разумность, но и приписывать им чисто
человеческие свойства — сознание, волю, любовь, злобу и т.
Вторую категорию
явлений называли «разумом», но этим термином обозначали не собственно
разумные поступки (как в настоящее время), а любые формы индивидуальной
пластичности поведения, в том числе и те, которые обеспечиваются обучением
(тенденция сводить понятие «разум животных» к более простым процессам
отчасти сохраняется и по сей день).
Оценивая удивительные по «целесообразности» и
«разумности» Действия животных, например постройку хаток бобрами, он
указывал, что такие действия совершаются не целенаправленно, а как
проявление сложного инстинкта, в «котором все слепо, необходимо и
неизменно; тогда как в уме все подлежит выбору, условию и
изменяемости».
Роменса при всей своей
неоднозначности представляла собой первую попытку обобщить факты разумного
поведения животных и прочно привлекла внимание к этой проблеме.
Он
утверждал, что «разумные» способности есть только у животных, обладающих
корой, хотя уже в то время были известны многочисленные факты успешного
обучения разных видов беспозвоночных животных.
Инстинкты, по Вагнеру,
имеют последовательные возрастные стадии, которые сменяют друг друга,
тогда как «разумные» способности развиваются постепенно.
Биопсихологический критерий оценивает
возможность животного выбирать, какое из действий совершить: «разумные
действия» отождествляются с таким выбором (в противоположность жесткости
инстинктивных движений).
4) первые экспериментальные доказательства того, что
индивидуально-приспособительная деятельность животных не ограничивается
только способностью к обучению и включает также элементы разумных решений.
нужно было доказать, что обезьяны разумны и приближаются по
разумности к человеку, — не то что собаки», тогда как поведение шимпанзе
есть не что иное, как «.
Кроме того, знание полного репертуара поведенческих актов данного
вида позволяло, в соответствии с «каноном Ллойда-Моргана», отбросить те
случаи, которые ошибочно расценивались как «разумные», а на самом деле
были отражением некой «готовой» программы, ранее не известной наблюдателю.
Северцов дает схематическую классификацию
возможных путей изменения приспособленности животных к меняющейся
окружающей среде:
♦
наследственные приспособления к очень медленным изменениям среды:
наследственные изменения строения;
наследственные изменения поведения без
изменения строения (рефлексы и инстинкты);
♦
ненаследственные приспособления к сравнительно быстрым изменениям
среды:
структурно-функциональные изменения;
изменения поведения животных «разумного
типа».
В то же время, как отмечает
Северцов, у высших позвоночных животных широко распространены действия,
которые он обозначает условным термином «разумные».
У более
высокоорганизованных животных эта категория поведения «сильно усложняется,
приближаясь к действиям, которые у человека обозначаются как произвольные
и разумные».
С биологической точки зрения, пишет Северцов, —
этот фактор («разумное поведение») чрезвычайно важен, поскольку он очень
сильно повышает пластичность животных по отношению к быстрым изменениям
среды.
Отметим,
однако, что под «разумным поведением» при этом имеется в виду все-таки не
рассудочная деятельность, в ее современном понимании, а некий конгломерат
способностей к ассоциативному обучению и когнитивных способностей в более
широком смысле.
Из постулата об эволюции способностей к
«разумным» действиям логически следует и гипотеза автора о том, что
животные с высоким уровнем организации психики, существующие в своей
«повседневной жизни» в стабильных, стандартных условиях, не реализуют всех
«психических возможностей», на которые они потенциально способны.
Интеллект человека— это общая познавательная
(когнитивная) способность, определяющая готовность к усвоению и
использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных
ситуациях (см.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Иногда эти
наследственные программы видового поведения являются на
столько сложными, что создают впечатление разумных видов
приспособления животных к окружающей среде; поэтому у
некоторых исследователей возникла тенденция толковать их
как разумные интеллектуальные формы поведения животных и
приписывать таким животным разум, близкий к
человеческому.
Интересно, что еще Дарвин, этот
тончайший наблюдатель, анализируя такое поведение,
пришел к мысли, что и у червя наблюдается разумная форма
поведения, в основе которой, видимо, стоит
соответствующий <расчет>, делающий это поведение
самым целесообразным.
Естественно, что такое предположение вряд ли может
показаться убедительным: при такой простой нервной
системе, о которой шла речь, вряд ли можно думать о
каких либо аналогах сложного процесса восприятия и тем
более - сложного разумного поведения.
Таким образом, целесообразное поведение
червя, втягивающего лист в норку именно за верхний
конец, ничего общего не имеет ни с восприятием формы, ни
с разумными расчетами червя.
Вы видите,
сколько остроумия пришлось проявить исследователям,
чтобы отвести неправильное предположение о сложной
<разумной> деятельности червя и чтобы свести ее к
гораздо более простым и понятным формам.
Вот эти
сложные наследственно заложенные формы поведения,
одинаковые у всех представителей данного вида, с
которыми животные рождаются, но которые являются очень
сложными, а иногда производят впечатление разумных, и
называются инстинктами.
Я привел только несколько примеров
сложнейшей деятельности относительно простых животных -
насекомых, которые создают впечатление кажущей
разумности их поведения.
Если инстинктивные формы
поведения возникают в результате сложного анализа
окружающей обстановки и соответствующей синтетической
работы - они приближаются к разумным формам психической
деятельности; если же инстинктивные формы поведения
осуществляются по наследственно закрепленным программам,
но вызываются к жизни относительно простыми сигналами,
которые служат лишь толчком к реализации сложных
программ - то такое поведение по своему типу
приближается к рефлекторному, и разница заключается
только в том, что в простых рефлексах ответы носят
относительно простой характер (выделение слюны,
вздрагивание мышцы), а в интересующем нас случае ответом
является целая программа, которая включается тогда,
когда появляется известный сигнал.
Значит механизм этого инстинкта заключается
в реакции на признак блеска, а вовсе не в разумной
деятельности или расчете, в результате которого и
возникает эта программа поведения.
Все эти положения дают возможность
ответить и на второй важный вопрос - на вопрос о том,
чем отличаются инстинктивные формы поведения от разумных
форм.
Обнаруживают ли инстинктивные формы поведения такую же
изменчивость и пластичность, как и разумные формы
поведения.
Наблюдения позволяют ответить на этот
вопрос и обнаружить глубокое отличие инстинктивного
поведения от разумного.
Именно этим инстинктивные формы поведения
животных отличаются от разумных форм поведения, которые
меняются в соответствии с изменившимися условиями.
Существенно, что врожденные программы
поведения настолько хорошо приспособлены для постоянных,
мало изменчивых условий, что они могут создавать
впечатление разумных форм поведения; однако они
оказываются совершенно неадекватными для быстро
меняющихся условий жизни.
Этим они отличаются от
разумных форм поведения высших животных и человека, как
и от тех индивидуально - изменчивых форм поведения,
которые складываются на высших этапах развития животного
мира и которые постепенно начинают занимать ведущее
место.
Это поведение уже является типом разумного
поведения, которое резко отличается как от
инстинктивного, так и обычных, более элементарных форм
индивидуально - изменчивого поведения.
Он прослеживал, что вырабатывается
это, казалось бы разумное поведение, при котором
животное нажимает на рычаг и открывает дверь, и пытался
объяснить это условно - рефлекторными механизмами.
Все это может создать впечатление, что
грани между животными и человеком стираются, и животные
могут обеспечивать такие сложные формы интеллектуального
поведения, которые начинают быть очень похожими на
сложные интеллектуальные, разумные формы поведения
человека.
Если человек в моем первом примере не
возьмет с собой плащ или пальто и отправится на прогулку
поздней осенью налегке, его поведение будет неразумным,
несознательным, несвободным потому, что он подчиняется
непосредственному впечатлению.
Если он сделает обратное,
его поведение будет сознательным, разумным и свободным,
то есть будет абстрагироваться от непосредственного
впечатления.
А если человек воздержится от этого и,
несмотря, на то, что он испытывает величайшую
потребность выпить воды из этого водоема, все - таки не
выпьет, его поведение будет сознательным, разумным и
свободным, ибо оно исходит из познанной необходимости.
Но
еще не так давно вопрос о том, откуда развился язык,
считался относящим к мировым загадкам, собственно, не
получившим никакого разумного ответа.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Хотя ни один
разумный ученый не сомневается в том, что естественный отбор может создавать в
высшей степени функциональный дизайн, ясно и то, что превосходное инженерное
решение никак не гарантировано.
В этом отношении кто-то может счесть, что
рассуждающая система напоминает Верховный суд: его решения не всегда могут казаться
здравыми, но намерения по крайней мере всегда благоразумные.
Чтобы увидеть, почему некоторые из наших решений кажутся
разумными, а другие – совершенно идиотскими, мы должны понять, как наша
способность делать выбор эволюционировала.
Поскольку труд
ехать через город в обоих случаях одинаков и денежное выражение то же самое,
нет никакой разумной причины считать, что в одном случае это имеет смысл, а в
другом – нет.
Искушение ближайшим результатом – далеко не единственный
пример, многие алкоголики знают, что постоянное пьянство разрушает их, но
предвкушаемое удовольствие от выпивки в данный момент часто оказывается
достаточным для того, чтобы отказаться от разумного выбора.
Нравственный
шок вызывается разрывом между нашей наследственной системой, которая в целом
особенно не анализирует детали, и разумной системой, которая последовательно
анализирует явления.
Со
времен мистика XII столетия Хильдегарды Бингенской, если не раньше, некоторые
отважные люди пытались как-то решить эту проблему и создать более разумный язык
с нуля.
)[51] Более разумные доводы, с моей
точки зрения, в том, что гомосексуальность, как и другая форма сексуальности,
являет собой пример системы удовольствия, настроенной эволюцией расширительно
(на близость и контакты), а не узко сфокусированной (на
воспроизводстве), и предназначена для функции, отличной от той, к которой была
приспособлена.
Пока люди с отклонениями воспроизводятся в разумных пропорциях,
разрушительные генетические варианты могут и будут сохраняться в видах,
независимо от того, что они покидают своих носителей, сопровождаясь
эмоциональными страданиями.
Ни один из аспектов
человеческой психологии не мог быть создан грамотным дизайнером, напротив,
единственный разумный способ определить их – это назвать остатками, пережитками
прошлого, отходами эволюции.
[67]
Иногда пренебрежительно говорят, что эволюция – это «просто теория», но это
утверждение справедливо лишь в формальном смысле слова теория (то есть
эволюция объясняет данные), но не в смысле, что это идея, относительно которой
есть разумные сомнения.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Во-первых, он
извинится перед аудиторией за то, что не будет в споре с вами пользоваться
такими аргументами, как существование бога, истинность священного писания,
отвратительность самой мысли, что разумный человек происходит от вонючих,
хитрых, презренных кривляк, и тому подобное.
Дарвин в мистическое чудо, создавшее человека, не верит,- но в одном
письме признается:
«Никак не могу
взирать на эту чудесную Вселенную и особенно на природу человека и
довольствоваться заключением, что все это — результат неразумной силы».
Единственная несколько примитивная черта черепа — довольно большая толщина его
костей (10 миллиметров), однако это обстоятельство мало что меняло, поскольку и
в наши дни можно иногда встретить вполне разумных людей с такими же костями.
Тогда-то над
клыком был произнесен приговор: никогда, ни при каких обстоятельствах он не мог
быть доведен до такого состояния, находясь во рту, но легко и при известных
обстоятельствах мог быть доведен до такого состояния, находясь в руках разумного
существа, особенно если в тех же руках оказался напильник.
Человек разумный, то есть мы с вами, неандертальцы, синантропы,
питекантропы — вот люди (среди них, как видим, также и обезьянолюди; нет-нет да
и раздаются голоса, что они вроде бы и не люди).
В конце концов всякое вымирание вида трагично, но
никогда еще не вымирал вид столь совершенный, который, возможно, при иных
обстоятельствах, не торопясь, сделался бы человеком разумным.
Вскоре
последовали десятки открытий кроманьонских скелетов и стоянок по всей Западной
Европе и Северной Африке, и древний «человек разумный» предстал во всем блеске и
великолепии.
Люди Табун и им подобные становятся все больше похожи на
кроманьонцев, во-первых, потому, что, смешиваясь с другими прогрессивными
группами, они суммировали все лучшее, разумное; во-вторых, благодаря собственным
заслугам — работе рук и мозга.
Довольно широко известны замечания нескольких выдающихся
физиков: «Новая гипотеза слишком разумна, чтобы быть правильной»; «Отличная, но,
к сожалению, не слишком идиотская идея».
Если сделать
крайне маловероятное допущение, что на Земле сейчас живут потомки одного из
первых грамотеев — египетского писца (около 3000 года до нашей эры), причем все
члены семьи всегда были грамотны, то даже в этом случае представитель самой
культурной династии на планете мог бы хвалиться, что лишь 12—15 процентов его
«разумных» предков знали грамоту, а 85—88 — не знали.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Во многих отчетах испытуемые
рассказывали о встречах с "покойными" друзьями и членами семьи, а
также иными формами разумной энергии, в существование которых представители
большей части культурных слоев Америки просто не верят.
Как и все люди, мы были одержимы надеждой на то, что там,
среди миллиардов звезд, существует разумная жизнь, которую мы смогли бы
воспринимать физически.
Почти
всякий раз, когда один из Разведчиков переходил во внетелесное состояние или
просто глубоко погружался в "Точку 12", он встречал разумных существ,
в той или иной мере проявлявших готовность к общению — и вступавших в него.
Все мы изучаем новое, растем и
развиваемся, становимся чем-то большим, учимся на собственном опыте, на деле, и
при этом неуклонно приближаемся к пониманию собственного бытия, становимся
частицей своего творца, этого сверхразумного сновидящего, если угодно — высшей
силы.
Совокупность моих личных переживаний, опыта всех сотрудников лаборатории и
тысяч участников программы "Открытые врата" указывает на то, что все
прочие разумные существа, населяющие как материальную Вселенную, так и прочие
энергетические миры, пользуются совершенно не связанной с языком формой
общения.
Я убежден,
что другие разумные виды будут скорее сбиты с толку, чем восхищены тем фактом,
что в попытках получить электромагнитные сигналы от инопланетян мы тратим
миллионы на огромные радиотелескопы.
Я нежно назвал их Разумниками, то
есть "представителями разумной расы" — помимо прочего, это
подразумевает, что к человечеству такое определение относится лишь отчасти.
Любопытным дополнением стали более поздние опыты, когда
Разведчики из нашей лаборатории знакомились и вступали в общение с разумными
существами, которым удалось освоить использование слов.
Оно может
принести человеческому сознанию очень редкую способность быстро слиться в
единую разумную энергетическую систему, выходящую далеко за пределы иллюзии
пространства-времени, творческую, созидательную, обучающую тому, на что
способны только выпускники, полностью прошедшие человеческую школу).
Следовательно: "природа создала разумное существо, чтобы оно постигало себя и ту природу, что его создала" и в результате этой деятельности было создано принципиально новое разумное существо, поскольку возможности старого существа ограничены, а развитие разума как такового видимо нет.
Не исключено что наш вид жизни в какойто момент перегнал другой разумный вид жизни менее совершенный и его или истребил или тот сам деградировал и мы не первые и не последнии носители разумности на планете.
« Сообщение №11722, от Август 20, 2008, 07:04:24 PM»
" разумное существо по видимому состоит из двух составляющих, это само существо и разум которым оно владеет"разум и существо - одно неделимое целое.
Способность анализировать и реализовывать некоторую группу конструкций материального мира (винду например) присуща человеку в большей мере чем кому либо и является разумностью.
А материальный объект сконструированный посредством разумности является разумом и может быть материальным носителем разумности (в данном случаи человеком) - осмыслен.
Другое доказательство эволюционного развития глаза,
как отмечает Шермер, — изъяны в его «конструкции»:
На самом деле анатомия человеческого
глаза свидетельствует о чем угодно, только не о «разумности» его конструкции.
Хотя некоторые исследователи эволюции склонны
думать, что ее безжалостная черепашья поступь «вела» к разумной жизни в нашем
лице, Гулд открещивался от таких представлений.
Кроме того,
поскольку ислам благоразумно воздержался от создания папского престола с
неограниченными полномочиями (отсюда изобилие конкурирующих фетв от
конкурирующих авторитетов), никто не может приказать мусульманам перестать
верить в былую догму.
Не в природе
людей любить других, как самих себя: они попросту не способны на это (и любому
разумному «создателю», изучавшему собственные творения, это должно быть
предельно ясно).
Уголовник и
злостный неплательщик налогов Мун Сон Мен, бессменный глава «Церкви
Объединения» и видный спонсор американских крайне правых, является одним из
покровителей шайки «разумного замысла».
Учитывая террор против науки в первые столетия после
воцарения христианства (Августин полагал, что языческие боги существуют на
самом деле, но являются демонами, а Земле меньше шести тысяч лет), когда
благоразумные люди на словах всегда платили дань религии, неудивительно, что
возрождавшаяся философия нередко говорила обманчиво набожным языком.
Спиноза сменил свое еврейское имя на Бенедикта, на двадцать
лет пережил амстердамскую анафему и умер смертью настоящего стоика, до самого
конца не оставляя спокойных, разумных бесед.
Даже Декарт, во многом конформист, благоразумно живший в
более свободной атмосфере Нидерландов, предложил такие лаконичные слова для
своего надгробия:
«Хорошо жил тот, кто хорошо прятался».
Охрипшие от крика пропагандисты «разумного замысла» тем
временем собирались осаждать попечительский совет очередной школы, требуя,
чтобы детям преподавали вздор.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Ни один ученый, достойный
этого имени, не считает гипотезу доказанной, пока не доказано — с исключением
всякого разумного сомнения,— что она является единственно возможным объяснением
исследуемого явления.
“А этот бесконечный
прогресс возможен только при предположении существования, продолжающегося в
бесконечность, и личности разумного существа (что и называют бессмертием души).
“Если мы
предположим,— говорит он,— ради иллюстрации, что есть разумное существо,
обладающее всей властью, то не может быть в соответствии со всей волей такого
существа, что его создания будут неспособны обеспечить счастье, которого требует
их природа и которого их повиновение нравственному закону делает их достойными”.
Иными словами, только разумный и
всемогущий бог является достаточной “причиной”, гарантирующей “действие”,
достойное бессмертия; поэтому такой бог существует.
Его небеса, если они могут
быть так названы, сводятся к туманному “бесконечному прогрессу” разумного
существа “по направлению к совершенной гармонии с нравственным законом”.
Доктор Фосдик красноречиво резюмирует в подобном же духе:
“Необходимость личной непрерывности, для того чтобы человеческая жизнь была
разумной, может быть, становится всего яснее, когда мы видим, по существу,
безграничные возможности, заключающиеся.
Аргумент от ценности
является поистине самой сущностью постановки вопроса Кантом, который так
настаивал на ценности и нравственном достоинстве индивидуального разумного
существа — человека.
Доктор Фалконер доходит до того,
что утверждает — на основе предположения,— что смерть кладет конец всему: “Чем
больше ценностей приобретает человеческий род, тем более неразумной становится
вселенная” (Falconer R.
В связи со всем этим кажутся чрезвычайно разумными замечания
английского романиста Сомерсета Моэма, который пишет: “Чтобы проверить силу
доказательства, на основании которого вы принимаете ту или иную теорию, полезно
спросить себя, удовольствовались ли бы вы одинаково вескими доводами, решаясь на
сколько-нибудь серьезный практический шаг.
И не
будет более разумным верить, что одно лишь существование высокого и благородного
желания означает его необходимое осуществление, чем верить, что одно лишь
существование низкого и грубого желания означает его осуществление.
Это
означает, что среди изначальных метафизических аспектов существования, среди
характерных черт космоса вообще должны иметься доброта, справедливость,
разумность, целесообразность и тому подобное вместо существующих или
потенциальных атрибутов природы в ее какой-то относительной
способности.
Ведь разумная свобода в мире,
в котором время является реальным, означает постоянное и необратимое исключение
некоторых возможностей и определенный выбор других.
то становится ясно:
если вечность личности необходима, чтобы человеческая жизнь, которая является
самой важной частью вселенной, была разумной, то мы будем располагать
доказательством бессмертия” (Fosdick Н.
Но разумность и неразумность являются,
собственно, понятиями соотносительными, которые получают свое значение и
существование друг от друга; поэтому логически невозможно придавать разумности
метафизический статус, не поступая так же с неразумностью.
Далее, ясно, что наши
современные имморталисты смешивают понятия разумности и восприимчивости для
разума, рациональность и доступность для понимания, рассудок и доступность для
рассудка.
Признание, что вселенная доступна для рассудка, то есть открыта для
интеллектуального анализа, вовсе не является гарантией того, что она рассудочна;
тот факт, что она, или по меньшей мере значительная часть ее, доступна для
понимания со стороны человеческого ума, вовсе не означает, что она сама
рациональна; и признание, что она поддается анализу разума, действующего через
посредство методов науки, вовсе не означает, что она обладает
разумностью.
Метафизика
имморталистов, может быть, покажется более простой, если мы осознаем, что она
требует ни больше ни меньше, как доброго, разумного и целеустремленного бога.
Когда основывались на таких
предпосылках, не казалось неразумным считать, что человек как высшее из земных
созданий — любимец вселенной и что главная цель бога во всем творении
заключалась в спасении и совершенствовании индивидуальных человеческих
существ.
И не будет
неразумным предположить, что и в других местах обширного Космоса могут
существовать создания столь же высокого порядка, как люди, или даже гораздо
более высокого порядка.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Представим
себе шкалу качеств отношения к полученным сведениям, на одном конце которой
будет недоверие (отрицательное доверие), посередине - сбалансированный, "разумный"
скептицизм, а с другого края - безусловное доверие - вера.
(Что представляет
собой доверие, вера в отличие от разумной уверенности в том, что уже самим
испытано, какими механизмами психики это обусловлено - подробно описывается в
статье Доверие,
уверенность, вера).
опытом, оцененным по результатам реально испытанного варианта
поведения, а не субъективного предположения, еще нуждающегося в такой проверке
(что еще пока не относится к разумному, а может привести к безумию) - для того,
чтобы в текущей специфике схожих условий уточнить, скорректировать жизненный
опыт (см.
Таким
образом, разумный скептицизм является эмоциональным контекстом оптимального
познания, в отличие от таких порочных как контекст активного неприятия
или контекст веры.
Я готов допустить
любой хорошо обоснованный результат науки не как несомненную истину, но как
достаточно вероятную для того, чтобы стать основанием разумного действия.
Я верю, что в каждом из нас есть некая энергия, которая должна
найти выход не в разумных действиях, но, может быть, в искусстве страстной
любви или страстной ненависти, по обстоятельствам.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
% от общего объема воспринимаемого
Знакомое Подобное Неизвестное
Конфигурация (вид или форма) 20,6 44,4 35,0
Структура 24,8 43,9 31,3
Компоненты 17,4 32,2 50,4
Одушевленное
Разумное 65,4 75,7 30,7
Дочеловеческое 7,1 1,3 8,7
Искусственно созданное 27,6 23,0 17,4
Неизвестное – – 43,2
Неодушевленное 21,1 46,2 32,7
Абстрактное 62,1 62,2 81,8
Искусственно созданное 37,9 37,8 18,2
Событие/действие
Наблюдаемое с участием 25,7 18,9 55,4
экспериментатора 39,0 19,2 41,8
Аналогичное – 80,4 19,6
На основе данной сводки можно сделать вывод о том, что в
большинстве случаев во Втором Теле приходится иметь дело с разумными существами
гумановдного типа, действующими в привычной нам или похожей на нашу обстановке
и пользующимися предметами, поддающимися узнаванию.
По мере того как разумные формы жизни развиваются в общества
и цивилизации, сами собой формируются понимание и навыки обращения с прочими
доступными данной жизни силами.
Вероятно, на этой ступени своего развития
общество впервые вступает в разумный контакт с обществами, населяющими другие
планеты, а также с обитателями нефизических миров.
Нормы, в соответствии с которыми происходит развитие и
распространение разумной жизни, оказываются сложнейшим образом связанными с
правилами и законами энергии и выполняются неукоснительно.
Постоянный
пси-мониторинг плюс информация от нематериальных разумных существ позволили
сделать вывод, что данное общество неожиданным образом вступило в ядерную
эпоху, оставаясь при этом на биохимической стадии развития.
Это была безличная, холодная разумная сила,
без намека на столь почитаемые нами чувства любви и сострадания, и вместе с
тем, возможно, то было всемогущество, именуемое нами Богом.
Правда, использование такой власти, возможно, контролируется
и управляется одушевленными, разумными или безличными, регуляторами,
препятствующими неконструктивному вмешательству в данную сферу.
Все заставляет нас думать, что конец света на подходе, и мы заново учимся разумному существованию в новом мире - мире больших человеческих масс, ядерной энергии, электронного мозга и межпланетных ракет.
В конце 1959 года в Корнельском университете (США) были учреждены лаборатории под руководством профессоров Коччиони и Моррисона, пионеров дальней космической связи, - там ищут послания, возможно направляемые нам другими разумными существами.
В еще большей мере, чем посадка ракет на ближайшие планеты, контакт людей с разумными существами, обладающими иной психикой, может стать самым потрясающим событием в истории человечества.
По мнению Голда, через миллиард лет на планете могут появиться достаточно разумные существа, чтобы суметь отправиться дальше в космос, посещая плодородные, но девственные планеты, и, в свою очередь, оплодотворяя их.
" Обескураживающая мысль о том, что разумное человечество, вероятно, не одиноко во Вселенной, соединяется с мыслью, что мы способны посещать иные, отличные от нашего миры, понимать их законы, путешествовать и, некоторым образом, работать по ту сторону зеркала.
Но при этом все заставляет нас думать, что обстоятельства быстро изменятся, что движение больших масс, колоссальное давление открытий и техники, движение идей в подлинно решающих сферах, контакт с внеземными разумными существами - все это сметет ветхие принципы, парализующие общественную жизнь, и человек, обратившийся к самому себе в конце этого пути от отчуждения до бунта, потом от бунта до всеобщей связи, почувствует, как в нем самом растет эта "новая душа", о которой говорит Тейяр де Шарден, и откроет свободу - эту "власть быть причиной", связывающую бытие и деяние.
Все заставляет думать, что человек для установления связи со своими самыми высшими силами должен ввести в игру серию импульсов, по крайней мере таких же сложных, таких же тонких и таких же чуждых всему тому, что обычно определяет его "разумные" действия.
Прежде чем подойти к этой теме, следует заметить, что лихорадочный скачок умственного развития, констатируемый у детей, влечет за собою простую практическую, разумную мысль о постепенном улучшении человеческой породы посредством техники.
Можно вообразить ультрачеловека, новую ступень жизни на планете как рациональное существо, а не только разумное, - существо, обладающее постоянным объективным умом, принимающим решение только после ясного, полного изучения массы информации и своих возможностей.
Опыты с транквилизаторами, с лизергиновой кислотой (ЛСД) и ее производными показали, что достаточно будет очень слабого следа некоторых органических составов, еще не известных нам, чтобы защитить нас от излишней уязвимости низшей нервной системы и таким образом позволить нам во всех случаях проявлять объективную разумность.
Пять лет размышлений и работы с Жаком Бержье принесли мне только одно: желание сохранить свой ум в состоянии удивления и доверия по отношению ко всем формам жизни и всем следам разумного в живом.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
ТЕКСТ ТРЕТЬЕГО ОБРАЩЕНИЯ КОНК разумным жителям Земли, к расе, именующей себя Человечеством,обращается Коалиционный отряд наблюдателей, в дальнейшем именующий себяКОH.
Внастоящее время в вашей Галактике насчитывается около 220000 разумныхрас, уже вступивших в Коалицию, и около 1000 разумных рас,рассматривающих вопрос о вступлении, в том числе и вы.
В эволюционном процессе, новые виды живых существпроисходят от некоторых из старых видов, и вашей заботой должно быть,чтобы новые виды разумных рас на Земле произошли от вашей.
Вашему мышлению также свойственны поиски логичности, но наэтом и кончается сходство вашего мышления с мышлением, свойственнымподавляющему большинству разумных рас, входящих в Коалицию.
Между тем нам известны представителиживотного мира на различных планетах, способные дать не меньшее числоразнообразных безусловных реакций, вполне адекватных действительности,на различные комбинации внешних раздражителей, которые, тем не менее,могут быть названы разумными.
По-видимому, правильнее было бысчитать Человечество не разумной, а потенциально разумной расой,поскольку ограниченность мышления все же не является у вас врожденной.
Как показывает пример многочисленных разумных рас,наиболее соответствует требованиям успешного познания природыперестройка логического фундамента по приводимой схеме.
Следуетоговориться, что нам известно во Вселенной несколько разумных рас,имеющих прямолинейную структуру логического фундамента с ветвями,уходящими в бесконечность.
Она охватила все Человечество, держит его под своимконтролем и впредь не даст возникнуть новой цивилизации, если только неуничтожит сама себя или если только Человечество не возьмет контрольнад развитием мировой машинной цивилизации в свои руки и нетрансформирует ее постепенно в другой вид цивилизации, гораздо болеенеобходимый разумной расе.
Одним из важнейших признаков для систематизации расы, какразумной, является то, что каждый ее представитель превыше всего ставитдеятельность коллективизированного разума.
Хаотические флуктуации в движении мысли разумного обществанеобходимы, чтобы после исторического отсева непременно нашлись зигзагидвижения мысли, соответствующие зигзагам изменения объективной картиныбытия.
Следовательно, являются вкорне губительными надежды многих представителей Человечества, чтоконтакт с инопланетными разумными расами поможет им решить проблемубессмертия.
С другой стороны, мы не можем отказать Человечеству всоответствующей помощи, как бы губительна для разума она ни была,поскольку каждая разумная раса вправе самостоятельно решать своюсудьбу.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Список
проблем, весьма насущных в том смысле, что неправильное их решение уже сейчас
реально угрожает жизни на Земле (разумной, во всяком случае), а с течением
времени эта угроза растет, как по причине экспоненциального роста населения,
так и увеличения нравственного хаоса, можно продолжать и продолжать… И никакой
прагматизм не может помочь в ответах на них.
С чисто
прагматической точки зрения задачи науки можно сформулировать в виде изучения
законов природы с намерением их дальнейшего использования в общечеловеческих
разумных целях.
Поэтому уже сам факт
наличия феноменов нравственного чувства, совести, позволяющих уверенно
оценивать некоторые человеческие поступки как бесспорное Зло, с подлинно
научной точки зрения, говорит о наличии предназначения, по крайней мере,
разумной жизни.
Мы уже
говорили о том, насколько это нелепо, неразумно и ненаучно по существу, и
сейчас я хочу лишь показать, как это противоречит самой прагматической точке
зрения, породившей подобный взгляд.
Проверка людей-Х
Тестирование мировоззрения
Тест уровеня разумности
Тестирование нейро-знаний
Быдло или не быдло.
Остальные страницы в количестве 1406 со вхождениями слова «разумный» смотрите здесь.
Дата публикации: 2020-08-22
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.