Гайдукевич, С.Е. Стимулируем зрительное восприятие ребенка с нарушениями зрения / С. Е. Гайдукевич // Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения младенческого и раннего возраста: метод. рек. для педагогов и родителей. – Детский фонд ООН UNICEF, 2007. – С. 13–23.
Диагностированное врачом нарушение зрения не означает, что зрительное восприятие исключаетcя из жизнедеятельности ребенка. Наоборот, родителям необходимо помнить: остаточное зрение малыша обязательно нужно использовать и развивать. Развитие остаточного зрения — это работа, которая требует дополнительных знаний, но может выполняться родителями без особых усилий сначала под руководством специалистов, а затем и самостоятельно.
Развитие остаточного зрения в раннем возрасте включает в себя зрительную стимуляцию и зрительную подготовку. Зрительная стимуляция обеспечивает появление и закрепление реакции на зрительный стимул (свет, яркий объект, лицо человека и др.). Зрительная подготовка способствует формированию основных зрительных навыков, а также опыта зрительного поведения.
Зрение новорожденного очень несовершенно, он имеет слабую фиксацию, ограниченную способность различать цвет, ограниченное поле зрения и остроту. За первые шесть месяцев жизни оно значительно продвигается в своем развитии. На первом месяце жизни малыш способен фиксировать взгляд на лице взрослого, следит за медленно движущейся игрушкой, щурится от вспышки яркого света. В два месяца он уже фиксирует взгляд на игрушке, может прослеживать ее движения (как по вертикали, так и по горизонтали), различает красный и желтый цвет. В три месяца у ребенка появляется координация движений глаз, он способен быстро найти зрительный стимул, интересуется лицами, проявляет зрительное внимание, начинает соотносить зрительный стимул и событие (например, бутылочка — кормление). В четыре месяца малыш проявляет интерес к собственным рукам (у него развивается координация рука — глаз), может перемещать пристальный взгляд и реагировать улыбкой на знакомое лицо, способен прослеживать за объектом, движущимся горизонтально, вертикально и по кругу. В пять месяцев он может смотреть на объект, находящийся у него в руках (развивается координация глаз – рука), легко перемещает взгляд с близкого расстояния на далекое, может рассматривать объекты на близком расстоянии. В шесть месяцев ребенок узнает и дифференцирует лица, может дотягиваться и хватать зрительные стимулы (движения рук контролируются зрением), начинает интересоваться объектами, попадающими в поле зрения, обычно фиксирует, где появился новый объект. Острота его зрения близка к остроте зрения взрослых, он использует все 180 градусов поля зрения.
В первые месяцы жизни ребенка с нарушениями зрения основная роль отводится зрительной стимуляции, ее цель — вызвать реакцию на зрительный стимул и закрепить, используя различные раздражители. Работу с ребенком начинают в 4—5 недель с выбора стимульного материала. Сначала рекомендуется использовать светящиеся объекты в затемненной комнате, т.к. это исключает восприятие других стимулов. В качестве такого объекта можно брать настольную лампу или фонарь (источник света нужно прикрывать светлым платком), который мы помещаем перед ребенком и с определенным интервалом включаем и выключаем. Добивайтесь, чтобы ребенок зафиксировал взгляд на вспышку света. Для закрепления фиксации светящийся объект можно медленно перемещать на небольшое расстояние (вытянутой руки) в вертикальном и горизонтальном направлениях. В затемненной комнате в качестве зрительных стимулов можно использовать также фонарики, светящиеся гирлянды, светящиеся трубки с пузырьками и блестками (не более одного объекта одновременно). Сначала даем возможность посмотреть на них вблизи, затем можно отодвинуть подальше.
После того, как у ребенка появится устойчивая реакция на свет (фиксация взора, протягивание руки, желание прикоснуться), мы делаем затемненное помещение, в котором идет зрительная стимуляция, светлее. Для светлого помещения также подбираем подходящий стимульный материал. Это могут быть: флуоресцирующие материалы (хорошо видны на темном фоне: экран, занавеска), блестящие материалы (елочные украшения, дождик, гирлянды), материалы с зеркальной поверхностью, а также выполненные с помощью контрастных цветов сначала белого и черного, затем других ярких цветов. Зрительную стимуляцию в светлом помещении можно начинать с помощью черно-белых рисунков и моделей. Уточните, на каком расстоянии ребенок видит объект (фиксирует на нем взгляд). Постарайтесь вызвать у малыша визуальный интерес, направьте его руку к стимулу. Обратите внимание на скорость, с которой можно перемещать объект в горизонтальной и вертикальной плоскости, поощряйте голосом появление у ребенка прослеживающих движений глаз. Добившись устойчивой фиксации взора на объекте, стимулируйте зрительное восприятие объекта с помощью его медленного приближения и отдаления относительно носа ребенка.
Зрительную стимуляцию можно сопровождать звуковыми сигналами демонстрируемого объекта (прикрепить колокольчик), данный прием будет способствовать привлечению внимания ребенка. Постепенно увеличивайте время показа, скорость движения объекта и одновременно уменьшайте размеры и насыщенность цвета стимула.
На третьем — четвертом месяце жизни ребенка в качестве зрительных стимулов можно активно использовать:
- лицо взрослого (с яркой косметикой);
- хорошо различимые детали в одежде родителей (яркие повязки на голове, браслеты, очки, косынки, цветные перчатки, которые обеспечивают контраст с демонстрируемым в руках объектом);
- движущиеся на контрастном фоне предметы (они могут перемещаться в горизонтальной плоскости «влево — вправо», в вертикальной плоскости
«вверх — вниз», по кругу);
- стимульные коврики, выполненные из тканей, разных по цвету и фактуре (светлые тона — гладкая, темные тона — шероховатая).
При наличии устойчивой зрительной реакции на стимул (объект), закрепите его в качестве зрительной мишени в кроватке, внесите в качестве детали в одежду и предметы детского быта (носки, платки, полотенце, салфетка, чехол на бутылочку). При таком подходе стимуляция идет в отсутствии взрослого, оставаясь один, ребенок начинает рассматривать попадающие в его поле зрения стимулы.
У зрячего ребенка в возрасте трех — четырех месяцев появляются первые элементы зрительного поведения: он начинает демонстрировать инициативные движения глаз по поиску зрительного стимула, реагирует улыбкой на лицо взрослого, пытается следить за своими руками (формируется координация рука — глаз). Как правило, у ребенка с остаточным зрением зрительное поведение самостоятельно в этот период не возникает. Его появление сопряжено со специальной зрительной подготовкой. Работу начинайте с упражнений по переводу взгляда малыша с одного объекта на другой. Сначала это делают с помощью двух источников света (два фонарика), сначала включают один, затем второй. Далее можно использовать яркие объекты на контрастном фоне (сначала появляется один, затем другой). Обратите внимание на необходимость менять положение зрительных стимулов. В начале работы последовательно располагайте их на одной линии (вертикально, горизонтально), затем один объект — ближе, другой — дальше.
Далее необходимо помочь ребенку найти свои руки. С этой целью можно одевать ему яркие варежки, варежки с нашитыми колокольчиками. Зафиксируйте взгляд ребенка на руках, затем медленно выполняйте простые движения руками ребенка (сначала одной рукой, затем другой,
после двумя). Следите, чтобы движущаяся рука вела за собой взгляд. Начинайте с движений рук по одной линии (лево — право, верх — низ), затем переходите к движениям, связанным с удалением и приближением, выполнением каких-либо действий (постучали, похлопали, погладили, схватили и т.д.).
Обратите внимание, реагирует ли ребенок зрительно на ваше приближение. Помогите ему рассмотреть ваше лицо, выделите с помощью яркой косметики глаза и губы, оденьте на голову яркую повязку или косынку. Сначала сопровождайте свое появление в поле зрения ребенка голосом, затем добивайтесь от него реакции, основанной только на визуальном (зрительном) восприятии.
Родителям необходимо наблюдать за ребенком и выявлять: когда он реагирует на зрительный стимул (когда вы перед ним, над ним), в каком положении у него это лучше получается (лежа, сидя), в каких пределах поля зрения ребенок дает реакцию; на какой стимульный материал ребенок лучше реагирует. Помните, что стимуляцию лучше всего проводить, когда ребенок активен, в хорошо знакомой обстановке (можно под музыку). Частота упражнений по зрительной стимуляции – не менее четырех раз в день.
Заниматься зрительной стимуляцией и подготовкой можно только при наличии соответствующих рекомендаций специалиста (тифлопедагога).
У здорового ребенка в период с шести до девяти месяцев значительно улучшается острота зрения, зрительное восприятие становится основным инструментом изучения объектов, находящихся как в руках малыша, так и вокруг него. К году он может зрительно различать очень мелкие объекты (размером 2—3 мм), внимательно рассматривать лица, способен к поиску спрятанных после рассматривания предметов, демонстрирует зрительную мотивацию и зрительный контроль за движениями в направлении желаемого объекта.
Для ребенка с нарушениями зрения второе полугодие — благоприятное время для зрительной подготовки. С малышом продолжают отрабатывать умения прослеживать взором за объектом, различать объект и фон, а также создают условия для постепенного расширения его зрительных возможностей: развивают зрительно-моторную координацию, учат исследовать с помощью зрения окружающий мир.
Уделяйте внимание развитию у ребенка способности к восприятию объектов на расстоянии. Сначала проверьте, замечает ли ребенок взрослого, движущегося на расстоянии метра. Затем, отходя от него, найдите расстояние, с которого он способен вac замечать, помогайте ему в этом (двигаемся, называем малыша по имени). Упражняйте ребенка в умении замечать взрослого, постепенно уменьшая оказываемую ему помощь. Результат, к которому надо стремиться: ребенок замечает ваше появление без дополнительных стимулов (голос, движения). Рекомендуется предлагать малышу упражнения на поиск взглядом знакомых людей. Один из членов семьи молча стоит, другой спрашивает «Где мама (папа)?». Если ребенок не находит помогайте ему движением или звуком. Постепенно задача усложняется: взрослый прячется за стулом, он издает звуки, когда его улыбающееся лицо появляется из-за стула, затем звуки издаются, когда взрослый прячется за стулом. Периодичные появления и исчезновения знакомого человека стимулируют малыша осуществлять активный зрительный поиск.
Обращаем внимание на необходимость развивать умение воспринимать предметы на расстоянии. Можно организовывать с ребенком разнообразные игры с мячом. Установите максимальное расстояние для восприятия мяча на расстоянии ( 1 , 5 — 2 метра и более). Один взрослый сидит на полу позади ребенка, другой — стоит на коленях перед ним, зовет малыша и медленно катит мяч к нему. Сидящий родитель вращает мяч в руках с целью достижения устойчивой фиксации взора и затем медленно катит мяч обратно. В процессе игры расстояние и
скорость движения мяча постепенно увеличиваются. При наличии специальных упражнений дети также с удовольствием играют в игру
«Где лампа?». Взрослый сажает ребенка в удобную позу или берет на руки и начинает спрашивать: «Где лампа? Где музыка? Где мишка?». При этом называются слова, в отношении которых сформированы устойчивые связи с конкретными образами, а также слова, обозначающие объекты, находящиеся в поле зрения ребенка.
Полезно упражнять ребенка в рассматривании объектов с близкого расстояния. Посадите его за стол, положите на поверхность стола игрушку, конфету (дольку мандарина, кусочек хлеба и т.д.). Стимулируйте ребенка посмотреть на них, взять в руку. Постепенно уменьшайте размеры предметов, снижайте насыщенность их окраски.
Организуя с малышами упражнения, направленные на развитие остаточного зрения, необходимо помнить, что зрительную информацию нужно преподносить небольшими блоками, и она должна отвечать потребностям ребенка, т.е. быть для него привлекательной. Обязательно продумываем, как облегчить ребенку восприятие зрительной информации. При этом в первую очередь учитывайте контрастность и освещенность. Контрастность подбирается с учетом реакции ребенка (черный — белый, синий — желтый, красный — зеленый и др.). Наилучшая освещенность достигается при расположении объекта напротив источника света (источник света (окно, искусственное освещение) находится позади или позади — слева от ребенка, объект — перед ребенком и луч света падает прямо на него).
В возрасте одного года здоровый ребенок имеет достаточно высокую остроту зрения вблизи и вдаль, способен к восприятию глубины, различению простых геометрических форм (круг, треугольник, квадрат), проявляет интерес к картинкам. В этот период зрение становится основным источником получения информации и способствует
активному взаимодействию малыша с окружающим миром. В два года завершается развитие оптической системы, острота зрения приходит в норму, основные движения глаз становятся плавными и координированными. Ребенок способен подражать наблюдаемым движениям, может подбирать объекты по заданному признаку (цвету, форме, размеру), показывать картинки в книге. Малыши трехлетнего возраста выполняют, опираясь на образец, простейшие узоры из мозаики, могут рисовать круг, зрительно соотносить форму вкладыша с формой отверстия.
С ребенком, имеющим нарушения зрения, в этот период идет интенсивная работа по зрительной подготовке. Его продолжают учить прослеживать взором движущуюся цель. Для решения данной задачи можно использовать следующие упражнения: наблюдать за мыльными пузырями, за полетом воздушного шарика или бумажного самолетика; «ловить» лучом фонарика в затемненном помещении движущееся светлое пятно от лампы и др.
Малышам необходимо создавать возможности для зрительного восприятия и узнавания предмета в разных условиях (в руках, на столе, в коробке, на полке и т.д.) и с разных позиций (смотрим на него сзади, спереди, сверху, снизу). Подобные упражнения помогают ребенку осознать, что предмет остается неизменным, независимо от его положения.
Для детей с нарушениями зрения очень важно учиться выделять объект из фона, т.е. находить нужные предметы среди нескольких (печенье на столе, машинку на ковре и т.д.). С этой целью с детьми рекомендуется организовывать игры по поиску определенных объектов: предмета в комнате («Куда спряталась собачка?»), предметов на улице («Собираем шишки»,
«Собираем цветы»), своей одежды и обуви среди вещей других членов семьи.
Активно обращаем внимание детей на детали предметов. При рассматривании чего-либо учим использовать ручное обследование.
Соединение движений рук и глаз обеспечивает получение более полной и качественной информации об объекте. Здесь в первую очередь рассматриваем объекты ближайшего окружения: ищем глазки у куклы, колеса у машины, застежку у сумки, карман на куртке и др.
В этот период необходимо начинать работу по обучению детей с нарушением зрения выделению таких признаков предметов как величина, форма, цвет. При организации данной работы полезны упражнения на сортировку и сравнивание предметов (нужно обучать простейшим приемам сравнения, например, с помощью наложения). Ребенку можно предлагать разложить пуговицы и бусинки, колечки и шарики; сложить пирамидки из больших и маленьких брусков. Дети проявляют большой интерес к играм типа: убрать со стола предметы одинакового цвета, собрать в коробку предметы одинакового цвета, одеть одежду одного цвета.
После того как ребенок научился узнавать трехмерные объекты: мяч, кубик, колечко, машинка, он приобретает способность видеть двухмерные (картинки). С детьми раннего возраста необходимо широко практиковать рассматривание картинок, начиная с простых предметных изображений (предметы ближайшего окружения: чашка, штаны, мяч, человек и др.). Обратите внимание, чтобы изображения были четкими, окрашенными в яркие контрастные цвета, лишенными мелких несущественных деталей. Помните, что ребенок извлечет гораздо больше информации, если будет пользоваться специальными приспособлениями: очками, лупами, подставками для изображений, мольбертами для организации дидактических игр и рисования. При рассматривании, как объектов, так и изображений необходимо обращать внимание на зрительную ориентировку в пространстве (что находится снизу и сверху, над и под, рядом).
У малышей, способных самостоятельно передвигаться, необходимо активно развивать зрительно-двигательную координацию в пространстве. Рекомендуется ее отрабатывать с помощью следующих упражнений: подползти под стол, стул; пройти по очерченной линии, поставить кубики в
нарисованные кружки, провезти машинку по очерченной линии; попасть ложкой в чашку, надеть кольцо на стержень; ударить ногой по мячу и т.д. Развитию зрительно-моторной координации также способствуют прыжки на батуте, лазанье по шведской стенке
Таким образом, развитие остаточного зрения — одно из ведущих направлений работы в раннем возрасте. Взрослым необходимо помнить, что даже очень низкое зрение при правильном использовании может значительно улучшить возможности ребенка в межличностном общении, познании окружающего мира, в достижении более высоких показателей пространственной ориентировки и мобильности.
6. Подвижные мобиле для упражнений в фиксации и прослеживающей функции взора.