СПб ГКУЗ «Специализированный психоневрологический
дом ребенка №13 Адмиралтейского района»,
г. Санкт-Петербург
Зрение - важнейший канал получения информации об окружающем мире. Во время зрительного восприятия предметов и явлений человек получает информацию о форме, цвете, величине предметов, их расположении в пространстве. Данная информация, воспринятая посредством органа зрения, важна для жизнедеятельности. Используя зрение, человек получает около 80% информации об окружающей среде и использует ее в различных целях, в том числе и обеспечение собственной безопасности, исследование свойств предметов и объектов и прочее.
Ребенок способен видеть уже с рождения, однако его зрительная функция пока еще несопоставимо отлична от зрительной функции взрослого человека. Формирование представлений об окружающей действительности происходит постепенно. Зрительное восприятие развивается параллельно и во взаимосвязи с другими органами чувств. Все увиденное начинает соотноситься с ранее произошедшими событиями.
Таким образом, процесс развития зрительного восприятия подкрепляется уже имеющимися в опыте знаниями. Качество зрительного восприятия сильно зависит от базовых функций зрения. К ним относится острота зрения, функция которой заключается в обеспечении различения форм мелких деталей и опознания предметов. Нарушение данной функции отрицательно сказывается на познавательной деятельности ребенка.
Цветоразличение (цветовое зрение) – это способность глаз воспринимать многообразие цветов. Нарушение данной функции приводит к затруднениям в учебной и трудовой деятельности, пространственной ориентации.
Благодаря цветоощущению человек воспринимает многообразие цветов. Нарушение этой функции характеризуется невозможностью различения оного из трёх цветов (красного, синего, зеленого).
Под полем зрения понимается пространство, которое воспринимается одновременно при неподвижном (фиксированном) взгляде. Нарушение функции приводит к снижению способности видеть предметы целостно.
Глазодвигательная функция влияет на качество восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все выше представленные функции педагоги должны развивать у детей с рождения.
С первых дней жизни у ребенка заложен ряд защитных и ориентировочных зрительных реакций. Это зрачковый рефлекс, поворот головы в сторону источника света, зажмуривание глаз при ярком свете, прослеживание взглядом за медленно перемещающимся предметом или объектом. Уже с первого месяца жизни возникают новые ориентировочные реакции. Постепенно расширяются и усложняются базовые функции зрения. Сначала увеличивается расстояние, на котором ребенок может наблюдать за движущейся целью, затем увеличивается длительность зрительного сосредоточения, затем усложняется восприятие форм и цветов. К концу шестого месяца жизни ребенок уже способен различать лица людей [2].
Первое полугодие жизни является важным периодом для развития зрения. При недостаточном сенсорном опыте возникает недоразвитие зрительной функции у ребенка, что в свою очередь оказывает значительное влияние на формирование и протекание всех психических процессов. При ограниченном зрительном опыте у ребенка снижается познавательный интерес, хуже развивается эмоциональная сфера, задерживается моторное и речевое развитие [1].
Существуют разные формы и методы работы для развития зрительных ориентировочных реакций у детей от 0 до 6 месяцев.
В планировании занятий важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение задач, доступных для детей раннего возраста. Период раннего детства характеризуется быстрыми темпами развития, поэтому к каждому этапу работы необходимо подходить дифференцированно. Занятия не должны быть идентичными, педагог должен заинтересовать малыша, вызвать у него желание играть. Особое внимание следует уделить не только планированию работы с ребенком, но и анализу проведенных занятий, который позволяет выявить уже существующие умения малыша и определить зону его ближайшего развития. Таким образом, анализ проведенного занятия используется для построения дальнейшего планирования работы. В младенческом возрасте игры-занятия по развитию зрительного восприятия проводятся ежедневно. Работа с детьми от 0 до 6 месяцем организуется в разное время, в соответствии с их режимом сна и бодрствования и уровнем развития.
Малыши первых трёх месяцев жизни, бодрствуют от тридцати до восьмидесяти минут. К шести месяцам промежуток бодрствования увеличивается до двух часов. Это время можно использовать для организации занятия с малышом. Важно проводить занятия в первой половине бодрствования, когда ребенок еще не устал. Необходимо выбрать удобное для занятий место (за исключением кроватки). Источник света должен находиться за головой ребенка [3]. Игры с ребёнком следует проводить, когда он спокоен и бодр, после кормления. Время занятия - не более пяти минут.
Для полноценной и разносторонней стимуляции развития зрительных ориентировочных реакций у детей младенческого возраста, помимо проведения игр–занятий важно уделить внимание организации среды для бодрствования ребенка. Развивающая среда для развития зрительно ориентировочных реакций у младенцев включает в себя организацию пространства для бодрствования ребенка и оснащение этого пространства необходимыми материалами, стимулирующими развитие зрительных ориентировочных реакций. Эти материалы должны быть размещены в поле зрения ребенка во время его бодрствования.
У детей, для которых организована развивающая среда и проводятся регулярные игры-занятия, с первых дней жизни отмечается положительная динамика в развитии зрительных ориентировочных реакций. Это позитивно отражается и на дальнейшем развитии зрения, а также всех психических функций.
Важно понимать, что представленные выше рекомендации по развитию зрительных ориентировочных реакций ребенка первых месяцев жизни, являются примерными. В работе, в каждом конкретном случае, следует наблюдать за ребенком, учитывать его индивидуальные особенности и интересы, и в соответствии с этим выбирать подходящие способы и средства работы.
Библиографический список