Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своимвосприятием, своей скоростью реакции,своей закономерной непредсказуемостью.
Моз гребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: детии наче мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются.
Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология.
В этом материале под словом «взрослый»понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период;с4до10 —период детства; до 4 лет—раннего детства.
Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.
Коротко о главных элементах головного мозга
Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий,стволмозга,мозжечок,таламус,базальные ганглии —всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.
Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.
· Являются строительным материалом для мозга
· Из них формируются различные участки мозга
· Онио бмениваются информацией внутри мозга
· Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
· Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
· Благодаря синапсам связываются участки из тыся чнейронов
· Покрывает волокна взрослых нейронов
· Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
· Повышает эффективность связей между нейронами в 3000раз
Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.
У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средниймозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.
У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакциии двигательную активность.Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.
Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека насвет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основудля дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!
Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций.После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.
· Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
· Объём мозга составляет 25% отс воего будущего взрослого объёма
· Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи
· В это время в мозге формируется до 2000000 синапсов каждую секунду
· В этот период закладывается будущая структура мозга
· Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
· Развивается эксплицитная (сознательная) память
· К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию
· Мозг ребёнка в этомвозрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода;на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте—до 50%.
· Начинают формироваться логические способности.
В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.
Влобнойдоленачинаетсяпроцессобразованиямиелиновогослоя,которыйоткрывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.
Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность.
Оценка рисков, расстановка приоритетов,самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.
Завершается процессвы зревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20лет, пока мало изучены.
Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25,
когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.
Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения.
Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится болеес пециализированным для совершения более сложных функций, чтоприводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам.
Есть говорящий пример: втечение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы
«настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение.
В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или
овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.
Поматериалам ECED.